Протестантская архитектура, как отрицание формальной пышности католицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Суть протестантизма о спасении души человека только его верой, которая даруется БРогом без посредничества церкви была воспринята обществом чрезвычайно остро. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются Папе. Протестанты отвергают монахов, прелатов, крестное знамение, священные облачения, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище. В отличие от догматики католицизма богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры признано Священное писание.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………...................3
II. История возникновения протестантизма……………………………………5
-Антагонизм идей
католической и протестантской церквей..............................................................7
III. Протестантское зодчество…………………………………………………..9
- Немецкая кирха
- Символизм архитектурных приёмов и элементов
- Протестантская архитектура в наши дни
IV. Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Протестантская архитектура,.docx

— 288.32 Кб (Скачать)

- -

 

План:

 

I. Введение……………………………………………………………...................3

II. История возникновения протестантизма……………………………………5

-Антагонизм идей

католической и протестантской церквей..............................................................7

III. Протестантское зодчество…………………………………………………..9

- Немецкая кирха

- Символизм архитектурных  приёмов и элементов 

- Протестантская архитектура  в наши дни

IV. Заключение…………………………………………………………………..14

 Список литературы…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

      На закате Средневековья отделению протестантской церкви от католической способствовали процессы, приведшие Церковь к Реформе, также повлиявшие европейскую культуру, вызвав тем самым переход от Средневековья к Ренессансу.

На закате Средневековья сложилась во многом тупиковая ситуация. Любые творческие порывы человека, выходящие за рамки церковного понимания христианства, воспринимались как ересь.

Мышление, выходящее за пределы  категорий определенных католической церковью, оценивалось как греховное  и ложное. Апологеты средневекового мышления создали свои нерушимые  каноны «правильного и неправильного, и преподносили их в качестве единственного  источника истин. «Приходить к Богу, как на праздник, а не жить Им каждую минуту» — вот типичное средневековое мышление.

Протестом такому мышлению в XVI веке, стала массовая оппозиция против духовной монополии католицизма , которую возглавили Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Суть протестантизма о  спасении души человека только его  верой, которая даруется БРогом без посредничества церкви была воспринята обществом чрезвычайно остро. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются Папе. Протестанты отвергают монахов, прелатов, крестное знамение, священные облачения, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище. В отличие от догматики католицизма богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры признано Священное писание.

Придерживаясь основных концепций ,протестантская архитектура повторяет  идею отрицания посредничества между  Богом и людьми. Она не признаёт пышное внешнее и внутреннее убранство церкви, богатые церемонии ,формальные обряды и традиции.

 

Протестант не приходит к  Богу в церковь, он живёт им каждую минуту.

Аскетичность протестантской архитектуры, символизирует веру и жизнь с Богом - совершенно обычное дело, сближающее церковь по убранству и функциональности с общинным домом, вмещающим в себе всех верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. История возникновения протестантизма.

 
 
 
 
 
 




      Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако История протестантизма прослеживается в более ранние века. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире.

Вождём религиозной революции  стал Мартин Лютер. Глубоко верующий по натуре, он вскоре по окончании Эрфуртского университета постригся в монахи-августинцы (1505). В 1509 году занял кафедру философии в Виттенбергском университете, но затем защитил богословскую диссертацию, стал доктором теологии и перешёл на кафедру богословия. Одновременно читал проповеди в церкви и имел в этом большой успех. В 1510 году Лютер совершил деловую поездку в Рим и был потрясён тамошними легкомысленными нравами.

Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

В первых семи тезисах Лютер утверждает, что «покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное» (4 тезис). «Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог» (6 тезис).

В последующих десяти тезисах Лютер  критикует католический догмат о Чистилище, которое как бы стирает значение смерти (13 тезис).

В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо «лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим спасением» (28 тезис — основа монергизма). Кроме того, «купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно спасен» (30 тезис). «Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием» (принцип Sola fide).

В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, — пишет он в 62 пункте, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога (лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura

В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что «у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи» (75 тезис). «В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи?» (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис)

В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой «на небо следует входить не деньгами, а скорбями» (94-95 тезисы)

Папский указ, запрещавший продолжать полемику, был проигнорирован. Лютер  написал и издал  свою программу в которой активно предлагал:

  • Сбросить с Германии папское иго.
  • Отменить священство, монашество и церковное землевладение.
  • Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.
  • Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.

В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно сразу  же было подхвачено в Швейцарии, и  дало толчок к развитию новых разновидностей реформационного движения.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в  большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах.

 

 

 

 

 

 

Антагонизм идей

католической  и протестантской церквей

  Католическая церковь претендует на статус единственной истинной вселенской церкви во главе с папой римским.

У протестантов же единой церкви нет. Есть много направлений и          церквей, которые признаются равноценными.

 

Католики почитают каждого папу римского как верховного понтифика, суверена святого престола, преемника апостола Петра и наместника Иисуса Христа на земле.

 

Протестанты, напротив, уверены, что такое толкование противоречит библейским заветам. В протестантской или евангелической церкви нет такой  строгой иерархии, как в католической.

 

 

Рукоположение в сан для  католических епископов, священников  и диаконов - акт посвящения всей жизни Христу. Священнослужитель  полагается ближе к Богу, чем паства.

 

    Евангелическая  церковь не рассматривает рукоположение  как таинство. Сан - это обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. В принципе, это служение может нести и любой мирянин. В большинстве ветвей протестантизма допускается рукоположение в сан женщин.

 

 

Евхаристия или Святое причастие восходит к тайной вечере и должен напоминать верующим о страстях и воскресении Господнем.

 

В католической церкви обряд  причащения может проводить только рукоположенный в сан священник. Лишь он способен претворить хлеб и  вино в тело и кровь Господни. Приверженцы других христианских церквей  к причастию в католические храмы не допускаются.

В евангелической церкви обряд  может проводить любой верующий. К причастию допускаются все  крещеные христиане.

 

 

В Римско-католической церкви обет безбрачия или целибат обязателен для всех священнослужителей и монахов. Он рассматривается как обет безраздельного служения Богу.

 

В евангелической церкви обет безбрачия тоже допустим, но на добровольной основе. Сам Мартин Лютер отказался от него и в 1520 году взял в жены бывшую монашку Катарину фон Бора.

 

 

Римско-католическая церковь  поклоняется Пресвятой Деве Марии  как матери Божьей и царице небесной. Протестанты указывают, что в  самой Библии никаких указаний на избавление Девы Марии от первородного греха и ее вознесение нет.

 

То же и с поклонением  святым. Католическая церковь канонизировала более четырех тысяч святых. Католики молят их о заступничестве, поклоняются  святым мощам и верят в их чудотворную  силу. Протестанты это категорически  отвергают. Они считают, что верующим заступничество не нужно, они вольны обращать свои молитвы непосредственно  к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Протестантское зодчество

      Немецкое слово Kirche сродни голландскому kerk, шотландскому kirk, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому «κυριακή» ('Господний'). Соответственно, в русском языке смысл этого слова существенно у́же, чем в первоисточнике.

При переводе на русский язык иногда названия на оригинальном языке оставляют  без перевода. Тогда в названии присутствует слово «кирха» на языке  той страны, где здание находится. Помимо немецкого могут быть швед. kyrka (щирка), исл. kirkja (киркья), фин. kirkko (киркко), эст. kirik (кирик).

Характерно разнообразие стилей лютеранских  кирх:

  • романский стиль
  • готический стиль
  • неоготика
  • классицизм
  • ренессанс
  • барокко
  • модерн

Традиционно различают три основных типа здания: собор, церковь и капелла (часовня). Собором обычно именуется внушительное церковное здание, где находится кафедра епископа (при епископальной системе церковного устройства).

Среди развивающейся современной  сакральной архитектуры протестантская занимает особое место. Если православные и католические святыни используют устоявшуюся систему организации  храма и "отработанную" объемно-пространственную композицию, зачастую склоняясь к  историко-архитектурным "цитатам", то в основе архитектурного облика протестантского храма лежит  сакральный символ – образ корабля (ковчега), дома, креста, космоса, человека.

Исторически сложилось, что наиболее склонными к восприятию нового мировоззрения  оказались именно протестантские ветви  христианства – лютеранство, кальвинизм и англиканство, поскольку уже  в основе их стоит идея реформы  и нового взгляда на то, что кажется  традиционным и незыблемым

  Издавна места для культовых сооружений всегда выбирались исходя из предполагаемого расположения здания в пространстве, ориентации его по сторонам света, значения территории и были приоритетными в городской среде. Застройка городского центра формировалась в соответствии с восприятием собора как доминирующего элемента всего ансамбля. Как правило, главный фасад культового сооружения выходил на площадь города, а в некоторых случаях и формировал ее. Во времена появления и развития Реформации протестантскими становились в основном старые церкви, изначально строившиеся как католические и носившие в своем образе классический, католический, символизм. Только в тех храмах, которые возводились уже непосредственно как протестантские (лютеранские и кальвинистские в частности), начала развиваться своя символика, связанная с доктринами протестантизма. В них присутствует только одна вертикальная доминанта-башня, потому что согласно четвертой доктрине протестантизма Solus Christus (Только Христос) Христос – единственный посредник между Богом и человеком и спасение возможно только через веру в Него.

Информация о работе Протестантская архитектура, как отрицание формальной пышности католицизма