Рекреационные комплексы в городах северных широт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Целью написания этой работы является изучение методов проектирования рекреационных комплексов и разработка практических рекомендаций по их развитию в городах северных широт России .
Для достижения цели работы необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: -проанализировать основные методы проектирования рекреационных комплексов; -выявить и исследовать основные факторы организации рекреационных комплексов в северных городах; -охарактеризовать и дать оценку состоянию развития рекреационных комплексов в настоящее время на территории России и зарубежья;

Содержание

Введение.
Глава I.
1.1.Роль рекреационных комплексов в современной жизни городов северных широт.
1.2. Классификации рекреационных комплексов.
Глава II. Анализ факторов, влияющих на архитектурно-планировочную организацию рекреационных комплексов в городах северных широт.
2.1 Общие требования к формированию рекреационных комплексов в северных городах.
2.1.1 Градостроительные
2.1.2 Социально-экономические требования.
2.1.3 Природно-климатические требования.
2.1.4 Экологические требования
2.2 Функциональные особенности формирования рекреационных комплексов в северных городах.

Глава III. Анализ функционально-планировочной структуры рекреационного комплекса.
3.1. Функциональная организация рекреационных комплексов. Их состав.
3.2. Помещения жилого назначения.
3.2.1. Варианты планировочных решений.
3.2.2. Планировочная организация номеров
3.2.3. Планировочная организация обслуживающих помещений.
3.2.4. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов.
3.3 Помещения общественного назначения.
3.3.1. Структура помещений общественного назначения.
3.3.2. Функции общественных помещений.
3.4 Помещения общественного питания.
3.5. Помещения административно-хозяйственного назначения.
3.5.1 Группа помещений вестибюльной группы и административно-конторских помещений.
3.5.2. Группа инженерно-технических и хозяйственных помещений.
3.6. Помещения спортивно-туристского назначения.
3.6.1. Структура помещений спортивно-туристского назначения.
3.6.2. Функции спортивно-туристских помещений.
3.7 Помещения спортивно-оздоровительного назначения.
3.7.1. Группа помещений лечебного назначения.
3.7.2. Группа помещений спортивно-тренировочного назначения.
3.8. Помещения зрелищно-развлекательных и информационно-познавательных учреждений.
3.9. Элементы благоустройства рекреационных комплексов.
3.10. Автомобильные стоянки.

Глава IV. Анализ опыта проектирования и строительства объектов рекреационных комплексов.
4.1. Обзор существующих рекреационных комплексов, баз отдыха и туризма.
4.1.1 Отечественный опыт строительства рекреационных комплексов и учреждений досуга.
4.1.2. Зарубежный опыт строительства рекреационных комплексов и учреждений отдыха.
Глава V. Выводы о перспективе формирования рекреационных комплексов в городах северных широт

Библиография
Состав помещений

Работа содержит 1 файл

Referat_diplomnyy.docx

— 2.71 Мб (Скачать)

 

3.5. Помещения административно-хозяйственного назначения.

 

Группа административно-хозяйственных  помещений рекреационного учреждения образует пространство обслуживания рекреационного процесса, обеспечивая условия для основного технологического процесса, административного управления рекреационным учреждением и инженерно-технического и хозяйственного функционирования всех помещений.

Располагают эти группы помещений  в зависимости от выполняемых  ими функций и их направленности на объект рекреационного обслуживания.

Группа помещений основного  технологического процесса является главной  в пространстве обслуживания; имеет  функциональную направленность на рекреантов, обеспечивая связь человек — человек, и размещается на первом этаже, в группе вестибюльных помещений с центральным входом. 

Группа административно-конторских помещений является основной в пространстве управленческого обслуживания; имеет  функциональную направленность на персонал рекреационного учреждения, обеспечивая  связь человек — человек, и  размещается между жилыми и общественными группами помещений.

Группа инженерно-технических  и хозяйственных помещений является необходимой в пространстве материального обслуживания, имеет функциональную направленность на материальную базу, обеспечивая связь человек — машина, и размещается в подвальных или технических этажах рекреационного учреждения.

 

 

Структура планировочной организации административно-хозяйственных помещений.

 

 

3.5.1. Группа помещений вестибюльной группы

Планировочная организация  помещений вестибюльной группы определяется составом и типом рекреационного учреждения. Помещения вестибюльной группы являются главным: планировочным, коммуникационным и технологическим узлом. Планировочная организация вестибюльных помещений связана с планом первого этажа и объёмно-пространственным решением всего здания рекреационного учреждения, В вестибюле располагают основные вертикальные и горизонтальные коммуникации — лифты, эскалаторы, лестничные клетки, коридоры, обеспечивающие внутреннюю связь по этажам и через входы — с внешней средой. В вестибюле происходит организация основного технологического процесса: прием — размещение — обслуживание. Многофункциональность помещений вестибюльной группы — передвижение посетителей, багажа; организация приема и оформление документов; торговое, бытовое и экскурсионное обслуживание; предоставление почтово-телефонной и интернет связи и банковских услуг; отдых, ожидание при оформлении документов требует организации различных функциональных зон: свободной зоны вестибюля, зоны работы, торговой зоны и зоны обслуживания, зоны отдыха (ожидания).

Взаимосвязь и взаимное размещение этих зон обусловливает различные планировочные решения помещений вестибюльной группы. Состав и площади функциональных зон определяют в зависимости от уровня комфорта, вместимости и типа рекреационного учреждения. По современным нормам в рекреационных учреждениях туристского типа

в составе приемно-вестибюльной группы помещений предусматривают  медпункт и изолятор; площадь вестибюльных помещений, например, в туристских гостиницах принимают 0,8—0,9 м2 на одно место, площадь помещений приема — 55—70 м2 для гостиниц высшего уровня комфорта.

Размещение помещений  вестибюльной группы может быть как  централизованным, так и отдельно стоящим зданием, особенно для рекреационных учреждений отдыха санаторного типа и при их павильонной застройке.


 

Схемы планировочной  организации помещений вестибюльной группы:

а — фронтальная; б — продольная; в — концентрическая; 1 — зона входа; 2 — зона вестибюля; 3 — зона вертикальных коммуникаций; 4,5,6 — зона работы; 7 — торговая зона; 8, 9 — зона почтово-телефонно-телеграфной связи; 10 — зона отдыха

 

Планировочная структура  вестибюльных помещений включает крупный планировочный элемент — зону вестибюля, свободную от людского потока, вокруг которой размещаются

разные по функциям мелкие планировочные элементы — зона работы, торговая зона, бюро обслуживания, зона отдыха.

Свободная зона вестибюля  должна обеспечивать беспрепятственное  размещение потока отдыхающих и их свободное перемещение в зоне вестибюля. Площадь вестибюля зависит от размещения туристского учреждения на маршруте, которая имеет возможность единовременно разместить не менее двух туристских групп (30—40 чел.).

Пограничными элементами притяжения («магнитами») в свободной  зоне вестибюля являются главный  вход и основные вертикальные коммуникации. Беспрепятственное движение отдыхающих от главного входа к вертикальным коммуникациям предполагает прямо противоположное или угловое их размещение.

Планировочная организация  рабочей зоны определяется принятым технологическим процессом. Размещение рабочей зоны в цепочке главный вход — рабочая зона — вертикальные коммуникации может быть различным: одностороннее — размещение со стороны главного входа; двустороннее — размещение со стороны вертикальных коммуникаций; трехстороннее (угловое) — размещение между главным входом и вертикальными коммуникациями. Трехстороннее размещение наиболее рациональное.

Состав рабочей зоны определяется функциями приема, оформления, размещения, обслуживания. Последовательное размещение этих функций в рабочей зоне или их совмещение на одном рабочем месте создают комфортность обслуживания в вестибюле.

Планировочная организация  вертикальных коммуникаций зависит от уровня комфорта рекреационного учреждения. По количеству этажей и вместимости рекреационного учреждения определяют количество лифтов и наличие лестничных клеток. Размещение лифтов и лестниц может быть совмещенным в виде лестнично-лифтового узла или раздельным. Планировочная организация вертикальных коммуникаций может быть пристенной, островной или вынесенной в холл.

При планировочной  организации зоны отдыха (ожидания) следует учитывать, что она должна быть свободной от людского потока и размещаться вдоль окон, напротив или рядом с зоной работы. Для туристских учреждений при вестибюле может быть организована зона отдыха в виде изолированного помещения, холла или гостиной.

В гостиницах высшего уровня комфорта предусматривают бюро обслуживания (сервис-бюро), планировочная организация которого зависит от размещения зоны работы и принятой формы организации технологического процесса. При раздельной форме организации технологического процесса бюро обслуживания — это отдельное помещение на первом или втором этаже при двухсветном решении вестибюля.

При организации единой формы  обслуживания бюро обслуживания размещают  непосредственно рядом с зоной  работы. В планировочную структуру  помещений бюро обслуживания иногда включают транспортную службу в виде трансагентства или транспортного бюро.

К вестибюльной группе помещений  относятся: гардероб, камера хранения, помещения для швейцаров и носильщиков. Эту группу помещений можно сблокировать и разместить возле грузового лифта; она имеет отдельный вход в здание.

При наличии отдельного входа  в помещения питания в ресторанном  вестибюле размещают гардероб и  группу санузлов.

Функциональная  схема помещений вестибюльной группы строится с учетом взаимного расположения зоны входа, зоны вертикальных коммуникаций и основных зон вестибюля. Движение от зоны входа к зоне вертикальных коммуникаций должно быть наиболее коротким и прямоточным; размещение, основных зон вестибюля должно обеспечивать удобство ориентации от зоны входа; пересеченность людских потоков в свободной зоне вестибюля должна быть минимальной.

Рациональная организация  функциональных связей между вестибюльными помещениями способствует рациональному движению основного людского потока и распределению его по зонам на составляющие. При этом зона работы должна располагаться в зоне просматриваемости от входа; зона отдыха — на участке, свободном от людского потока; торговая зона — напротив зоны отдыха и ближе к вертикальным коммуникациям.

Расположение функциональных зон вестибюля относительно зоны распределения людского потока может  быть одно-, дву- или трехсторонним. Такое размещение функциональных зон позволяет построить планировочные решения помещений вестибюльной группы по следующим схемам: фронтальной, продольной и концентрической.

Фронтальное планировочное  решение заключается в одностороннем  расположении функциональных зон относительно входной зоны и характеризуется уменьшением длины всех составляющих движения людского потока. Размещение вертикальных коммуникаций в непосредственной близости от входа и растянутое расположение (слева и справа от входа) помещений вестибюльной группы ухудшает ориентацию проживающего, но сокращает пересеченность людских потоков.

Фронтальное планировочное  решение позволяет расчленить внутреннее пространство на две части: одна — рабочая зона, другая — торговая зона и зона отдыха.

Продольное планировочное  решение заключается в двустороннем размещении функциональных зон относительно входа и характеризуется значительной удаленностью вертикальных коммуникаций. В этом случае пересеченность людских потоков незначительна при относительно удобной ориентации.

Вытянутая прямоугольная  конфигурация плана вестибюля с  расположением входа в торцевой части и коммуникаций вдоль длинной стороны прямоугольника определяет протяженное размещение функциональных зон и требует их композиционного объединения. Внутреннее пространство при продольном планировочном решении вестибюля является единым пространством.

Концентрическое планировочное  решение заключается в трехстороннем расположении функциональных зон помещений относительно входа; при этом создается компактное внутреннее пространство с удобной ориентацией. Недостатком такого планировочного решения является большая пересеченность людских потоков, которую можно устранить введением в планировочное решение внутреннего дворика.

 

3.5.2. Группа административно-конторских помещений

Планировочная организация  административно-конторских помещений  зависит от их размещения в структуре  рекреационного учреждения. В современных  рекреационных учреждениях городского типа административно-конторские помещения располагают между жилыми и общественными этажами, повторяя конфигурацию жилого этажа.

Состав административно-конторских помещений зависит от вместимости  и комфортности рекреационного учреждения, а также от вида деятельного процесса. Деятельные процессы связаны с разработкой  документации, как в сфере производства, так и в сфере потребления  услуг. Процесс включает операции по сбору информации, ее аналитической  обработке и составлению нормирующих, регламентирующих и инструктирующих указаний, определяющих порядок организации и деятельности рекреационного учреждения и административного персонала.

Все помещения административного  назначения можно разделить по типу деятельного процесса на основные помещения и вспомогательные.

Планировочная структура  основных помещений включает несколько однотипных малых планировочных элементов: кабинеты, конторы, рабочие комнаты, приемные, обеспечивающие управленческий процесс.

Планировочная структура  вспомогательных помещений состоит из крупных планировочных элементов зального типа: залы совещаний, помещения для приема и переговоров, демонстрационные и выставочные, связанные с выполнением вспомогательных для управленческой деятельности видов работы.

Планировочная организация  основных и вспомогательных помещений заключается в различных способах членения внутреннего пространства — расчлененная (жесткая) и нерасчлененная (гибкая) планировка.

Жесткая планировка зависит от структуры здания, размеров и пропорций пространства этажа, положения узлов вертикальных коммуникаций. Жесткая планировка свойственна для протяженной объемной композиции коридорного типа. Наибольшее распространение получила коридорная планировка с одним или двумя коридорами.

Гибкую планировку применяют при отсутствии жесткой расчлененности пространства (при большезальной системе с перестановкой мебели и оборудования; коридорной системе с перемещением сборно-разборных перегородок). При гибкой планировке может меняться размещение горизонтальных связей (коридорная система) или перегруппировка рабочих мест. Гибкая планировка позволяет изменять структуру управления, а также размещать различные учреждения с любой структурой.

Традиционной является система коридорного типа с жестко расчлененной планировкой этажа. Все основные административные помещения группируются в блоки по функциональным признакам управления: группа помещений дирекции (кабинет директора, кабинет заместителя директора, приемная); группа помещений инженерно-технического персонала (кабинет главного инженера, конторские помещения инженерно-технического персонала); группа помещений планово-экономического отдела (кабинет главного экономиста, конторское помещение экономического отдела); группа помещений бухгалтерии (кабинет главного бухгалтера, конторские помещения бухгалтерии, комната кассы, приемное помещение перед кассой); группа помещений отдела кадров (комнаты начальника отдела кадров и инспекторов).

Жесткое расчлененное пространство этажа не всегда позволяет создать блок специальных помещений, обеспечивая лишь их смежное размещение. Группу помещений дирекции обычно формируют вокруг приемного помещения, ее можно размещать в торце административного коридора, используя всю ширину этажа (12 — 15 м). В гостиницах площадь кабинета директора зависит от вместимости гостиницы и составляет 10 —20 м2; площадь кабинета заместителя директора — 12 м2; площадь приемной — 10 —12 м2. Минимальная площадь кабинета на одного человека — 8м2, для двоих — 12м2. Максимальная площадь кабинета директора зависит от количества функциональных зон (зона работы, зона хранения и экспозиции, зона совещаний, зона отдыха и неофициальных приемов). Например, если зона совещаний должна быть рассчитана на 25 сотрудников, то максимальная площадь кабинета может быть 54 м2. Зону отдыха и неофициальных приемов можно вынести в отдельное, смежное с кабинетом директора помещение.

Информация о работе Рекреационные комплексы в городах северных широт