Связь архитектуры фасада здания с природным окружением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:48, реферат

Описание работы

Связь архитектуры фасада здания с природным окружением можно проследить с очень давнего времени, ни интерьеры всегда оставались отрезанными от внешнего пространства, здесь разница с современной архитектурой очень заметна. То, что прежде не удавалось достичь средствами архитектуры, достигалось с помощью живописи, стремившейся создать иллюзию раскрытого пространства. Барокко и классицизм дают ряд ярких примеров таких живописных иллюзорных решений, где живопись имитирует не только лепку и скульптуру, но и пейзаж (природное окружение) и даже саму архитектуру. Современный архитектор дает не кажущуюся на реальную перспективу, дает зрителю не изображение, а реальные видимые пространства. В непосредственной связи с названным выше находится и такая черта современной архитектуры, как создание с помощью архитектурных средств природного окружения, что можно рассматривать как реакцию на постоянно усиливающийся процесс урбанизации. Эта черта по сути противоположная раскрытию пространства, призвана, однако, сыграть ту же роль - восполнить недостаток природного окружения с помощью всех имеющихся в распоряжении современного архитектора средств. Озеленение, естественные материалы, — все это в хороших примерах, не имитирует а создает архитектурными средствами тонкий синтез природных черт и вносит в искусственно созданную человеком среду элемент естественности, народности. Не только отдельные растения, но иногда целые газоны с водоемами и большими камнями включаются теперь в интерьеры общественных зданий. Строительные материалы применяют в их природном, естественном виде: бутовый камень, неокрашенная, а иногда и «необработанная» древесина.

Работа содержит 1 файл

Связь архитектуры фасада здания с природным окружением.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Весьма интересен  польский опыт идентификации и типологии  культурного ландшафта. Польша имеет  достаточно хорошо разработанную методологию  ландшафтных исследований, в особенности  в области ландшафтной архитектуры (Michalowski, 1993). В связи с излагаемой здесь темой полезно будет остановиться на исследованиях проф. Я. Богдановского (Bogdanovski, 1993). Современный ландшафт подразделяется им на девственный, природный и культурный, причём культурным ландшафт становится тогда, когда человеческая деятельность в нём столь значима, что его дальнейшее существование возможно только при соответствующих мерах поддержки. Природный ландшафт включает социокультурные компоненты (экстенсивные формы природопользования), но они не столь значимы, чтобы определять его развитие. Девственный ландшафт практически не сохранился, его можно встретить только на охраняемых территориях. Дальнейшая типологизация основывается на строении земной поверхности (формах рельефа) и формах ландшафтного покрова, который слагается из объектов как природного, так и антропогенного генезиса. Последний уровень типологии касается только культурного ландшафта и исходит из двух логических оснований — социально-экономического статуса (ландшафты сельскохозяйственные, индустриальные и урбанизированные) и стилевых архитектурных особенностей. Соответственно выделяются ландшафты раннесредневековые, средневековые, современные периода ренессанса, современные периода барокко, современные периода классицизма, современные периода индустриализации. Характеристика каждого такого типа включает: основные отличительные черты ландшафта, влияние социально-экономических отношений на развитие ландшафта, строение земной поверхности и ландшафтного покрова, характерные элементы композиции, организационно-планировочное строение территории. Каждый ландшафт несёт в себе черты истории, которые могут сохраняться в большей или меньшей степени, но они всегда есть и определяют «традицию местности», которая должна обязательно учитываться в процессе принятия управленческих решений. Гармония ландшафта служит свидетельством корректности управления окружающей средой. В рассмотренной концепции городской ландшафт является неотъемлемой и органичной составляющей культурного ландшафта, что имеет важное методологическое значение.

В связи с городскими ландшафтами следует ещё раз  вернуться к зафиксированной  в Руководящих указаниях ЮНЕСКО ландшафтной типологии объектов Всемирного наследия. Городские ландшафты  как типологическая категория исключены из ряда культурных, поскольку их природный компонент не всегда явно выражен. Город как объект наследия отнесён к категории «группа зданий», что с методологической точки зрения не способствует его восприятию и оценке в качестве системного образования, носителя исторических функций, жёстко связанного с местом своего развития, обладающего способностью устойчиво воспроизводить свои свойства. Все эти аспекты могут быть учтены при ландшафтном подходе к городу, особенно в тех случаях, когда организация городского пространства жёстко и наглядно обусловлена природными характеристиками и природный компонент имеет существенное значение в формировании городской среды. «Группа зданий» как типологическая категория более подходит для отдельных архитектурных ансамблей. О том, что исторические районы городов следует рассматривать как тип культурных ландшафтов, упоминается в Декларации Американского Национального Комитета ICOMOS, принятой в 1996 г. в Сан-Антонио.

Каждый тип ландшафта  имеет свои структурные особенности, определяемые типологической принадлежностью. Строгих алгоритмов описания культурных ландшафтов и их типологических разностей не существует. В последующих главах представлены некоторые типы ландшафтов, работа с которыми позволила авторам сделать определённые обобщения и рекомендации, которые могут быть полезными при исследовании аналогичных типов ландшафтных комплексов. Целый ряд типологических разностей пока не имеет удачных примеров ландшафтных описаний. Это, в частности, городские исторические ландшафты, очень сложные как объект исследования и постепенно утрачиваемые как объект наследия. Этническое многообразие российского Севера привело к формированию особого «кормящего» ландшафта оленеводов и промысловиков, который при всей своей внешней ординарности может быть семантически достаточно наполнен — этот тип также нуждается в исследовании и интерпретации. Отсутствуют в отечественной литературе культурно-ландшафтные описания индустриальных ландшафтов, интерес к которым на мировом уровне стремительно возрастает. Поэтому в качестве примера ландшафтного описания индустриального территориального комплекса ниже приведён опыт другой страны — Норвегии. Процедура культурно-ландшафтного описания определённого типа объекта позволяет выявить его основные конструктивные черты и проблематику, а это должно способствовать оптимизации принимаемых управленческих решений в сфере сохранения наследия.

Городской ландшафт. Краткие описания городских номинаций, отнесённых к объектам Всемирного наследия за последние несколько лет (1999–2003 гг.), наглядно демонстрируют, что городские объекты далеко не равнозначны. Часть их представляет собой выдающиеся архитектурные ансамбли и яркие образцы исторической застройки, а некоторая часть — именно городские ландшафты. Для последних характерно употребление понятия «townscape» или «urban landscape». Восемь таких номинаций насчитывалось в Списке Всемирного наследия на 2002 г., но в официальные списки культурных ландшафтов они не входят. Несомненно, к целостным городским ландшафтам следовало бы отнести исторический центр Вены с её дворцами, замками, садами, парками и средоточием памятников (Австрия, номинация 2001 г.), Старый Город Ламу, созданный из кораллов и мангрового дерева (Кения, 2001 г.), древний Киото с его шедеврами садовых ландшафтов (Япония, 1994) и др. Целый ряд официально признанных и «скрытых» культурных ландшафтов в составе объектов Всемирного наследия включают в свой состав небольшие города. Главным образом, это сельские ландшафты, но есть среди них также индустриальные, сакральные, историко-археологические. Из российских объектов, которые уже давно значатся в Списке Всемирного наследия как архитектурные комплексы и ансамбли, можно назвать Санкт-Петербург, Новгород, Суздаль, представляющие уникальную ценность именно как городские ландшафтные комплексы.

Поскольку описание городского ландшафта не вошло в  данную книгу, а эта тема представляется весьма актуальной, сошлёмся на пример несколько неожиданный — книгу  Н.П. Анциферова «Душа Петербурга» (1990). Внимательное её прочтение показывает, что она содержит основы научного описания городского ландшафта, несмотря на то, что произведение это относится не к научной, а к художественной литературе. Небольшая книжка Анциферова представляет городской культурный ландшафт значительно полнее, чем иные многотомные архитектурные, градостроительные и географические изыскания. Термин «культурный ландшафт» автор не употребляет, он использует понятия «архитектурный пейзаж» как метод, и «памятник художественной литературы» как анализируемый материал, при помощи которых он раскрывает «genius loci», то есть дух места, или душу города.

Последовательность  раскрытия автором образа города можно принять за алгоритм, который  помогает понять системное устройство этого весьма сложного феномена. Так, автор обращает внимание на высотные доминанты — архитектурные или природные — как точки зрительного собирания пространственных взаимосвязей. Исключительная роль отводится вопросам взаимодействия города с его окружением, в частности, природным окружением — каким образом оно проникает в город и как город трансформирует его. Прослеживается пространственно-временнáя динамика, историческая стадийность развития города — от ядра к периферии.

Очень важная черта  городского ландшафта — насколько  он соответствует или противопоставлен своей природной подоснове. Петербург рассматривается как антитеза природе, как структура, которая коренным образом переработала свою природную подоснову и удобно разместилась в новой обстановке, создав принципиально иной облик местности. В этом случае применимо используемое в архитектуре понятие контраста либо подобия сооружения особенностям топографии. Петербург создавался по принципу контраста — Северная Пальмира среди унылого «чухонского» пейзажа, но в то же время его пространственные пропорции и градостроительные параметры подчинены особенностям исходного ландшафта, что сказывается в массивности сооружений, широте панорам, ритмике проспектов, площадей и каналов. «Архитектура Петербурга требует широких пространств, далёких перспектив, плавных линий Невы и каналов, небесных просторов, туч, туманов и инея».

Обращается внимание на геометрическую правильность планировки города, её подчинённость единому  замыслу (в отличие от большинства  стихийно сложившихся планировок российских городов). В то же время город подчинён реке, природному образованию. Нева — важнейшая планировочная ось и доминанта, градообразующая структура. На неё ориентированы основные архитектурные акценты города, образующие с ней единый градостроительный каркас, именно с её просторами и пространствами соотносятся основные ритмы и пропорции городской застройки. Ни один из упомянутых автором «художников слова» не обошел Неву особым вниманием при описании образа города. Это не только важная структурная составляющая, но и активное действующее лицо. С ней связано влияние стихий, в частности, наводнений, которые оказывают влияние на городской ландшафт. При описании городского ландшафта важно отмечать, какие стихии его систематически посещают и какие инженерные сооружения в ландшафте в этой связи предусмотрены.

С особенностями  местной природы взаимодействует  и колористика города, которую  тоже следует относить к значимым ландшафтным характеристикам. Частые дожди, туманы, высокая влажность  атмосферного воздуха диктуют зыбкость очертаний, призрачность, преобладание серых тонов, хотя их спектр может быть чрезвычайно разнообразным. Проспекты, каналы, мосты — плотность насыщения ими городской среды такова, что без обращения к ним также не обходится ни одно образное восприятие Петербурга. У каждого городского ландшафта могут быть устойчивые композиционные элементы, определяющие его характерные свойства. Анциферов оперирует понятиями «архитектурных пейзажей» и «архитектурных урочищ», говоря о целых системах городских ансамблей, где кварталы городской застройки, планировочные оси и центры, водные артерии образуют единое органичное целое, строго подчинённое композиционному замыслу. «Здесь воздвигались не отдельные здания с их самодовлеющей красотой, а строились целые архитектурные пейзажи». Петербург рассматривается не только в рамках городской застройки, его ландшафт включает пригороды — Павловск, Петергоф, неразрывно связанные с ним единой исторической судьбой.

У каждой местности  — свой наиболее «выразительный»  час, свои звуки и запахи, также  относящиеся к характеристикам культурного ландшафта, и не только городского. «Подобно тому как цветок имеет свою пору цветения, так и местность с яркой индивидуальностью в определённый час открывает наиболее полно скрывающийся в ней genius loci. Нужно много пережить всё, связанное с данной местностью, чтобы уметь правильно определить наиболее сродную ей пору. … Звуки и запахи должны быть приняты во внимание при этих поисках».

Важнейшее значение придаётся семиотике города. Автор  выделяет основные сооружения, символизирующие пространство Петербурга. Его знаки-символы — Медный Всадник, сфинксы, ботанический сад, Зимний дворец, Эрмитаж, колоннада Горного института, ростральные колонны у Биржи, Новая Голландия, Троицкий храм и мечеть рядом с ним, Домик Петра с маньчжурскими львами. Каждый город, возникающий как центр новаций, содержит идею о его взаимоотношении с окружающим миром и собственной роли, что отражается на его сооружениях, становящихся символами спонтанно или намеренно. Не менее важная тема — исторические ассоциации — связь с историческими событиями, с личностями и судьбами, с творчеством и созданной им новой реальностью, которые и делают городской ландшафт одухотворённым существом, а не только материальной субстанцией. Степень и содержание ассоциации придают каждому компоненту городского ландшафта свой смысл. Семантическое наполнение, наряду с функциональным содержанием, задают направленность развития городских систем.

Существенной характеристикой  городского ландшафта служит топонимика. Сравнивая топонимическую структуру Петербурга и других городов, автор выделяет функционально-смысловые ряды топонимов и обращает внимание на их созвучия, что может служить характерным штрихом к портрету города. «Городские названия — язык города. Они расскажут о его топографии, о его окрестностях, истории, героях, промышленности, идеях, вкусе, юморе. Они так же определяют стиль города, как его строения, его легенды, его сады».

Н. Анциферов живописал  ландшафты Петербурга в начале 20-х  годов ХХ века. К концу ХХ века внимание на те же особенности городского ландшафта обращает в своих заметках Д.С. Лихачёв (1983). Это и Нева, которая задаёт ритм и размер созданным вдоль неё величественным ансамблям, и знаменитые шпили, и преобладание горизонтальных линий, создающих эффект перспективы, и пастельные тона зданий. «Архитектурный ландшафт Невы принадлежит, казалось бы, опытнейшему театральному декоратору, создавшему неповторимое сочетание огромного водного пространства со строго соразмерной ему архитектурой» (Лихачёв, 1983). Визуальные связи выполняют роль важного инструмента описания архитектурного ландшафта, причём они фиксируются не только между главными градообразующими структурами, символами и доминантами, но и между городом и … солнцем. «Тысячи жителей и приезжих в белые ночи выходят на набережные Невы и ранее устремляли свои взоры туда, где сейчас гостиница для интуристов, чтобы проводить и встретить через короткий промежуток времени солнце. На фоне светлого неба вместо солнца они видят теперь унылый прямоугольник гостиницы» (Лихачёв, 1983). Ситуация, должно быть, характерная для многих городских ландшафтов, образ которых воспринимается вместе с величественными силуэтами гор, просторами озер, контрастами долин, вязью окрестных лесов.

В результате анализа  книги Анциферова можно выделить систему показателей, характеризующих городской ландшафт: положение на местности и взаимодействие с городским окружением, начальный импульс развития, контрастность или подобие исходному ландшафту; планировочная структура и история планировочного развития; основные высотные доминанты, главные планировочные оси — градостроительный каркас; главные архитектурные пейзажи и урочища — ядра каркаса; основные визуальные, планировочные, функциональные связи; основные природные структуры и процессы как географические детерминанты; чувственное восприятие — цветовая гамма, звуки, запахи, погоды; топонимика; семиотика — символические компоненты ландшафта; семантика — историческая ассоциативность.  

Информация о работе Связь архитектуры фасада здания с природным окружением