Теплые и холодные цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. История цвета и цветотерапии …………………………………………….4

1.1 История цвета ………………………………………………………………4

1.2 История цветотерапии ……………………………………………………..4

2. Теория цвета …………………………………………………………………5

2.1 Классификация цветов ……………………………………………………..5

2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов ………………….5

2.3 Система Манселла …………………………………………………………7

3. Психологическое воздействие цвета ………………………………………7

3.1 Цветовые предпочтения ……………………………………………………7

3.2 Цвет в интерьере ………………………………………………………….10

3.3 Семь контрастов цвета ………………………………….………………..13

Список использованной литературы……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

теплые и хол цвета.docx

— 434.21 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА  И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

     По  дисциплине: Цветоведение и колористка

     На  тему: Теплые и холодные цвета. 
 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка 3-его курса

Отделения «Дизайн»

Моисеева  Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БРЯНСК 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. История цвета и цветотерапии …………………………………………….4

1.1 История цвета ………………………………………………………………4

1.2 История цветотерапии ……………………………………………………..4

2. Теория цвета …………………………………………………………………5

2.1 Классификация цветов ……………………………………………………..5

2.2 Понятия первичных, вторичных  и третичных цветов ………………….5

2.3 Система Манселла …………………………………………………………7

3. Психологическое воздействие цвета ………………………………………7

3.1 Цветовые предпочтения ……………………………………………………7

3.2 Цвет в интерьере ………………………………………………………….10

3.3 Семь контрастов цвета ………………………………….………………..13

Список  использованной литературы……………………………………….16 

 

      Введение 

     Проблема  использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты  этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Трудно сказать, чей вклад в развитие науки о цвете больше: физика Ньютона или художника Леонардо да Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий.

     Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа,- говорит Тео ван Дусбург, один из представителей группы "Де Стиль", и продолжает: - Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень организации архитектурного пространства, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и семантическую значимость пространства.

     Создание  цветовой среды, обладающей признаком  цельности и законченности, требует  комплексного подхода к определению  границ и целей использования  цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".

     Знание  основных закономерностей цветового  воздействия, овладение методикой  экспериментальной проверки, учет выявленных закономерностей в проектной  деятельности – непременное условие профессиональной деятельности архитекторов. Ведь сегодня, по словам Ф. Л. Райта, "...нам нужно знание там, где раньше было достаточно инстинкта. Случайное и живописное должно уступить место сознательно созданной красоте". Овладение методикой оценки и формирования цветовой среды является важной составной частью подготовки студентов-архитекторов.

 

      1. История цвета  и цветотерапии

     1.1 История цвета

 

     Цвет  – это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик  Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света и обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Несколько лет спустя другой английский физик – Томас Юнг (рисунок 2) провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

     1.2 История цветотерапии

     Цвет  – это свет, без которого немыслимо  наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью  зрения, но неосознанно мы впитываем  его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи. Сама по себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым – нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства. Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий – наоборот, суживает их (Die Licht – und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894).

     Рудольф Штайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своих духовных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человека и развитии в человеке осознания себя в связи В помещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона со Вселенной. На основе изучения антропософии были созданы школы. 

     2. Теория цвета

     2.1 Классификация цветов 

     Теплые  цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

     Холодные  цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого. Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

     Светлые или бледные цвета  – это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

     Темные  цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

     Яркие или насыщенные цвета  – это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как , например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

     Тусклые цвета – это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов. 

     2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов 

     Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый – цвета пигментов – то получим черный цвет. 

Рис. 1 – Природные цвета 

Вторичные цвета (рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато – голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый. 

Рис. 2 – Вторичные цвета 

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся – оранжевый, пунцовый, светло – зеленый, ярко – голубой, изумрудно – зеленый, темно – фиолетовый.

Дополнительные  цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов – желтого и циана (зеленовато – голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты). 

Рис. 3 – Хроматический круг по Манселлу 

     2.3 Система Манселла 

     Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

     Тональность – это, например, желтый или синий.

     Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

     Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

     Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов. 

Рис. 4 – Система Манселла 

     3. Психологическое  воздействие цвета

     3.1 Цветовые предпочтения

 

     Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

     Говоря  о психологическом влиянии цвета  важно учитывать тот факт, что  в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Информация о работе Теплые и холодные цвета