Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:10, реферат
По общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: "На чем старшие задумают, на том и пригороды станут". Этими словами определяется будто бы "главная черта новгородской общинной жизни, в силу которой искусство, а, следовательно, и все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом о характеристике целого стиля новгородско-псковской архитектуры"
Вообще
надо сказать, что церквей псковского
типа немало еще сохранилось по берегам
Чудского озера и по реке Нарове. Их зодчие,
видимо, применяли все практические нововведения
псковичей и кое в чем пошли еще дальше.
Так, они не ограничиваются закруглением
восточной стороны алтарных столбов, но
округляют и выступы среднего полукружия,
занимающие много лишнего места как раз
за самым престолом. Таким образом скруглены
эти задние выступы в церквах Кобыльего
Городища, - в ней, впрочем, только слегка
и то один северный, в Доможирке, в Ольгином
Кресте и в гдовском Дмитриевском соборе.
В
XV веке появляются, наконец, и такие церкви,
которые совершенно лишены столбов. К
ним относятся только совсем маленькие,
примером которых может служить церковь
Николы Чудотворца в Пскове, Спаса Преображения
Надолбина монастыря и в особенности исследованная
П.П.Покрышкиным и относимая им к 1431 году
в высшей степени изящная Успенская церковь
в Гдове. Покрытие ее совершено при помощи
оригинальной системы "взаимно перпендикулярных
арок, восходящих кверху в виде ступеней
и поддерживающих световой грациозный
куполок".
Нельзя
еще не упомянуть о чудесной небольшой
церкви Климента папы Римского, находящейся
не самом берегу реки Великой на Завеличье.
Нельзя определить точно года ее постройки;
известно только, что она была церковью
Драчилова (Климентовского) монастыря,
разоренного шведами в 1615 году. Само собою,
разумеется, что она построена значительно
раньше, вероятнее всего, еще в XV столетии.
Одной
из особенностей псковских церквей являются
их паперти. Последние существовали и
в Новгороде, притом уже в очень глубокой
древности, ибо летописные сведения о
них восходят до первой половины XII века.
Естественно предположить, что идея папертей
была перенесена из Византии, где они назывались
нартексами и экзонартексами, но в то время
как там они могли быть открытыми, на Севере
это было немыслимо. Между тем потребность
в них существовала, и особенно она давала
себя знать в Пскове с его маленькими,
непоместительными церквами. Иногда такие
паперти или притворы пристраивались
только с западной стороны, иногда же и
с северной и южной, и тогда церковка производила
впечатление облепленной со всех сторон
низкими клетушками.
Что
касается стенных украшений, то в Пскове
они были проще и менее затейливы, нежели
в Новгороде. Они сводились исключительно
к тому типу, как в церквах Николы "со
Усохи" и Сергия Чудотворца, и обыкновенно
ими ограничивались барабан и алтарные
полукружия, которых в Пскове всегда бывало
по три, и только малые церкви, лишенные
столбов, имели одну абсиду. Только изредка
встречается повторение того же мотива
на фасаде церкви, как, например, в Варлаамовской
на Запсковье (1495 год), где он повторен
над средним трехлопастным делением по
обеим сторонам его верхнего закругления.
К концу XV века псковские зодчие пользовались
такой славой, что их вызывали далеко за
пределы их земли, и мы знаем, что великий
князь Иван Васильевич III вызывал их в
1472 году в Москву, где они много работали,
между прочим, в Троице-Сергиевой лавре.
Не может быть никакого сомнения в том,
что именно их рука видна в одном из самых
изумительных памятников лучшей поры
московского зодчества, в церкви Спаса
Преображения в подмосковном селе Острове.
Барабаны и главки северного и южного
приделов этой церкви кажутся целиком
перенесенными на Москву-реку с реки Великой,
- те же арочки под главкой с уступчатыми
впадинами под ними, те же каемки из заостренных
кирпичиков и треугольных впадинок и та
же острым углом поднимающаяся над оконцем
бровка. Та же узорная лента протянута
по верху всех трех восточных полукружий.
В
более поздних псковских церквах в этой
излюбленной псковичами узорной ленте
появляется еще одна черточка, лишающая
их, быть может, былой строгости и придающая
им легкий налет жеманности, но все же
очаровательная и дорогая какой-то особой
интимностью, свойственной всякой самодельной
вещице и вносящей в нее теплоту и уют.
Такую новую черточку мы видим в алтарных
узорах церкви Иоакима и Анны. Кирпичи,
которыми нарисован узор, были слегка
стесаны к наружным концам своих ребер,
благодаря чему треугольные впадинки
сходятся в глубине конусом, а к наружной
стороне расширяются. Это дает неописуемое
очарование всему узору, получающему еще
более легкий, воздушный характер.
Расцвет новгородского зодчества
То самобытное творчество, которое в Благовещенье на Мячине, Фоме Апостоле, Спас-Нередице и Николе на Липне только намечалось, получило свое окончательное развитие в целом ряде церквей, появившихся в Новгороде во второй половине XIV века. Среди них наиболее сохранившейся в своем первоначальном виде является церковь Феодора Стратилата на Торговой стороне "на Ручью", построенная в 1360 году.
План ее квадратный, но четыре столба, на которых лежит свод, здесь уже не стоят по-византийски свободно внутри церкви, а поставлены вплотную к стенам, как бы срослись с общей гладью этих стен и арок. Внизу они обработаны в виде круглых очень низких столбов, - прием, получивший особенное развитие в Пскове. Трудно установить с точностью, когда именно появилось то перекрытие церквей на четыре фронтона, которое в церкви Федора Стратилата вылилось в такую совершенную форму, так же не легко определить и причины его появления. Надо думать, что формы, выработанные деревянным зодчеством, оказали и в Пскове, как позже в Москве, свое решающее влияние на развитие каменного строительства; понижение боковых частей фронтона отразилось понижением сводов в углах церкви и вызвало на фасаде линии так называемых трехлопастных арок как декоративный мотив обработки наружных стен. Алтарное полукружие, повторяя линии фронтона, приобретает коническое покрытие, причем стены его в своей обработке наиболее сохраняют византийский прототип. Барабан купола, производящий по тонкости рисовки деталей почти скульптурное впечатление, завершается необычайно стройной, живой по линиям и сочной по массе главой. К корпусу храма на запад примыкает трапезная, по деталям более позднего типа, нежели храм, и завершается в северо-западном углу обычной новгородской колокольней.
Того же характера и церковь Петра и Павла на Софийской стороне в Кожевниках, построенная в 1406 году. Она только обезображена с южной стороны пристройкой придела, а с запада – деревянным тамбуром. Над последним осталась, к счастью, открытой группа стенных украшений, состоящих из впадинок и выпуклых крестиков. Одним из излюбленных мотивов стенных украшений из кирпича являются дорожки из треугольных впадинок, характерно чередующихся в разных масштабах. Чаще всего они окаймляют барабан, образуя прелестный поясок под главной, но иногда, как в церкви Петра и Павла, эти дорожки повторяются во фронтоне. Гармоничное покрытие алтарного выступа Петропавловской церкви по граням хорошо вяжется с общим характером постройки.
Собор
Спаса Преображения на Торговой стороне
на Ильине, построенный в 1374 году, представляет
собой наиболее законченно выработанный
образец фронтонных церквей. Некоторая
сухость его искупается богатством и разнообразием
мотивов стенных украшений. Особенно часто
для этой цели применяются кресты разнообразных
рисунков, а также ниши как бы заложенных
окон – один из последних отголосков Византии.
Нынешняя глава, так же как и колокольня,
- позднейшего происхождения. В 1378 году
все стены изнутри были расписаны славившимся
в те времена мастером Феофаном "Греченином".
Роспись эта была впоследствии забелена.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru , статьи Грабарь И. Э.