Зодчество Пскова и Новгорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:10, реферат

Описание работы

По общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: "На чем старшие задумают, на том и пригороды станут". Этими словами определяется будто бы "главная черта новгородской общинной жизни, в силу которой искусство, а, следовательно, и все памятники зодчества Псковской области могут идти подсказом о характеристике целого стиля новгородско-псковской архитектуры"

Работа содержит 1 файл

Зодчество Пскова и Новгорода.docx

— 30.10 Кб (Скачать)

     Вообще надо сказать, что церквей псковского типа немало еще сохранилось по берегам Чудского озера и по реке Нарове. Их зодчие, видимо, применяли все практические нововведения псковичей и кое в чем пошли еще дальше. Так, они не ограничиваются закруглением восточной стороны алтарных столбов, но округляют и выступы среднего полукружия, занимающие много лишнего места как раз за самым престолом. Таким образом скруглены эти задние выступы в церквах Кобыльего Городища, - в ней, впрочем, только слегка и то один северный, в Доможирке, в Ольгином Кресте и в гдовском Дмитриевском соборе. 

     В XV веке появляются, наконец, и такие церкви, которые совершенно лишены столбов. К ним относятся только совсем маленькие, примером которых может служить церковь Николы Чудотворца в Пскове, Спаса Преображения Надолбина монастыря и в особенности исследованная П.П.Покрышкиным и относимая им к 1431 году в высшей степени изящная Успенская церковь в Гдове. Покрытие ее совершено при помощи оригинальной системы "взаимно перпендикулярных арок, восходящих кверху в виде ступеней и поддерживающих световой грациозный куполок". 

     Нельзя еще не упомянуть о чудесной небольшой церкви Климента папы Римского, находящейся не самом берегу реки Великой на Завеличье. Нельзя определить точно года ее постройки; известно только, что она была церковью Драчилова (Климентовского) монастыря, разоренного шведами в 1615 году. Само собою, разумеется, что она построена значительно раньше, вероятнее всего, еще в XV столетии. 

     Одной из особенностей псковских церквей являются их паперти. Последние существовали и в Новгороде, притом уже в очень глубокой древности, ибо летописные сведения о них восходят до первой половины XII века. Естественно предположить, что идея папертей была перенесена из Византии, где они назывались нартексами и экзонартексами, но в то время как там они могли быть открытыми, на Севере это было немыслимо. Между тем потребность в них существовала, и особенно она давала себя знать в Пскове с его маленькими, непоместительными церквами. Иногда такие паперти или притворы пристраивались только с западной стороны, иногда же и с северной и южной, и тогда церковка производила впечатление облепленной со всех сторон низкими клетушками. 

     Что касается стенных украшений, то в Пскове они были проще и менее затейливы, нежели в Новгороде. Они сводились исключительно к тому типу, как в церквах Николы "со Усохи" и Сергия Чудотворца, и обыкновенно ими ограничивались барабан и алтарные полукружия, которых в Пскове всегда бывало по три, и только малые церкви, лишенные столбов, имели одну абсиду. Только изредка встречается повторение того же мотива на фасаде церкви, как, например, в Варлаамовской на Запсковье (1495 год), где он повторен над средним трехлопастным делением по обеим сторонам его верхнего закругления. К концу XV века псковские зодчие пользовались такой славой, что их вызывали далеко за пределы их земли, и мы знаем, что великий князь Иван Васильевич III вызывал их в 1472 году в Москву, где они много работали, между прочим, в Троице-Сергиевой лавре. Не может быть никакого сомнения в том, что именно их рука видна в одном из самых изумительных памятников лучшей поры московского зодчества, в церкви Спаса Преображения в подмосковном селе Острове. Барабаны и главки северного и южного приделов этой церкви кажутся целиком перенесенными на Москву-реку с реки Великой, - те же арочки под главкой с уступчатыми впадинами под ними, те же каемки из заостренных кирпичиков и треугольных впадинок и та же острым углом поднимающаяся над оконцем бровка. Та же узорная лента протянута по верху всех трех восточных полукружий. 

     В более поздних псковских церквах в этой излюбленной псковичами узорной ленте появляется еще одна черточка, лишающая их, быть может, былой строгости и придающая им легкий налет жеманности, но все же очаровательная и дорогая какой-то особой интимностью, свойственной всякой самодельной вещице и вносящей в нее теплоту и уют. Такую новую черточку мы видим в алтарных узорах церкви Иоакима и Анны. Кирпичи, которыми нарисован узор, были слегка стесаны к наружным концам своих ребер, благодаря чему треугольные впадинки сходятся в глубине конусом, а к наружной стороне расширяются. Это дает неописуемое очарование всему узору, получающему еще более легкий, воздушный характер. 

Расцвет новгородского зодчества

     То самобытное творчество, которое в Благовещенье на Мячине, Фоме Апостоле, Спас-Нередице и Николе на Липне только намечалось, получило свое окончательное развитие в целом ряде церквей, появившихся в Новгороде во второй половине XIV века. Среди них наиболее сохранившейся в своем первоначальном виде является церковь Феодора Стратилата на Торговой стороне "на Ручью", построенная в 1360 году.

     План ее квадратный, но четыре столба, на которых лежит свод, здесь уже не стоят по-византийски свободно внутри церкви, а поставлены вплотную к стенам, как бы срослись с общей гладью этих стен и арок. Внизу они обработаны в виде круглых очень низких столбов, - прием, получивший особенное развитие в Пскове. Трудно установить с точностью, когда именно появилось то перекрытие церквей на четыре фронтона, которое в церкви Федора Стратилата вылилось в такую совершенную форму, так же не легко определить и причины его появления. Надо думать, что формы, выработанные деревянным зодчеством, оказали и в Пскове, как позже в Москве, свое решающее влияние на развитие каменного строительства; понижение боковых частей фронтона отразилось понижением сводов в углах церкви и вызвало на фасаде линии так называемых трехлопастных арок как декоративный мотив обработки наружных стен. Алтарное полукружие, повторяя линии фронтона, приобретает коническое покрытие, причем стены его в своей обработке наиболее сохраняют византийский прототип. Барабан купола, производящий по тонкости рисовки деталей почти скульптурное впечатление, завершается необычайно стройной, живой по линиям и сочной по массе главой. К корпусу храма на запад примыкает трапезная, по деталям более позднего типа, нежели храм, и завершается в северо-западном углу обычной новгородской колокольней.

     Того же характера и церковь Петра и Павла на Софийской стороне в Кожевниках, построенная в 1406 году. Она только обезображена с южной стороны пристройкой придела, а с запада – деревянным тамбуром. Над последним осталась, к счастью, открытой группа стенных украшений, состоящих из впадинок и выпуклых крестиков. Одним из излюбленных мотивов стенных украшений из кирпича являются дорожки из треугольных впадинок, характерно чередующихся в разных масштабах. Чаще всего они окаймляют барабан, образуя прелестный поясок под главной, но иногда, как в церкви Петра и Павла, эти дорожки повторяются во фронтоне. Гармоничное покрытие алтарного выступа Петропавловской церкви по граням хорошо вяжется с общим характером постройки.

     Собор Спаса Преображения на Торговой стороне на Ильине, построенный в 1374 году, представляет собой наиболее законченно выработанный образец фронтонных церквей. Некоторая сухость его искупается богатством и разнообразием мотивов стенных украшений. Особенно часто для этой цели применяются кресты разнообразных рисунков, а также ниши как бы заложенных окон – один из последних отголосков Византии. Нынешняя глава, так же как и колокольня, - позднейшего происхождения. В 1378 году все стены изнутри были расписаны славившимся в те времена мастером Феофаном "Греченином". Роспись эта была впоследствии забелена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.portal-slovo.ru , статьи Грабарь И. Э.

Информация о работе Зодчество Пскова и Новгорода