Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие художественного творчества
2. Особенности художественного творчества дошкольников
3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие личности ребенка средствами аппликации
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
4. Материалы и оборудование по аппликации
5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

диплом раб студ9.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Систематическое обучение детей разнообразным спо-собам  аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоя-тельной деятельности: он может выбрать содержание апп-ликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. 

4. Материалы  и оборудование по аппликации 
 

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного  возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют  творче-скую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обу-чения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрез-ков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка). 

Бумага для  фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости  от содержания изображения, чтобы под-черкнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря. 

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо об-работанной поверхностью. 

Для работы ребенку  дают ножницы с закругленными  кон-цами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в ко-робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место. 

Кисти для намазывания  фигур, вырезанных из бумаги, берут  в зависимости от размера заготовок. Так, для коллек-тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло-ские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промы-вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой. 

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для  его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и  не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями. 

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может  быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе за-нятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пач-кал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелатель-ных пятен. 

Бумажные обрезки  необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плот-ной цветной бумаги. 

Работая с бумагой  и другими материалами и инструмен-тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных  с развитием ручных и инстру-ментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит озна-комление с различными видами бумаги (рисовальная, чертеж-ная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качест-венными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промо-каемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми кон-турами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики оду-ванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гоф-рированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.  

При подборе  бумаги для аппликаций, выполняемых  при-емами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным ис-правление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетво-ренности результатом своей деятельности. Поэтому воспита-тель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающу-юся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки. 

1.Аппликация  из ткани.  

Вышивка - широко распространенный вид декоративного  искусства. 

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание  аппликацией состоит в том, чтобы  укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются  аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. 

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. 

2. Аппликация  из соломы. 

Солома как  поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее  различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. 

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они  отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность  и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.  

Даже подготовительной к школе группы довольно легко  справляются с предметной аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка). 

3. Аппликация  из засушенных растений. 

В настоящие  время широкую популярность приобрела  аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья. 

Природа нам  дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия  с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к  родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. 

4. Аппликация  из тополиного пуха. 

Пух тополя, который  каждую весну покрывает «белым снегом»  газоны, улицы города, залетает в  открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. 

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах. 

5. Коллаж (от  фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.). 

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника. 

 Занимательные  занятия интегрированного характера 

по аппликации 
 

Интегрированный подход в образовании для дошкольного  образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущ-ности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания веду-щих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою дея-тельность. 

Чтобы процесс  интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материа-ле, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегриро-ванное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. 

Приоритетным  направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного воз-раста. Эффективность  этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации. 

Интеграция в  системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так  как: 

интегрированные занятия способствуют глубокому проник-новению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; 

помогают формированию грамотной устной речи, ее разви-тию  и обогащению; 

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; 

воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка. 

 Такие занятия  ориентированы на всестороннее  развитие личности ребенка, отвечают  «Конвенции дошкольного воспитания»,  а также «Временным стандартам дошкольного образования», со-держащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить коли-чество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. 

Например: в подготовительной к школе группе запланирова-но 5 занятий  по изобразительной деятельности, 3 - по развитию ре-чи, 3 - по музыкальной  деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные  по цели и тематике: 

 Развитие  речи и аппликация. 

 Музыка и  аппликация. 

В данном случае музыка и развитие речи - ведущая  деятель-ность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению це-ли занятия. В результате интеграции занятий  в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной деятельности, 2 интегри-рованных занятия. 

Информация о работе Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста