Балет И.П.Чайковского "Спящая красавица"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Премьера балета в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 года получила более благоприятные почести, чем «Лебединое Озеро» в прессе, но Чайковский никогда не имел такую роскошь, как засвидетельствование мгновенного успеха своей работы в театрах вне России. Он умер в 1893 году. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым самым популярным балетом в репертуаре Имперского Балета (Петипа/Пугни, «Дочь Фарона» была первой), будучи поставленной 200 раз только за 10 лет.
Цель: как можно ближе ознакомиться с балетом «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Содержание

Введение
І. История создания
ІІ. Сюжет
ІІІ. Действующие лица
3.1. Перечень номеров
ІV. Интересные подробности
Судьба музыки
V. Постановки
5.1. Премьера
5.2. Биография первых исполнителей
5.3. Дальнейшие постановки
5.4. Новая хореографическая редакция в двух действиях
5.4.1. Действующие лица
5.4.2. О костюмах
VІ. О Костюмах и декорациях
VІІ. Другие постановки
Премьера в Астане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 961.50 Кб (Скачать)

На императорской сцене  спектакль претерпевал постепенные  изменения, установить точную последовательность которых можно из афиш. Почти сразу  после премьеры из третьего акта выпала медленная Сарабанда, предшествующая финальной мазурке. К началу XX века были произведены указанные выше перемены в сцене охоты, пролог недосчитывался вариации феи Сирени. К 20-м годам XX века купированию подвергся большой  объём оригинальной хореографии: в  Прологе сокращался выход Карабос, в первом акте — сцена вязальщиц и некоторые фрагменты финала, во втором — танцы на охоте.

В 1922—23 годах Ф. Лопухов  поставил перед собой задачу объективно воспроизвести постановку М. И. Петипа, насколько можно более полно  восстановив её хореографическую и  музыкальную драматургию. Однако в  процессе работы он допустил ряд изменений, тем самым положив начало широкой  практике пересмотра музыкальной стороны спектакля.

Сегодня почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию «Спящей  красавицы», создает и новый вариант  её партитуры.

 

V. Постановки

5.1. Премьера

3.1.1890 — Мариинский театр,  Петербург, балетмейстер М.Петипа, художники Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Е. Дриго; Аврора — К. Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — M. M. Петипа, Кот в сапогах — А. Ф. Бекефи. фея Карабос и Голубая птица — Энрико Чеккетти, фея Бриллиантов — Анна Иогансон, фея Золота — Клавдия Куличевская, фея Серебра — Елизавета Крюгер, фея Сапфиров — Мария Тистрова, Кот в сапогах — А. Ф. Беке́фи, Белая Кошечка — Мария Андерсон, Принц Фортюне — П. К. Карсавин, принцесса Флорина — В. А. Никитина, Ослиная кожа — Ольга Касаткина, принц Шарман — Антон Пантелеев, Красавица — Ольга Заседателева, Флорестан — Феликс Кшесинский, Зверь — Сергей Константинов, Людоед — Алексей Булгаков; роли Мальчика-с-пальчик и его братьев исполняли воспитанники Петербургского театрального училища, среди них будущий выдающийся балетмейстер М. М. Фокин.

 

             

Успех балета был безоговорочный.

 

 

5.2. Биография первых исполнителей

Карлотта Брианца (итал. Carlotta Brianza; 1867, Милан — 1930, Париж) — итальянская балерина, позднее балетный педагог.

Искусство танца изучала  в школе миланского театра «Ла  Скала», где была ученицей Карло  Блазиса. После окончания школы стала ведущей солисткой этого театра. В 1887 году приехала в Санкт-Петербург, первоначально выступала в театре «Аркадия», дебютировав в балете «Гарлемский тюльпан» Б. Шеля. В 1889 была приглашена в Мариинский театр. 3 января 1890 она первой исполнила партию принцессы Авроры в

балете П. И. Чайковского «Спящая красавица», поставленном М. И. Петипа (Дезире — Павел Гердт, фея Сирени — Мария Петипа, Голубая птица и фея Карабос — Энрико Чеккетти). Брианца обладала высокой техникой классического танца, свойственной итальянской балетной школе.

В 1891 г. балерина уехала из России. В 1895 г. вернулась на сцену Ла Скала, танцевала также в Вене. Последнее  её выступление состоялось в Лондоне  в 1921 в роли феи Карабос («Спящая красавица»), в антрепризе С. П. Дягилева, где она также консультировала танцевавшую партию Авроры Брониславу Нижинскую. После ухода со сцены вела уроки по танцу в Ницце.

 

 

 

Павел (Павел-Фридрих) Андреевич Гердт (1844—1917) — русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра. Также выступал как балетмейстер.

Образование получил в  балетном отделении Петербургского театрального училища, которое окончил  в 1865 году. Его учителями были А. И. Пименов, Ж.-А.Петипа и X. П. Иогансон.

Впервые появился на сцене  в 1858 в балете «Крестьянская свадьба» Стефани (па-де-труа), когда он был ещё учеником.

В 1865—1916 работал в балетной труппе императорских театров, выступая в первую очередь на сцене Мариинского  театра, а также Александрийского и Эрмитажного. Его считали лучшим классическим танцовщиком Петербурга. Расцвет его мастерства совпал с расцветом русского балета — лучшими постановками М.Петипа, балетным творчеством П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. Павел Гердт участвовал в премьерах на петербургской сцене балетов П. И. Чайковского, в ведущих ролях: Дезире («Спящая красавица»), принца Коклюша («Щелкунчик»), Зигфрида («Лебединое озеро»). Его танцевальная манера отличалась благородством, пластичностью и мимической выразительностью. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее выступление состоялось в 1916. Дочь Павла Гердта Елизавета — одна из немногих звезд императорского балета, оставшихся после революции работать в СССР.

 

 

Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина.

 Мария Петипа родилась в семье знаменитый балетных танцоров Петербургской императорской труппы. Мать — знаменитая танцовщица Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа, отец — прославленный балетмейстер Мариус Иванович Петипа, имя которого навсегда вошло в историю российского балетного искусства.

 

Для балетной танцовщицы родиться в такой семье безусловное  везение. С раннего детства Мария  Мариусовна видела сцену и танцы, закулисная жизнь окружала её не только в театре, но и дома. Начала учиться классическому танцу у своих родителей, матери и отца. А когда чуть подросла — была принята в Санкт-Петербургское театральное училище, где её педагогом стал Х. П. Иогансон.

В 1869 году её родители развелись, мать ушла с Петербургской сцены, но отец был главным балетмейстером Петербургской императорской труппы.

В 1875 году поступила в  балетную труппу императорского театра, поначалу работая на сцене Петербургского Большого Каменного театра, впоследствии в Мариинском театре. Семнадцатилетней балериной в 1875 году она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина» на музыку Пуни, поставленным её отцом когда-то, 1860 году, для исполнения её матерью. Она ещё не раз будет танцевать в балетах своего отца, а какие-то партии он специально создавал для Марии.

Начав карьеру как классическая солистка, Мария Петипа вскоре перешла на амплуа характерной танцовщицы, заняв в нем на долгие 30 лет ведущее положение в труппе. Критика отмечала, что она не была сильна в классических исполнениях, но в характерных танцах у неё не было соперниц. Этому способствовали и её природные данные: эффектная внешность и темперамент. Как пишет о ней в своей «Истории танца» Сергей Николаевич Худеков (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915): «Она танцовала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене». Она с равной увлеченностью и энергией танцевала венгерские, испанские, цыганские, русские и прочие национальные танцы и в балетных спектаклях, и в многочисленных танцевальных фрагментах в операх, выступая порой по 100 раз в сезон.

Первая исполнительница  партий: Фея Сирени («Спящая красавица», 1890, балетмейстер М. И. Петипа), Мария («Привал  кавалерии» Армсгеймера, 1896; этот балет М. И. Петипа специально поставил для неё). Среди других ролей: Низия («Царь Кандавл» Пуньи), Катти («Маркитанка» Пуньи). Исполняла танцы: венгерский («Лебединое озеро» и «Коппелия»), бедуинский («Зорайя»), испанский («Раймонда»), итальянский («Наяда и рыбак» Пуньи), полька («Жизнь за царя»).

«Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка  знаменитого отца сделали её незаменимою  исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной  в своём репертуаре. [….] всегда очаровательная, темпераментная, красочная», — писал  о ней в «Материалах по истории  русского балета» М. В. Борисоглебский (Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1—2, Л., 1938—39).

Худеков (Худеков С., История танцев, ч. 3, СПб., 1915) пишет о том, что среди балетных артисток Мария Петипа оставила после себя самое большое количество фотографий.

В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901 — в Будапеште.

Мария Мариусовна была замужем в гражданском браке за балетным артистом Сергеем Легатом, покончившим с собой в возрасте 29 лет (1875—1905).

В императорской труппе Мария  Петипа проработала до 1907 года. Окончив  сценическую деятельность в 1907, до 1912 эпизодически время от времени выступала  в концертах в Мариинском и частных театрах.

В 1926 году уехала во Францию. В Париже она получила Орден Академических  пальм — награду Франции за заслуги в образовании, науке и культуре.

Там же, в Париже, она умерла в 1930 году в результате тяжелой болезни: как писалось, «после двух ударов паралича и буйного помешательства».

 

5.3. Дальнейшие постановки

В 1896 году постановку Мариуса Петипа перенес в миланский театр «Ла Скала» балетмейстер Giorgio Saracco, в партии Авроры — Карлотта Брианца, исполнительница той же партии на премьере в Петербурге.

 

 

  Анна Павлова в роли Авроры в балете «Спящая красавица»

 

 

Через девять лет после  постановки в Петербургской императорской  труппе к балету обратилась и Московская императорская труппа. На сцене московского  Большого театра премьера состоялась 17 января 1899 года. Это было возобновление  хореографии Мариуса Петипа, постановку осуществил Александр Алексеевич Горский; художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева (во втором составе А.А.Джури), принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.

 

Мариинский  театр

16.2.1914 — Мариинский театр,  возобновление, балетмейстер H. Г.  Сергеев (по Петипа), художник  К. А. Коровин, дирижёр Р.  Дриго.

8.10.1922 — Петроградский  театр оперы и балета, возобновление,  балетмейстер Ф. В. Лопухов  (по постановке Петипа), художники  К. А. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт, дирижёр В. А. Дранишников; Аврора — Е. П. Гердт, Дезире — М. А. Дудко, фея Сирени — M.Ю. Пильц, фея Карабос — А. И. Чекрыгин.

25.3.1952 — Театр им. Кирова, балетмейстер К. M. Сергеев (по  Петипа), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — Н. M. Дудинская, Дезире — К. М. Сергеев, фея Сирени — А. Я. Шелест, фея Карабос — Б. В. Шавров; спектакль экранизирован (1964).

1989 — балетмейстеры К. M. Сергеев и Н. М. Дудинская  (по постановке Петипа), художник  С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Дж. Э. Далгат.

Большой театр

17.1.1899 — Большой театр  (Москва), возобновление постановки  М.Петипа в Мариинском театре, балетмейстер А. А. Горский,  художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева, принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.

24.5.1924 — Большой театр,  балетмейстер В. Д. Тихомиров  (по постановке Петипа), художник  А. Ф. Гельцер, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — Е. В. Гельцер, Дезире — В. Д. Тихомиров, фея Сирени — M. В. Васильева, фея Карабос — В. А. Рябцев.

20.3.1936 — балетмейстеры  А. M. Мессерер, А. И. Чекрыгин, режиссёр  Б. А. Мордвинов, художник И. M. Рабинович, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — M. Т. Семёнова, Дезире — В. Д. Голубин, фея Сирени — Г. П. Петрова, фея Карабос — Г. А. Лерхе.

9.4.1952 — балетмейстер M. M. Габович, А. M. Мессерер, художники M. Оболенский (декорации), Л. Н. Силич (костюмы), дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — О. В. Лепешинская, Дезире — В. А. Преображенский, фея Сирени — Л. К. Черкасова, фея Карабос — Е. С. Ванке.

7.12.1963 — балетмейстер  Ю. Н. Григорович (новая композиция  и редакция по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — M. M. Плисецкая, Дезире — Н. Б. Фадеечев, фея Сирени — Р. К. Карельская, фея Карабос — Е. А. Холина, Принцесса Флорина — Е. С. Максимова, Голубая птица — В. В. Васильев.

31.5.1973 — балетмейстер  Ю. Н. Григорович (новая редакция  по постановке Петипа), художник-постановщик  Симон Вирсаладзе, дирижёр А. А. Копылов; Аврора — Е. С. Максимова, Дезире — В. В. Васильев; фея Сирени — М. К. Леонова, фея Карабос — В. А. Левашёв.

 

Ленинградский театр оперы и балета имени  М. П. Мусоргского — Михайловский театр

11 ноября 1995 года — премьера

Художественный руководитель постановки Николай Боярчиков (использована хореография Мариуса Петипа в редакции Фёдора Лопухова, Константина Сергеева, Петра Гусева), художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по костюмам Ирина Пресс, музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Аниханов

Действующие лица: Принцесса Аврора — Регина Кузьмичёва, (затем Ольга Шестакова), Принц Дезире — Юрий Петухов, (затем Сергей Басалаев), Фея Сирени — Галина Ларичева, Фея Карабос — Геннадий Судаков.

 

16 декабря 2011 года  — новая постановка

Балет в трёх актах с  прологом, либретто Начо Дуато по сценарию Ивана Всеволожского, балетмейстер-постановщик Начо Дуато, художник-постановщик Ангелина Атлагич, художник по свету Брэд Филдс, дирижёр Валерий Овсяников.

Действующие лица:

Принцесса Аврора — Ирина Перрен, (затем Светлана Захарова, Наталья Осипова)

Принц Дезире — Леонид Сарафанов, (затем Иван Васильев)

Фея Сирени — Екатерина Борченко

Фея Карабос — Ришат Юлбарисов

Принцесса Флорина — Сабина Яппарова

Голубая птица — Николай Корыпаев

 

5.4. 18 ноября 2011 года — новая хореографическая редакция в двух действиях

Информация о работе Балет И.П.Чайковского "Спящая красавица"