Пётр Ильич Чайковский . Биография

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Работа содержит 1 файл

Пётр Ильи́ч Чайко́вский.docx

— 34.94 Кб (Скачать)

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

 

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор  более 80 произведений, в том числе  десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных  и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая  красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую  музыкальную культуру.

 

Биография

 

Родился 25 апреля 1840 года в  селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 г. в селе Николаевка возле Полтавы (ныне Украина), позже сменил свою фамилию на Чайковский. Он был вторым ребёнком Фёдора Чайки (1695—1767) и его жены Анны (1717-?). Пётр Фёдорович учился в семинарии в Киеве, позже получил медицинское образование в Петербурге. С 1770 по 1777 г. служил в армии ассистентом военного врача, позже стал офицером медслужбы в Кунгуре, Пермской губернии. В 1782 г. был переведён в Вятку (Казанская губерния). В 1776 г. женился на Анастасии Степановне Посоховой (1751 года рождения), у них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком[2]. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев в 1833 году, он женился на Александре Андреевне Ассиер, с которой в 1837 переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

 

В 1849 году семья переехала  в город Алапаевск (об этом этапе  жизни композитора можно узнать из книги «12 путешествий по Среднему Уралу»), а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу  из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского  в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного  советника и начал работать в  Министерстве юстиции. В свободное  от службы время посещал оперный  театр, где на него сильное впечатление  оказывали постановки опер Моцарта  и Глинки.

 

В 1861 году поступил в Музыкальные  классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию  стал одним из первых её студентов  по классу композиции. Его учителями  в консерватории были Николай  Иванович Заремба (теория музыки) и  Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории  с большой серебряной медалью, написав  кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского  «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу  «Воевода».

 

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил  место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

 

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских  композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились  дружеские отношения. У Чайковского  проявляется интерес к программной  музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

 

1870-е годы в творчестве  Чайковского ― период творческих  исканий; его привлекают историческое  прошлое России, русский народный  быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие  сочинения, как оперы «Опричник»  и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

 

Написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической  выставки кантату «В память 200-летия  рождения Петра Великого» на слова  Я. П. Полонского. Кантата впервые была исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

 

С 1872 по 1876 год работал  музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

 

В июле 1877 года, увлёкшись  сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с  различными слухами и сплетнями  по поводу своей личной жизни, импульсивно  женился на бывшей консерваторской  студентке Антонине Милюковой, которая  была младше его на 8 лет. Особенности  личной жизни композитора объясняются  его гомосексуальностью, ставшей  причиной того, что его брак через  несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

 

В 1878 году оставил пост в  Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

 

В мае 1881 года обратился с  просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне  постепенно погашался причитающейся  мне из дирекции Императорских театров  поспектакльной платой». Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву — ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным». Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя.» По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие. Чайковский благодарил императора и Победоносцева; последнему, в частности, писал: «<…> Я глубоко тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе. <…> словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь.»

 В середине 1880-х Чайковский  возвращается к активной музыкально-общественной  деятельности. В 1885 его избирают  директором Московского отделения  РМО. Музыка Чайковского получает  известность в России и за  границей. Последние годы своей  жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.

 

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского  с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

 

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В  качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия  сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал  Нью-йоркским симфоническим оркестром.

 

В последний раз в жизни  Чайковский встал за дирижёрский  пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (29 октября  по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении  этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

 

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения, было возложено на дирекцию Императорских  театров, что явилось «примером  единственным и вполне исключительным».

 

Вынос тела и погребение состоялось 28 октября; при выносе присутствовал, среди прочих, Принц Александр  Петрович Ольденбургский; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

 

Даты творческой биографии

 

В 1866 году дебютировал перед  московской и петербургской публикой увертюрой F-dur.; начал Первую симфонию;

 

1867 год — исполнение  Andante и скерцо из Первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

 

1866—1867 годы — написаны  увертюра на датский гимн и  ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание  о Гапсале».

 

1867 год — начата работа  над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были  исполнены танцы из неё.

 

1868 год — в симфоническом  собрании в Москве русского  музыкального общества с большим  успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

 

30 января 1869 года в Большом  театре в Москве — премьера  оперы «Воевода». Либретто —  композитора и А. Н. Островского  по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр — Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин — Финокки, Влас Дюжой — Радонежский, Настасья — Анненская, Марья Власьевна — Меньшикова, Прасковья Власьевна — Кроненберг, Степан Бастрюков — Раппорт, Дубровин — Демидов, Олёна — Иванова, Резвый — Божановский, Шут — Лавров, Недвига — Розанова, новый Воевода — Корин). В 1870-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

 

В 1869 году закончена опера  «Ундина», которая не ставилась. Она  уничтожена автором в 1873 году, за исключением  некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

 

1871 год — первый квартет  D-dur.

 

1870—1872 годы — сочинена  опера «Опричник», собственное либретто  по повести И. И. Лажечникова.

 

31 мая 1872 года — состоялась  премьера кантаты «В память 200-летия  рождения Петра Великого», написанной  по заказу и специально к  открытию Политехнической выставки 1872 года.

 

1873 год — симфоническая  фантазия «Буря». А также музыка  для весенней сказки «Снегурочка»  А. Н. Островского в Большом  театре.

 

12 апреля 1874 года в Мариинском  театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный  — Васильев 1-й, Наталья — Рааб, Митьков — Соболев, Морозова — Крутикова, Андрей — Орлов, Басманов — Васильев 2-й, Вязьминский — Мельников, Захарьевна — Шредер).

 

4 мая 1875 года в Большом  театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный — Демидов, Наталья — Смельская, Морозова — Кадмина, Андрей — Додонов, Вязьминский — Радонежский, Басманов — Аристова).

 

1875 год — на конкурсе  русского музыкального общества  опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

 

1876 год — постановка  в Петербурге оперы «Кузнец  Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

 

20 февраля 1877 года —  постановка в Большом театре  балета «Лебединое озеро» по  либретто В. Бегичева и В.  Гельцера. (Одетта-Одиллия — Карпакова, Зигфрид — Гиллерт, Ротбарт — Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

 

1878 год — на всемирной  выставке в Париже под управлением  Н. Г. Рубинштейна исполнялись  Второй фортепианный концерт  «Буря», серенада и вальс для  скрипки, рост известности в  Европе. Написана «литургия св. Иоанна  Златоуста».

 

«Детский альбом» Op. 39 — сборник пьес для фортепиано, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

Информация о работе Пётр Ильич Чайковский . Биография