Древнегреческий театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 05:57, контрольная работа

Описание работы

Сейчас театральная жизнь многообразна: существуют театры одного актера, театры, где зрители сами принимают участие в постановке и являются персонажами пьесы, театры, где вообще нет актеров, а зритель наблюдает за движением различных предметов и многие другие виды театров. Но весь (почти весь) современный театральный мир вырос из Античного театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад.

Работа содержит 1 файл

искуство и литература Microsoft Word.docx

— 299.63 Кб (Скачать)

     Эсхил известен как лучший выразитель  общественных  устремлений  своего времени. В своих  трагедиях  он  показывает  победу  прогрессивных  начал  в развитии общества,  в  государственном  устройстве,  в   морали.  Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие  мировой поэзии и драматургии.

Софокл (496-406 до н.э.).

     Софокл происходил из зажиточной  семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее  образование. Его  художественная  одаренность  проявилась уже  в  раннем   возрасте:  шестнадцати  лет  он  руководил  хором   юношей, прославлявшем  саламинскую победу, а позже  сам  выступал   как   актер   в собственных  трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г.  Софокл  одержал  на конкурсе драматургов свою первую победу над  самим  Эсхилом. Вообще   вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась  неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды -занимал чаще  всего  первые  и  редко вторые места.

       Софокл  принимал  участие и   в   государственной    жизни,   занимая ответственные должности. Так, он был избран  стратегом   (военачальником)  и вместе  с  Периклом  участвовал  в  экспедиции   против    острова   Самоса, решившего отделится от Афин. После смерти Софокла  сограждане  почитали  его не только как великого  поэта, но  и  одного  из славных афинских героев.

     До  нас дошло только семь трагедий  Софокла,  написал  же  он  их  свыше 120. Трагедии Софокла несут в себе новые черты.  Если   у   Эсхила  главными героями были боги,  то  у   Софокла   действуют   люди,  хотя   и  несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле  говорят, что он  заставил  трагедию спуститься с неба  на   землю.  Основное  внимание  Софокл  уделяет человеку,  его  душевным  переживаниям.  Конечно,  в  судьбах   его   героев ощущается влияние богов, даже если  они  и не появляются по ходу   действия,  и  эти  боги  также  могущественны, как и у  Эсхила,  -они  могут  сокрушить

человека.  Но   Софокл    рисует   прежде   всего   борьбу   человека    за осуществление своих целей, его чувства и мысли,  показывает  страдания, выпавшие на его долю.    У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,  как  и  у   героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не  знают  душевных   колебаний.  Борьба ввергает  героев  в  величайшие   страдания,  и   иногда   они  гибнут.   Но  отказаться  от  борьбы  герои  Софокла  не  могут,  потому   что  их   ведет  гражданский и нравственный долг.

     Благородные герои трагедий Софокла тесными  узами связаны с  коллективом граждан: - это воплощение   идеала   гармонической   личности,  который был создан в годы расцвета  Афин.  Поэтому  Софокла   называют  певцом  афинской демократии.

  Однако  творчество  Софокла  сложно  и   противоречиво.  Его   трагедии отразили не только расцвет,  но  и  назревающий  кризис  полисной   системы,закончившейся гибелью афинской демократии.

     Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает  своего  совершенства. Софокл  ввел  третьего  актера,  увеличил   диалогические    части   комедии (эписодии)  и уменьшил  партии   хора.  Действие   стало   более живым   и достоверным, так как на  сцене   могли   одновременно   выступать  и  давать мотивировку  своим   поступкам   три   персонажа.  Однако  хор   у   Софокла продолжает играть важную роль в   трагедии   и   число  хоревтов  было  даже увеличено до 15 человек.

  Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно  судьба  целого  рода.  По  традиции  он представлял  на  состязания  три  трагедии,   но    каждая   из   них   была самостоятельным произведением.

     С именем Софокла также связано введение декорационной живописи. Наиболее известны трагедии Софокла  из  фиванского  цикла   мифов.  Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429  до  н.э.)  и  "Эдип  в Колоне" (поставлен в 441  г. до  н. э., уже  после смерти Софокла).

     В основе этих трагедий, написанных и  поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях,  обрушившихся  на  его род.  Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и  женится  на  своей  матери.  Через много лет, узнав ужасную  правду, он  выкалывает себе  глаза  и  добровольно отправляется в изгнание. Эта  часть  мифа  легла  в  основу  трагедии  "Царь Эдип".

  После долгих странствий,  очищенный  страданиями  и  прощенный  богами, Эдип  божественным  образом  умирает: его  поглощает  земля. Это  происходит в  пригороде  Афин,  Колоне,  и  могила  страдальца    становится   святыней  афинской  земли. Об  этом  рассказывается  в  трагедии "Эдип в Колоне".

     Трагедии  Софокла явились художественным   воплощением   гражданских и нравственных идеалов  античной   рабовладельческой   демократии  периода  ее расцвета (Софокл не дожил до  страшного поражения афинян  в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.). Этими  идеалами  были  политическое  равенство  и свобода  всех  полноправных    граждан,   беззаветное    служение    родине, уважение  к  богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

                                        Еврипид (около 485-406 до н.э.).

     Социальный   кризис   афинской     рабовладельческой    демократии    и обусловленная им ломка   традиционных  понятий  и  взглядов  наиболее  полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

     Родители  Еврипида, по-видимому, были зажиточными  людьми, и он   получил хорошее  образование.  В  противоположность  Софоклу  Еврипид   не  принимал    непосредственного участия  в  политической  жизни   государства,  однако  он живо   интересовался   общественными    событиями.   Его   трагедии    полны разнообразных политических высказываний и  намеков на современность.

     Большого  успеха у  современников  Еврипид   не   имел:  за   всю   свою жизнь     он     получил     лишь     5      первых         наград,   причем последнюю -посмертно. Незадолго до смерти он покинул  Афины  и  переехал  ко двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он  и умер (за несколько месяцев  до  смерти  Софокла  в Афинах).

    От Еврипида дошло до нас  полностью 18 драм (всего он написал  от  75  до 92) и большое количество отрывков. Драматург приблизил своих героев   к   действительности;   он,   по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими,  "каковы   они   есть".Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями  мифов, наделялись  мыслями, стремлениями, страстями  современных поэту людей.

       В ряде трагедий Еврипида звучит  критика религиозных  верований  и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был  сторонником  умеренной демократии,  опорой   которой   он   считал   мелких    землевладельцев.   В некоторых  его  пьесах  встречаются  резкие    выпады    против   политиков- демагогов: льстя народу, они добиваются власти,  чтобы   использовать  ее  в своих корыстных  целях.  В   ряде   трагедий   Еврипид  страстно  изобличает тиранию : господство одного человека над другими людьми вопреки их воле  ему представляется     нарушением     естественного    гражданского     порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и  добродетели, а  не  в  знатном  происхождении  и   богатстве.  Положительные   персонажи Еврипида  неоднократно высказывают мысль,  что  безудержное  стремление   к богатству  может толкнуть человека на преступление.

     Заслуживает внимание отношение  Еврипида  к  рабам.  Он   считает,  что рабство-это несправедливость и насилие, что природа  у  людей  одна  и  раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.    Еврипид часто откликается в своих трагедиях на  события  Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными  успехами  соотечественников,  но  в  целом относится к войне  отрицательно.  Он   показывает,  какие  страдания  несет война  людям, прежде  всего  женщинам  и  детям. Война может быть  оправдана только в том случае, если люди  защищают независимость своей родины.

     Эти идеи выдвигают Еврипида в число  самых  прогрессивных   мыслителей человечества. Еврипид стал первым известным нам  драматургом,  в  чьих  произведениях характеры героев не только раскрывались, но и  получали  свое развитие.  При этом  он  не   боялся   изображать   низкие   человеческие  страсти,  борьбу противоречивых стремлений у одного и того же   человека.  Аристотель  назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов. Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в  IV  в.   до   н.  э.   его называли  величайшим  трагическим  поэтом,  и   такое   суждение    о    нем  сохранилось на все последующие века. 

                                                    

Театр эпохи эллинизма.

     В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и  драматургии, и   актерского исполнения, и  архитектуры  театрального   здания. Эти изменения  связаны  с новыми историческими условиями.

  В  театре  эллинистической  эпохи  по-прежнему  ставятся   комедии    и трагедии. Но от  трагедий  IV  в.  до  н.  э.  сохранились лишь   небольшие фрагменты,  и,  по-видимому,  художественные   достоинства   эллинистической трагедии были  невелики.  Гораздо  больше  данных  имеется  для  суждения  о комедии, так как до дошли целиком  одна  пьеса   и   несколько  отрывков  из других пьес крупнейшего комедиографа того времени -Менандра.

       Комедию  эллинистической   эпохи  называют   новой    аттической    (или новоаттической) комедией. Время ее  расцвета -конец  IV-III  в.  до н.э.  В новой  аттической  комедии  по-своему  отразились  изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV  в.  до  н.э.  На  смену представлений о  божественном   миропорядке  и  вере  в  конечное  торжество справедливости приходит  убеждение во всемогуществе случая. Жизнь  человека, его личное  счастье, общественное положение -все зависит  от   воли   случая.

     Случай  определяет возникновение и решение  конфликтов  и  в  самой  комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей   жизнь   только в плане семейно-бытовых отношений. Большую  роль  в  новой  комедии   играет мотив любви.

     Авторы  новой аттической комедии  широко  использовали   психологическую теорию  ученика  Аристотеля  Теофраста,  согласно   которой   все   свойства характера  проявляются  во   внешности   человека   и   в   его   поступках. Физиогномические  описания  Теофраста  несомненно  влияли  и на  оформление масок, помогавшим зрителям распознавать  тот  или  иной персонаж.

       В новой комедии заметно влияние   Еврипида. Близость  многих  его  героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний  -вот   то,  что   новая  комедия взяла у Еврипида.    Основной особенностью новой комедии было отсутствие  хора, который  был бы  органически  связан  с  развитием  действия,  -хор   выступал  только  в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение  событий,  что должно было помочь зрителю разобраться в  сложной интриге.

  Другой особенностью новой комедии бала  ее   гуманно  -филантропическая направленность.  В  лучших   произведениях   проводились    передовые   идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической  тематики,  в новой  комедии  получали  отражения   такие   важные  проблемы,  как  методы воспитания, отношение к женщине,  к  представителям  различных  сословий,  к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более  гуманные отношения между людьми.

  Новая аттическая  комедия  пользовалась  огромным  успехом  у  публики. Зрителей привлекало  то,  как  разрабатывается  даже  банальный   сюжет  или привычная  маска:  пружиной  действия  стала  ловко    устроенная   интрига,  развитие которой велось тонко и искусно.

                               Архитектура древнегреческого театра.

     Необходимо  сказать и об архитектуре древнегреческого театра,  т.к.  она тоже очень повлияла на дальнейшую архитектуру театров.    Первоначально место для представлений устраивалось крайне  просто:  хор со  своими  песнопениями  и  плясками  выступал  на  круглой   утрамбованной площадке-орхестре  (от  глагола  орхеомай  -"танцую"),  вокруг   которой   и собирались зрители. Но по мере  того, как  возрастало значение  театрального искусства в общественной и культурной  жизни Греции и  по  мере  усложнения драмы  возникла  необходимость в усовершенствованиях.  Холмистый ландшафт Греции подсказал  наиболее рациональное устройство сценической  площадки  и зрительских   мест:  орхестра  стала  располагаться  у  подножия  холма,   а зрители  размещались по склону.

Информация о работе Древнегреческий театр