Феофан Грек

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:25, доклад

Описание работы

В работе описываеться живопись Феофана Грека.

Работа содержит 1 файл

феофан грек.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Апостолы Феофана  не похожи на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякого  порядка. Не совместная просветленная  скорбь, а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное  размышлеие о смерти - читается на их простых лицах. Многие слово бы не в сосоянии смотреть на мертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него.

Над одром Марии, над фигурпми апостолов и святителй высится сияющий золотом Христос с душой богоматери в руках. Апостолы не видят Христа, его мандорла - это уже сфера чудесного, недоступного человеческому взгляду. 
Апостолы видят лишь мертвое тело Марии, и это зрелище преисполняе их ужасом перед смертью. Им, “земным людям”, не дано узнать тайну “вечной жизни” 
Марии. Единственный, кому известна эта тайна,- Христос, ибо он принадлежит сразу двум мирам: божественному и человеческому. Христос полон решимости и силы, апостолы - скорби и внутренего смятения. Резкое звучание красок 
“Успения” как бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения, в котором пребывает апостолы. Не отвлеченное, догматическое представление о загробном блаженстве и не языческая боязнь земного, физического уничтожения, а напряженое размышлеие о смерти, “умное чувство”, как называли подобное состояние в Х1У веке,- таково содержание замечательной иконы Феофана.

В”Успении” Феофана есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Ее не было ни в “Десятинном успении”, ни в “Пароменском”. В “Десятинном успении” на подставке у ложа изображены красные туфли Марии, а в 
Пароменском” - драгоценный сосуд - наивные и трогательные детали, связывающе Марию с земным миром. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, свеча в иконе Феофана кажется исполненной особого смысла. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше, чем отвлеченый символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии. Мертвое тело - как сгорвший, остывший воск, из которого навсегда улетучился огонь - душа человек. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией. Через несколько мгновений исчезнет сияющий Христос, его мандорла, скрепленная, как замковым камнем, огненным херувимом. В мировм искусстве н много произведений, которые с такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу. 
Андрей Рублев

Информация о работе Феофан Грек