Фольклорные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Работа содержит 1 файл

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет.docx

— 123.95 Кб (Скачать)

    II уровень  (средний)- от 1 до 4 звуков.

    III уровень  (высокий)- все звуки сформированы.

    Нами  был  выявлен  II  уровень   сформированности  звукопроизношений –

средний.

       2.2. Содержание и методика работы  по обучению детей правильному

      звукопроизношению  с использованием малых форм  фольклора на этапе

                           “автоматизация звуков”

    Цель: улучшить,  сформировать  качество  звукопроизношения   при  помощи

малых форм фольклора.

    На подготовительном  этапе  и  этапе  по  постановке  звука  нами  была

проведена работа по подготовке  речедвигательного  аппарата,  его моторики,

речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные  игры  на  звукоподражание

(“Кто как кричит?”,  “Что звучит?”, “Чей домик?”).

    Предлагали  детям  пожужжать,  “как  пчела”,  погудеть  “как  паровоз”,

пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей  шуму  ветра,  рокоту

самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у  детей  высокая

активность, в то время как  повторение  лишенных  смысла  слогов  (ша-шо-шу)

быстро утомляло детей и не давало положительных  результатов. В своей  работе

мы  использовали  тексты  сказок  из  книги  Н.А.  Герман  и   М.Г.   Генинг

“Воспитание у дошкольников правильной речи”. В  книге  даются  в  интересной

детям форме четкие указания  в  отношении  артикуляционного  уклада.  Так  в

“Сказку веселого язычка”  включается  рассказ  о  звуке.  Знакомя  детей  со

звуком, мы связывали  его с конкретным образом  (з-з-з-песня  комара,  ж-ж-ж-

жужжание жука). Например, когда мы  рассказывали  детям  сказку  “О  веселом

ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас  и  повторять,  когда

потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у  которого  было  три  сына

каждый сын дул  по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы  вперед,

как будто хочет  потушить свечку, и  подует  и  т.д.  В  образной,  доступной

детям форме сказка  дает  детям  представление  об  артикуляционном  укладе.

Вытягивая губы,  растягивая  их  в  улыбку,  все  дети  старались  подражать

правильно.  При  обучении  звукопроизношению  мы  опирались   на   различные

анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).

    Систематически  поясняя о положении органов   артикуляционного  аппарата,

старались выработать у детей привычку не только слушать  нас, но  и  смотреть

и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для  произношения  звуками

–  свистящими  и  шипящими  и  сонорными  звуками   объясняли   артикуляцию.

Используя, показ  и доступное детям объяснение артикуляции  звука  активность

детей  повышалась,  дети  старались   придать   нужное   положение   органам

артикуляции, интерес  к артикуляции стимулировал процесс  овладения  навыком.

Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух  формах:  в  форме

обучения на занятиях и воспитание всех сторон  звуковой  культуры  речи  вне

занятий. Главную  роль мы отводили специальным  занятиям,  сочетающим  показ-

образец  произношения  с  активным  упражнением  детей.  Свои   занятия   мы

дополняли и взаимодействовали  со специальными упражнениями вне занятий.

    Для развития  речевого дыхания проводили с  детьми  игры  на  поддувание:

сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

    Не все   дети  сразу  справлялись   с  заданием.  Некоторые   напрягались,

раздували щеки и  не могли  сдуть  лежащую  пушинку.  Дыхательные  упражнения

помогают ребенку  научиться правильно дышать, делать короткий,  быстрый вдох

и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на  то,

чтобы дети не напрягались  и  не  уставали.  Упражнения  проводили  сидя,  не

более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.).  Для  развития  речевого  слуха,  слухового

внимания проводили  с детьми  следующие  игры:  “Угадай,  как  надо  делать”.

Произнося в разном темпе фразы: “Мелет  мельница  зерно”,  “Дети  плавали  в

реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения.  “К  кому  пришел,  от

кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с  различной  интонацией:  с

испугом, с радостью,  с  удивлением.  Дети  определяют,  кто  это  сказал  –

козлята,  волчата  или  охотник.  “Угадай,  кто  позвал”,  “Эхо”  и  д.р.  В

индивидуальной  работе использовали артикуляционную  гимнастику:  облизывание

языком верхней  и нижний губы, “Вкусное варенье”,  учили  детей  делать  язык

“жалом”, “широкой лопаткой”.

    В результате  проведенной нами работы на  Подготовительном этапе и   этапе

по  Постановке  звука,  особое  внимание  мы  уделили  этапу  Закрепления  и

автоматизации звуков.

    Для   работы  на  этом  этапе  мы  выбрали  15   детей   с   нарушениями

звукопроизношениями.

    При использовании разных  средств  (артикуляционная  гимнастика,  игры,

упражнения для  мелкой и общей моторики, пальчиковая  гимнастика), мы  активно

подключали малые  фольклорные жанры. А именно, хоровое  произношение  стихов,

потешек, рифмованных строк,  насыщенных  определенным  звуком,  отгадывание

загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

    “С точки  зрения высшей нервной деятельности, автоматизация  звука  есть

введение  вновь  созданной  и  закрепленной  относительно  простой  связи  –

речевого звука  – в более сложные  последовательные  речевые  структуры  –  в

слова  и  фразы,  в  которых  данный  звук  или  пропускается  совсем,   или

произносится неправильно  ”. (О.В. Правдина).

    Работа  по Автоматизации звуков  нами  проводилось  на  занятиях  и  вне

занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в  индивидуальной  работе

с детьми.

    Нами  были проведены следующие занятия  на звуки: с-сь; з-зь;  ц,ж,ш;  л-

ль; р-рь, смотреть Приложение №2.

  План конспекта  занятия по обучению детей  правильному произношению звука  ж

    Пр. сод-е: уточнять и закреплять произношение звука ж,  изолированного,

в   словах,   в   связном   тексте,   развивать   артикуляционный   аппарат,

фонематическое  восприятие,  речевое  дыхание,  воспитать  желание  научится

правильно произносить  все звуки.

                                 Ход занятия

        . Сегодня мы будем учиться  правильно произносить звук ж.

        . Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и

          вытянуты вперед, зубы не сжаты,  сближены,  язык  поднят  вверх,  к

          зубам не прижимается.

        . Даем образец произношения.

        . Дети произнесите этот  звук  (хором)  затем  по  одному.  Обращаем

          внимание на дрожание горлышка.

        . Дети, вы слышали, как жужжит  жук? Летом вы были в  лесу,  кто  там

          ползает по коре деревьев и  летает? Как  жужжат  жуки?  В   лесу  на

          полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?

А сейчас поиграем в игру “Телефон”. Говорим первому  сидящему  ребенку  слова

    тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок  передает  слова

    соседу  и т.д. Первый исказивший слово  садится в конец ряда.

Чтение рассказа “Кошка и еж”. Вопросы по содержанию:

    . Кого  принесли дети из лесу?

    . Кто  увидел ежа?

    . Что  сделала кошка?

    . Как  защищался еж?

Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)

Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)

Проговаривание  чистоговорок:

              Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,

             Жа-жа-жа- я нашел ежа,

             Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

Скороговорка.

             Уежа ежата, у ужа ужата.

Итог занятия: Дети были на занятиях  организованны,  отвечали  правильно  на

вопросы. В игре телефон  исказили  несколько  слов,  Данил  П.  и  Софья  С.

быстрее  всех  ответили  на  загадки.  Чистоговорки  повторяли все   хором.

Скороговорку предложили повторить Алисе Л., с начало очень  медленно,  затем

быстрее Алиса повторила  правильно. Дети с заданием справились.

Использовали малые  формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве

ласки и шутки:

             Маленький, да удаленький. Мал,  да удал

             Выросла, как тополька.

             Ты моя баловушка.

             Идет, словно павушка плывет.

             Танина коса – всему городу  краса.

             Растут детки, как грибки –  дождевички.

             Ау, подай голосок через темный  лесок!

             Сядем рядком да потолкуем  латком.

             Права ножка, лева ножка –  поднимайся понемножку.

             Одному мигнул, другому кивнул, а  третий сам догадался.

             В качестве поучения и наставления:

             За правое дело стой смело.

             Для друга все не туго.

             Поспешишь – людей насмешишь.

             Спеши, не спеши, а поторапливайся.

             Скоро пойдешь- ногу зашибешь.

             Умел потерять, умей и найти.

             Умей шутить, умей и перестать.

             Умей сказать, умей и смолчать.

             Не сиди сложа руки, не будет скуки.

             Мороз не велик, а стоять  не велит.

             В качестве порицания:

             Много шуму -  мало толку.

             Шумят, как воробьи на дождь.

             Весь дом вверх дном.

             Без проказ ни на час.

             Кто весел, а кто и нос  повесил.

             Наш пострел везде поспел.

Использовали пословицы  и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и

сну.

             Пели, пели, да есть захотели.

             Что поставят, то и кушай.

             Хлеб – соль кушай, а добрых  людей слушай.

             Ешь больше, проживешь дольше.

             Остатки сладки.

             Пора спать, коли некого ждать.

             Милая подружка – подушка.

             Одним ухом спит, другим слышит.

             Спали, почивали, весело ль вставали?

             Мило не мыло, а беленькое личико.

Для владения  правильным  звукопроизношением  необходимо  развитие  речевого

дыхания. Для этого  мы использовали  следующие  игры  и  упражнения.  Следили

чтобы дети не напрягались  и не уставали.

   1. Сильно  подуть на воду для образования  брызг

   2. Дуть на  пушинки ватки, привязанные на  нитке

   3. Игра “Пузырь”

   4. “Пильщики”  Дети строятся парами друг  против друга, потом  каждые  двое

      детей  падают друг другу правую руку  и начинают пилить  руками  взад  и

      вперед, произнося при этом слова:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

              Ж-ж-ж-ж…

 Треснула и  стала,

Начинай сначала!

Информация о работе Фольклорные жанры