Фольклорные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это
колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми (“Сорока”,
“Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен
своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом,
восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя
вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается
воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще
древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для
сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой
греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова
резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи
уделял Л. С. Выготский. Идеи Высогского продолжают разрабатываться многими
психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В.
Запорожцем, Д. Б. Эльконеным).

Работа содержит 1 файл

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет.docx

— 123.95 Кб (Скачать)

его не менее 10-20 фраз.

      Большую   устойчивость   звука   обеспечивает   использование   разных

анализаторов: слухового  – как  ведущего,  зрительного  (показ  артикуляции),

тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ),  кинестетического

(ощущение дрожания  кончика языка при звуке р.)

      IV этап – дифференциации смешиваемых  звуков.

      В   основе  его  лежит  дефференцировочное   торможение.   Работа   над

дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба  смешиваемых  звука

могут быть правильно  произнесены  ребенком  в  любом  сочетании  и  все  же

употребляются не всегда верно  и  один  звук  подменяется  другим.  Дети  не

отличают новый  звук от некоторых сходных с  ним  звуком  и  путают  их.  При

дифференциации  звука  эффективен  прием  сравнения   двух   артикуляционных

укладов и установление их различия.

      Для  решения многих задач  звуковой  культуры  речи  ведущими  являются

фронтальные формы  работы, к ним относятся  занятия.  Это  еженедельная  (1-2

раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая  от  2  до  10  минут.

Один раз в  месяц  –  комплексное  занятие,  целиком,  посвященное  звуковой

культуры речи.

      Большое   значение  имеют  другие  формы   фронтальной  работы,  которые

осуществляются  вне  занятий:  игры  -   драматизации,  хороводы.  Эффективна

речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений  в  конце  утренней

гимнастики, 2-3 раза в  неделю).  Широко  практикуется  работа  с  педагогом

подгруппами детей  в удобное для  них  время  (дидактические  игры,  шутки  –

чистоговорки, загадки и д.р.)

      Методы  работы: Дидактические игры, подвижные  и хороводные  с  текстом,

дидактические рассказы с  включением  учебных  заданий  (повторять  слова  с

трудным звуком, менять  высоту  голоса  и  т.п.)  упражнения  (заучивание  и

повторение скороговорок, стихотворений).

      Пользуясь   методами,  воспитатель  применяет   разнообразные   приемы,

непосредственно влияющие на произносительную  сторону  речи  детей.  Ведущим

приемом  является  образец  правильного  произношения,  выполнения  задания,

который дает педагог.

      Объяснение  демонстрируемых качеств речи  или движений речедвигательного

аппарата – следующий  прием. При формировании фонематического  слуха, звуко  и

словопроизношения  рекомендуется специфичный прием   –   утрированное   (с

подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование  звука (ударного  слога,

искажаемой детьми части слова).

      Образное  название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

      Активным  приемом является хоровые и  индивидуальные повторения, которые

обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает  качество

ответов  такой  прием,  как  обоснование  необходимости  выполнить   задание

педагога.

      Возможны  такие активные  приемы,  как  (сопряженная)  речь  ребенка   и

воспитателя, а также  отраженная речь (незамедлительное  повторение  ребенком

речи- образца).

      Традиционны   такие  приемы,  как  оценка   ответа   или   действия   и

исправление.

      Специфичный  прием – образная физкультурная   пауза,  которая  благодаря

сочетанию  движений  детей  с  произнесением   отрабатываемых   звуков   или

звукосочетаний  служит  одновременно  отдыхом,   и   закреплением   учебного

материала.  В  процессе  работы  используются  и  наглядные  приемы.   Показ

артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

                  Структура процесса изучения  одного звука.

           1. Показ, объяснение артикуляции звука (или  группы  родственных

              звуков),  многократное  произнесение   звука   педагогом   (в

              обратной форме).

           2. Произношение  изолированного  звука  детьми  с  одновременным

              упражнением  в  речевом   дыхании  (длительность   выдоха)   и

              выразительности речи.

           3.   Проговаривание    детьми    слогов,    звукоподражаний    с

              воспроизведением  изменяющихся  силы,  высоты  голоса,  темпа

              речи.

           4. Упражнение в произношении звука   в  словах  и  фразовой  речи

              (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов,  дидактические

              и подвижные игры, чтение стихотворений).

      1.4. Малые фольклорные жанры –  средства народной педагогики

      Одним  из  не  достаточно  изученных   –  вопросов  педагогики  является

народное педагогическое творчество, которое в прошлом  нашего общества  имело

большое значение.

      В  XX веке отечественные ученые  педагоги  стали  основательно  изучать

народную педагогику. Исследования Константинова,  Мединского,  Струнинского,

Шабаевой  и других.  В исследованиях этих  авторов рассматривается роль

народной педагогики в развитии человеческой культуры.

      В  последнее время народная педагогика  является  предметом  подлинного

научного исследования.

      В  настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все

больший  круг  исследователей:  этими  проблемами   занимаются   профессора:

Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.

      Важнейшими  воспитательными  средствами  служат  разные  формы  устного

народного творчества.

      Народная  педагогика использует в качестве  основных средств  воспитания

все компоненты народной культуры.

      Ведущим  компонентом народной культуры  является – Фольклор.

      Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую  направленность. Многое  в

нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой  о

молодежи – своем  будущем.  С  незапамятных  времен  живут  в  народном  быту

колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”.  Обязательными  спутниками

раннего детства  являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

      От  поколения  к  поколению   переходят  забавные  считалки,  дразнилки,

скороговорки и  т.д. Фольклор увлекает детей  яркими  поэтическими  образами,

вызывает у  них  положительные  эмоции,  укрепляет  светлое,  жизнерадостное

восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что  дурно,  что  красиво  и

что не красиво.

      Произведения,  созданные  специально  для   детей,  составляют   особую

область народной поэзии – детский фольклор.

      Впервые  серьезное  внимание  на  детский   фольклор  обратил  известный

педагог К. Д.Ушинский .

      В  60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

детского фольклора  и их анализ с точки зрения физиологии и психики  ребенка.

Тогда  же  началось  систематическое  собирание  народных  произведений  для

детей. Первый сборник  детских произведений – П. Бессонова  “Детские песни”  –

был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с  песнями  и  23  считалки.

Затем вышли в  свет сборники  детского  фольклора  Е.А.  Покровского  и  П.В.

Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.

      В  1921 г. в  Русском  географическом  обществе  (РГО)  была  учреждена

комиссия по детскому фольклору, быту и языку.

      В  1920 г. появились  первые  исследования  детского  фольклора  и  сам

термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

      В  1960 г. русский детский фольклор  изучал М.Н. Мельников.

      В  современной науке о детском  фольклоре  обозначились  два   проблемных

аспекта:  фольклор  и  внутренний  мир,  развивающийся   личности   ребенка;

фольклор как  регулятор социального поведения  ребенка в детском коллективе.

      Детский  фольклор – это произведения  самих детей, усвоенные  традицией;

произведения  традиционного  фольклора  взрослых,   перешедшие   в   детский

репертуар;  произведения,  созданные  взрослыми  специально  для   детей   и

усвоенные традицией.

      Детский  фольклор – часть народной  педагогики,  его  жанры   интуитивно

основаны  на  учете физических  и психических особенностей  детей разных

возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

      Детский  фольклор сохранил следы мировоззрения  разных  эпох  и  выразил

тенденции нашего времени.

      Художественная  форма  детского   фольклора   специфична:   для   него

характерна своя образная система, тяготение  к  ритмизированной   речи  и  к

игре.

      Игра  – элемент, психологически необходимый  для детей.

      Произведения  детского  фольклора   исполняют   взрослые   для   детей

(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский  фольклор).

      Материнский  фольклор включает произведения,  созданные  взрослыми  для

игры с совсем маленькими детьми, (до  5-6  лет).  Они  побуждают  ребенка  к

бодрствованию и  физическим  действиям  (определенным  движением),  вызывают

интерес  к  слову.  Фольклор,  исполняемыми  самими  детьми,   отражает   их

собственную творческую  активность  в  слове,  организует  игровые  действия

детского коллектива. В  него  входят  произведения  взрослых,  перешедших  к

детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

      Колыбельные  песни, выражая нежность и любовь  к ребенку,  имели  вполне

определенную цель усыпить его. Этому способствовали  спокойный,  размеренный

ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен  уходят в древность.

      Пестушки,  потешки,  поскакушки  побуждали ребенка к бодрствованию,

обучали его двигать  ручками, ножками, головкой, пальчиками.

      Как  и в колыбельных песнях важную  роль играл ритм, однако характер его

иной – бодрый, веселый.

             Тра-та-та, тра-та-та

             Вышла кошка за кота…

             Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

             Большие ноги

             Шли по дороге:

             Топ-топ-топ,

             Топ-топ-топ.

              Маленькие ножки

             Бежали по дорожке:

             Топ-топ-топ-топ-топ,

             Топ-топ-топ-топ-топ.[16]

      Среди   прибауток  особое  место   занимают  небылицы   –   перевертыши,

известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их  установка создать

комические  ситуации  путем нарочитого  смешения,  реальных   предметов   и

свойств. Если это  вызывает у ребенка смех, значить,  он  правильно  понимает

соотношение вещей  и  явлений.  Персонажи  небылиц  ведут  себя  несообразно

действительности, на что может прямо указываться:

             Где это видано,

             Где это слыхано,

             Чтоб курочка бычка родила,

             Поросенок яичко снес… и т.д. [3]

      Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;

поскакушки  – с подскакиванием  на  коленях у взрослого;  потешки  –   с

Информация о работе Фольклорные жанры