Готическое Искусство (13-14 вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

Общий характер периода. Готический период западноевропейского искусства представляет, по сравнению с романским, крупный шаг вперед и отражает более реалистическое мироощущение. Термин «готический», «готика», еще более условен, чем понятие «романского» искусства. Возник он в эпоху Возрождения в период, когда преклонялись перед наследием классической античности, и, как синоним варварства (от варварского племени готов), выражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья. Отношение это было в корне неправильным.

Работа содержит 1 файл

Готическое Искусство.docx

— 1.65 Мб (Скачать)

Готическое Искусство

(13-14 вв.)

Общий характер периода. Готический период западноевропейского искусства представляет, по сравнению с романским, крупный шаг вперед и отражает более реалистическое мироощущение. Термин «готический», «готика», еще более условен, чем понятие «романского» искусства. Возник он в эпоху Возрождения в период, когда преклонялись перед наследием классической античности, и, как синоним варварства (от варварского племени готов), выражал презрение ко всем типичным явлениям средневековья. Отношение это было в корне неправильным. Такое отношение свидетельствует о недопонимании исторического процесса развития общества и положительных качеств, свойственных этому этапу. Характерным для этого периода средневековья является то, что на этой стадии феодализма чрезвычайно крупную роль начинает играть город, и в искусстве этого периода, наряду с чисто феодальными элементами, уже сильны черты слагающейся культуры бюргерства. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в типичные для средневековья цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов, с одной стороны, и сильные реалистические тенденции с другой.

Первая черта  особенно определенно сказывается  в области зодчества, вырабатывающего  своеобразнейшую, исключительно логичную систему конструкций и декора. Эта система слагается и полнее всего выявляется в постройке больших городских соборов Франции. Соборы эти были гордостью городов и, помимо своего прямого религиозного назначения, нередко использовались в светских целях для общественных собраний граждан. Достижения романского искусства в области строительства церквей, перекрытых сводами, позволили возводить огромные каменные храмы, устойчивость которых зависела не от массивности стен, а от верного распределения сил тяжести и присущего каждому своду распора. Сущность готической конструкции состояла в том, что она в основном создает как бы каркас или скелет здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы. Тип базилики сохраняется, но в плане по сравнению с романским периодом сильно упрощается. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками (нервюрами). Снизу их тяжесть принимают вертикальные опоры (колонны, позднее — мощные столбы), распор же передается контрфорсам при помощи подпирающих основания нервюр полуарок (аркбутанов), перекинутых над крышами боковых, более низких нефов. Эти последние перекрываются такими же нервюрами, поддерживаемыми теми же колоннами или столбами и контрфорсами. Части свода между нервюрами (лотки) отличаются легкостью и не влияют на его прочность. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной, распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях. К постоянно применяемым наружным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями, нагружающие контрфорсы (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперги), навершия башенок и пинаклей (крестоцветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады, разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа.

Над ярусом аркад располагается  невысокая декоративная галерея (трифориум), выше которой помещаются очень большие окна, дающие главной части собора прямое освещение. Окна, в том числе и розы, заполняются легким каменным переплетом, в интервалы которого вставляются цветные стекла (витражи). Отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление, что она как бы оплетена каменным кружевом. В интерьерах господствуют торжественная величавость. Динамичность внутреннего пространства усиливается причудливой игрой света, проникающего через цветные стекла витражей. Схема конструкции готического свода

 

 

 

 

 

 

 

  Искусство Франции (конец 12 и весь 15 века.

Ранняя готика- 12 первая четверть 13в.; Зрелая готика с 20 г. 13 в. до конца 13в.; С 20 г. 13 в. до 15 в.; Поздняя -13- 15 века.).

Готический стиль архитектуры  возникает во Франции во второй половине 12 века и держится более трехсот  лет. Его развитие, идущее в сторону  все большей легкости и декоративности, позволяет различать несколько  периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики); 13 век в  целом представляет период наибольшего  расцвета французской готической архитектуры; 14 век является временем усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного  начала и в старой литературе обычно именуется периодом «лучистого»  готического стиля; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов  с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением. Время возникновения и конца развития готической архитектуры в отдельных странах варьируется в зависимости от местных условий.

К шедеврам ранней французской  готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 — первая половина 13 в.). Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной соразмерностью конструктивных форм. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства. 
Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм, равно как в усилении богатства последних, был достигнут в соборах городов Амьена и Реймса (13 в.). Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, причем особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К показательнейшим новшествам этого типа готики принадлежат появляющиеся пинакли над порталами, окнами и галереей фасада в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Указанной сменой опор в полной мере завершается композиционно оформление внутреннего пространства готических соборов. 
В этом отношении особым совершенством выделяется верхняя церковь Сен Шапель в Париже (1245—1248), бывшая дворцовой церковью французских королей. Как это бывает в зданиях небольшого размера, она не имеет системы аркбутанов и контрфорсов. Как выдающийся памятник архитектуры того же столетия можно привести также клуатр аббатства Мон-Сен-Мишель. 
В 14 веке, в связи со Столетней войной (1337—1445) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится сравнительно небольшое количество зданий, и главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся все легче. К самым замечательным примерам новых приемов декора следует причислить порталы трансепта собора в Руане (14 в.) и фасад собора в Страсбурге (нач. 14 в.). Страсбургский собор, возведенный в период, когда Эльзас принадлежал Германии, наряду с преобладанием стилистических французских черт содержит много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу (вторая южная башня не была возведена).

Ранняя готическая скульптура Франции хорошо представлена на порталах трансепта собора в Шартре. Храм этот был воздвигнут между 1194 и 1225 годами на месте сгоревшей романской базилики, от которой уцелели лишь крипта и западный фасад со знаменитым, украшенным статуями, «королевским порталом». Особенно большой интерес представляет статуарная пластика собора, позволяющая проследить формирование и раннее развитие французской готики. Самые ранние статуи – ветхозаветные цари и пророки на центральном портале северного фасада (Моисей, Авраам, Мельхиседек и др., около 1200-1204 гг.)- еще близки к фигурам королевского портала.  Дальнейшие этапы эволюции представлены статуями Христа и апостолов на центральном портале южного фасада (около 1204-1212гг.), изображениями святых на «портале мучеников»  (южный фасад, около 1215-1220 гг.) и особенности великолепной группой из трех святых- Мартина, Иеронима и Григория на 3 портале того же фасада (около 1230г.). Менее удлиненные пропорции, устойчивость поз и более энергичная моделировка.

«Встреча мари и Елизаветы» на левом портале  северного фасада трансепта Шартрского собора. Наиболее ранним готическим статуям присущи сохранившиеся от романского периода известная напряженность позы и строгий параллелизм в постановке ног. Постепенно фигуры трактуются более свободно. Некоторое отклонение от строгой фронтальности, легкий сгиб в коленях и перемещение тяжести тела на одну ногу сообщают фигурам большую непринужденность. Приемы эти получили дальнейшее развитие на замечательных порталах западного фасада амьенского собора, где в первую очередь следует отметить три группы на правом боковом портале: «Благовещенье», «Встреча Марии и Елизаветы» и «Принесение во храм». Одухотворенность идеализированных образов является одной из характернейших черт этой скульптуры. Дальнейшая эволюция направлена в сторону усиления рельефности в моделировке и искания эффектов живописного порядка. Одна из лучших статуй всей французской скульптуры 13 века фигура св. Фирмена, находящаяся на середине посвященного ему портала Амьенского собора, наглядно выявляет эти черты. Скульптура отличается строгой симметричностью контуров и складок широкого епископского облачения. И, несмотря на это, о скованности форм нет и речи. Фигура торжественна, полна жизни так же, как живет и ее проникнутое выражением глубокой человечности уверенно моделированное лицо. Вершина достижения готической скульптуры — фигура Христа среднего западного портала все того же Амьенского собора. Показанный в рост, фронтально, с одной ногой, чуть выдвинутой вперед, Христос попирает льва и дракона — символы антихриста и дьявола. Готическая скульптура здесь сочетает естественность, почерпнутую из наблюдений действительности, с чертами идеализации образа. Голова Христа, устремившего взгляд в пространство, выражает просветленное спокойствие, доброту и отрешенность от мира. Ее лепка широкими обобщенными планами, обычная на этом этапе, как нельзя лучше отвечает задачам монументальности образа. 
Стиль драпировок, отличающий Христа Амьенского собора, становится к середине 13 века господствующим. Тогда же достигает полного развития мотив постановки фигур с неравномерным распределением тяжести корпуса на обе ноги. 
Бедро той, на которую фигура главным образом опирается, несколько выступает, другая нога, чуть согнутая в колене, немного отставлена. Очертания статуи приобретают благодаря этому небольшой дугообразный изгиб, сообщающий фигуре подобие сильно удлиненной латинской буквы S. В некоторых случаях такая постановка внутренне обоснована. Так, в аллегорическом изображении Синагоги она сообщает фигуре ощущение неустойчивости. В результате Синагога как бы противопоставляется твердо стоящей, торжествующей фигуре Церкви. Еще более мотивирована эта поза в фигуре стоящей Мадонны с младенцем на руках. Здесь она обусловлена желанием создать противовес поддерживаемой тяжести. Во второй половине 13 века такая постановка получает, однако, самое широкое распространение, приобретая характер моды, которая будет держаться более столетия. 
Большим достоинством готической скульптуры первой половины 13 века является единство содержания и формы. Серьезности ставившихся церковью тем отвечали строгие и значительные образы. С середины века интерес художников направлен, главным образом, на решение формальных проблем. Наряду с некоторыми чертами стилизации усиливается реалистическая направленность. Позитивные элементы слагающейся культуры буржуазного общества находят постоянное и явственное отражение.

Выдающаяся роль принадлежит  Франции в развитии искусства  книжной миниатюры, причем все местные  центры предшествующего периода  стушевываются перед Парижем, бывшим не только крупнейшим экономическим центром, но также одним из главных средоточий умственной и духовной жизни тогдашней Европы. 
История французской миниатюры 13 века довольно отчетливо делится на два периода. Первый длится примерно с 1200 по 1250 год, второй охватывает вторую половину столетия. Основными факторами, определяющими стиль первого из этих периодов, является влияние искусства витража, проявляющееся в композиции и цвете. Шедевром этого стиля является «Псалтырь королевы Бланки Кастильской» (Париж, библиотека Арсенала) с изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны. 
Со второй половины 13 века в глаза бросается иное: элементы готической архитектуры — пинакли, флероны, фиалы, стрельчатые арки, розы и пр. — появляются как ходовые мотивы орнаментики и проникают в иллюстрацию. Колорит вместе с тем переходит к светлой тональности. Как важное новшество в орнаментации начинают встречаться комические фигурки и сцены, не имеющие никакого отношения к тексту, так называемые «дролери»: здесь полуфантастическое существо играет на скрипке, там охотники преследуют зверя и т. п. 
Высшим достижением французской миниатюры второй половины 13 века может считаться «Псалтырь Людовика Святого», принадлежащая Парижской национальной библиотеке. 
На грани 13 и 14 веков французская миниатюра исключительно тесно сближается с английской. Из английских памятников выделяется по качеству «Псалтырь королевы Мэри» (первая четверть 14 в., там же), названная так по имени владевшей ею в 14 веке королевы Англии Марии Кровавой. В этой рукописи особенно обращает на себя внимание замечательная серия миниатюр, изображающих бытовые сцены, характерные для каждого месяца: в декабре — туалет молодой дамы, натягивающей перед пылающим камином чулки, в мае — девушки, свивающие венки, и т. д. 
Во второй четверти 14 века самое характерное связано с мастерской миниатюриста Жана Пюселя (знаменитый «Бельвильский бревиарий», ок. 1340). Стиль этого мастера характеризуется условной красивостью фигур, отказом от золотых фонов и усилением значения орнаментальных рамок, где среди остроконечных листьев терновника изображаются метко схваченные птицы, бабочки, стрекозы, улитки, обезьянки и пр. 
Со второй половины 14 века поступательный ход развития французской миниатюры и овладение ею реальным миром заметно ускоряются. Помимо часословов, являющихся теперь преобладающим типом религиозной книги, миниатюристы иллюстрируют во множестве памятники светской литературы, требовавшей совершенно новых композиций. Новым является распространение монохромной живописи: лица и тела получают естественную окраску, фигуры же выдерживаются в условном светло-коричневом или сером тоне, выделяясь на интенсивных синих и буро-красных фонах с тончайшими разводами йшдким твореным золотом. Распространены также фоны, чередующие в шашечном порядке мелкие квадраты накладного золота с другими квадратами, орнаментированными гуашью. 
Широкое распространение получает портрет, чаще всего встречающийся в виде сцен подношения книги, причем миниатюристы стремятся дать уже не полусимволическое изображение, а живой индивидуальный образ. 
Центральными мастерами французской миниатюры последних десятилетий 14 века являются Андре Боневе и Жакмар де-Эсден, оба по происхождению фламандцы. Художник широкого дарования Боневе как миниатюрист известен серией пророков и апостолов «Псалтыри герцога Беррийского» (Парижская национальная библиотека). Жакмар де-Эсден является автором «Большого часослова» (там же), исполненного для того же герцога-библиофила. 
Процесс развития миниатюры 14 века завершается творчеством так называемого «Мастера часослова Бусико», обозначаемого так по капитальному его произведению (ок. 1405—1411). Возможно, это был Жан Коэн, уроженец Брюгге, обосновавшийся в Париже с конца 14 века. Знакомый с итальянской живописью, этот мастер отказывается от орнаментированных фонов и превращает миниатюру в крошечные картины, где сцены развертываются в помещениях, построенных по правилам перспективы, или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами. 
Особое положение занимают прославленные мастера миниатюры — братья Поль, Герман и Жан Малуель, известные под именем братьев Лимбург. Уроженцы Нидерландов, они явились преемниками Жакмара при дворе герцога Беррийского, для которого ими был выполнен в 1409—1415 годах знаменитый Часослов (Шантильи). Наибольший интерес представляют здесь иллюстрации к календарю. Одни из них передают сцены придворного быта: герцога, восседающего в окружении пышной свиты за пиршественным столом (январь), нарядных дам и юношей, отправлющихся на соколиную охоту (август), и т. п. Другие, следуя традиции, изображают сезонные полевые работы. В этих сценах из трудовой жизни крестьянства, развертывающихся то на фоне городских стен Парижа, то различных замков и изображающих сенокос (июнь), сбор винограда (сентябрь), сев (октябрь), художник создает настоящие небольшие картины, отличающиеся строгой точностью и вместе с тем проникнутые тонким чувством природы.

В готический период во Франции  широкое распространение получает витраж. Искусство витража впервые  достигает расцвета на переходе от романского к готическому стилю. Сюжетная сторона уже тогда отличалась чрезвычайным разнообразием, наряду с отдельными крупными фигурами распространены были мелкие религиозные и символические композиции, вписываемые обычно в круглые или прямоугольные медальоны. Колорит на этой переходной ступени отличается чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок, среди которых преобладают красная, синяя и оранжевая. Из числа особенно известных готических витражей упомянем находящийся в соборе Пуатье и изображающий «Распятие с предстоящими». Несколько более позднему времени (1210—1250) принадлежит большой комплекс, сохранившийся в Шартре и включающий несколько жанровых изображений представителей ремесленных цехов за работой (кожевенники и др.).  
В дальнейшем искусство витража обогащается рядом новых технических приемов, краски становятся светлее, вводится новая, желтая краска и появляется монохромность (гризали). Два последних колористических новшества особенно показательны для 14 столетия. В это время, кроме того, возрастает значение чисто живописной работы по поверхности стекла, а также получают распространение архитектурные фоны в крупнофигурных изображениях.

 

Искусство Германии

Готическое искусство Германии не обладает цельностью и единством французской готики. И это не удивительно. В противоположность Франции, где в условиях развитого феодализма начала складываться централизованная монархия, в Германии продолжает усиливаться политическая раздробленность. Наступившее после падения династии Штауфенов междуцарствие (1254-1273гг.) открыло период длительного господства феодалов, стремившихся к обособлению центральной власти и не допускавших избрания на императорский престол сколько-нибудь сильного претендента. В то же время в Германии продолжался рост городов в экономически развитых районах страны. 

Готическая архитектура  Германии развивается первоначально  под сильнейшим влиянием французских  образцов и обнаруживает непосредственную к ним близость. Принадлежащий  к наиболее знаменитым соборам готического  стиля — собор в Кельне (серед. 13—15 в.; достроен в серед. 19 века) имеет свой прототип в соборе Амьена. К типичным германским чертам принадлежат здесь высокие остроконечные крыши башен на западном фасаде и ярко выраженный вертикализм в членении последнего. 
Наряду с заимствованными формами готики Германия дает и многочисленные самостоятельные решения. Так, например, здесь был выработан тип однобашенного главного фасада, таков, например, собор во Фрейбурге, (13—14 вв.). Еще более характерен для Германии рассматриваемого периода тип церкви, где центральный и боковые нефы имеют одинаковую или почти одинаковую высоту, так называемый «зальный тип» (церковь св. Елизаветы в Марбурге, 13 в., церковь св. Стефана в Вене, 13—15 вв.). Наконец, Северная Германия вырабатывает самостоятельный стиль кирпичной архитектуры, отличающейся, в связи с примененным материалом, большей тяжеловесностью форм. Как в церковных, так и светских зданиях большое место занимают плоскости стен, прерываемые оконными или дверными пролетами стрельчатой формы. Все они украшены ступенчато очерченными фронтонами и невысокими вимпергами. Бывшая монастырская церковь в Хорине (13—14 вв.) может служить великолепным примером этого стиля.

Изобразительное искусство  Германии 13—14 веков находится в  теснейшей зависимости от французской  готики. Большая самостоятельность  проявляется только в области  портретной скульптуры, опережающей  аналогичные явления французского искусства на целое столетие. Стоящие  на восточном портале Бамбергского собора фигуры императора Генриха II и его супруги Кунигунды (ок. 1240) выдают стремление к передаче чисто индивидуальных черт. Острая характеристика наблюдается и в знаменитом «Бамбергском всаднике», поставленном на один из столбов внутри того же собора и толкуемом то как изображение св. Стефана, то как портрет императора (Конрада III). Волевая экспрессия лица и жеста делает его одним из самых горделивых образов рыцаря и лучшей конной фигурой средневековья. Высшую ступень развития готического портрета Германии знаменуют фигуры донаторов, украшающие хор собора в Наумбурге (ок. 1270), среди которых наиболее замечательна группа маркграфа Эккегарда и его жены Уты. При всей индивидуализации облика в Эккегарде великолепно выражен тип властного, не знающего препятствий феодала. Не менее мастерства наблюдается и в привлекательном образе Уты, отличающемся тонкой психологической характеристикой. 
Влияние французской пластики особенно сильно ощущается в религиозной скульптуре, причем как специфически германские черты должны быть отмечены большая резкость и подчеркнутый натурализм форм. Утрировка экспрессии и мимики, переходящая зачастую в гротеск, составляет такую же характерную особенность готической скульптуры Германии. Наглядным тому примером служит «Страшный суд» на тимпане «Княжеского портала» в Бамберге (ок. 1240), где выражение лиц праведников и грешников превращено в гримасу. Стоящие на портале собора в Страсбурге «Князь мира сего» и соблазненная им неразумная дева в своей манерности граничат с шаржем (вторая половина 13 в.).

Из явлений немецкой живописи готического периода наибольший интерес представляют своей самостоятельностью миниатюры рыцарской и бюргерской литературы. Здесь на первом месте  должна быть приведена знаменитая «Рукопись  Манессе» (ок. 1333) в Университетской библиотеке в Гейдельберге,

являющаяся сборником  песен миннезингеров и дающая великолепные по исполнению миниатюры  с изображением сцен охоты, рыцарские турниры, любовных сцен и т. п.

Искусство Англии

 

Готическое зодчество  Англии также во многом основывается на архитектуре Франции. Своего наивысшего расцвета архитектура средневековой  Англии достигает в конце 15—начале 16 века. Собор в Кентербери (12—14 вв.) и Вестминстерское аббатство в Лондоне (13—16 вв.) еще близки к французским прототипам, но и здесь в чрезвычайной удлиненности плана с сильно выступающими концами трансепта сказываются характернейшие черты английского зодчества. Английские постройки, кроме того, отличаются слабой развитостью порталов и заменой роз на фасаде огромным стрельчатым окном. По сравнению с французскими памятниками готические соборы Англии отличаются большей прямолинейностью очертаний. В то же время в деталях оформления много сухости и монотонности. Все указанные особенности четко выступают в характерном для ранней английской готики соборе в Линкольне (13—14 вв).  
В 15 и начале 16 века готическая архитектура Англии характеризуется необычайным разнообразием и декоративностью форм сводов («звездчатые», «сетчатые», «веерообразные» своды). Не менее показательно преобладание в членении стен вертикальных линий, которые дали основание для обозначения поздней английской готики как «перпендикулярного стиля». Особенно выдающимися памятниками поздней готики Англии являются капелла Королевского колледжа в Кембридже (1472—1530) и капелла Генриха VII при Вестминстерском соборе (1502—1520). 
В гражданском зодчестве очень часто встречаются деревянные перекрытия над зальными помещениями. Они покоятся на скрытой от глаз сложной системе консолей и арок. Вестминстерский зал в Лондоне (1398) и зал Хемптон-Корта (16 в.) дают характернейшие образцы подобных конструкций.

 

Английская живопись и миниатюра  в эпоху готики были тесно связаны  с искусством Франции. Как и во французской, в английской миниатюре  много элементов реальной жизни. Примером могут служить светские хроники и богослужебные книги  восточноанглийской школы XIV века, из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии (1320).

Рукопись содержит 60 больших миниатюр, 233 раскрашенных рисунка и более 400 рисунков пером. Религиозные темы, например «Брак в Кане Галилейской», трактуются как современные художнику события: слуги и музыканты одеты в костюмы Англии 14 в. Характеристика персонажей удивительно жизненна: мы узнаем почти каждого из них, когда он появляется в другой миниатюре.


 


Информация о работе Готическое Искусство (13-14 вв.)