Искусство Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности культуры Древней Месопотамии . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии. . . . . . . . . . . . . . .
9
Искусство Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Культура Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список используемой литературы . . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат - Искусство древнего востока.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     В Древней Индии существовало несколько  школ  скульптуры,  из  которых  наиболее  крупными  были  гандхарская,   матхурская   и   школа   Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур  также  носило  религиозный характер. Скульптурное  искусство  достигло  такой   высоты,   что   существовал   ряд специальных руководств  и  правила  их  создания.  Были  разработаны  приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

     В гандхарской школе сочетались три  традиции: буддийская, греко-римская  и среднеазиатская. Именно  здесь  были  созданы  первые  изображения  Будды, причем как бога, эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В  матхурской школе,  рассвет  которой  совпадет  с  Кушанской  эпохой,  особое   значение получает  светская  среда  наряду  с   чисто   религиозными архитектурными композициями. Здесь так же  рано  появились  изображения  Будды.  Матхурская школа испытала на себе воздействие  более  раннего по  времени  маурийского искусства, а некоторые  скульптуры  говорят  о  хараппском  влиянии  (фигуры богинь  матери,  местных  божеств  и т.д.). По сравнению  с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны  и буддийские каноны. Они сохранились и в более  поздних  скульптурах,  повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

     Древнеиндийское искусство теснейшим образом  было связано с религией  и философией.  Кроме  того,  оно  было  всегда  обращено  к  низшей  касте – крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д.  В поэзии,  прозе,  драме,  музыке  индийский  художник  отождествлял  себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека  и  вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный  против  изваяний  богов.  Веды  были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и  живописи лишь в поздний период развития буддизма.

     На  художественную культуру древнеиндийского общества глубоко  повлияли индуизм, буддизм, ислам. Художественно-образное восприятие через призму названных  религиозных и философских  систем,  отмечается  утонченностью   изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Наиболее  известным  памятником  древнеиндийской   живописи   являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении  150  лет  древние  мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском  комплексе,  состоящем  из  29 пещер, живопись  покрывает  стены  и  потолки  внутренних  помещений.  Здесь разнообразные  сюжеты  из  жизни  Будды,  мифологические  темы,   сцены   из повседневной жизни, дворцовая тематика.  Все  рисунки  отлично  сохранились, т.к. индийцы хорошо  знали  секреты  стойких  красок,  искусство  укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и  цари,  например, всегда изображались белыми. Традиции  Аджанты  повлияли  на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

     Еще одна характерная черта старо-индийской  культуры есть  выражение  в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы.  Базировался  этот смысл  на том, что индийцы рассматривали  брачную  пару  бога  и  богини  как процесс космического творения. Поэтому изображения  божьей  кары  в  крепких объятиях распространено в храмах.

Искусство Древнего Египта

     В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной  Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые  египетские  города:  Мемфис,  Иераконполь  и  др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э.,  в  результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и  великую культуру  Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении  античной  культуры  и в дальнейшей  истории развития общества. В искусстве существует   прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику,  от  ученика к ценителю  или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества  с культурой нашего времени. Его изучение представляет большой интерес еще и потому, что мы  можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из  первых  в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем  тех  изменений, которые происходили в жизни египетского  рабовладельческого  общества, ведь историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч лет.

     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными  памятниками  непреходящего, большого художественного  значения  и  тем,  что  многое  было создано египетским народом  в истории человечества впервые. Египет  первый  в мире  дал   монументальную   каменную   архитектуру,   замечательный   своей реалистической  правдивостью  скульптурный  портрет,   высокого   мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы  великолепно владели искусством  обработки  разнообразных  пород  камня.  Они  довели  до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву  и  кости, различные виды обработки металла,  тончайшие  ювелирные  работы  из  золота, серебра  и  самоцветов,  изготовление  цветного  стекла  и  фаянса,   тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских  мастеров  замечательны  сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и  материала  с  необычной  тщательностью выполнения,  доходившей  до  того,   что   для   инкрустации   иного   ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева.

     Как вехи, возвышаются на далеком горизонте  истории египетские пирамид –  обветренные  рукотворные  каменные  горы.   И   какими   бы  чуждыми   и неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы. 

     Самая главная  отличительная  особенность  искусства  Древнего  Египта заключается  в том, что оно было призвано обслуживать  потребности религии,  в том  числе заупокойного  культа  и  государственного  культа  обожествленного  фараона.   Религия   –   первооснова   древнеегипетского   искусства,    его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное  влияние  на развитие  египетской  культуры  в  целом  в   течение   всего   времени   ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение. Замедленный характер  развития  древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных  образов. Возникшее в древний период египетское искусство  продолжало  сохранять  свои характерные особенности в течение многих веков.  Но,  несмотря  на  это,  на протяжении  истории  Древнего  Египта  египетское   искусство   развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы – во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых  идей,  на  которых они  основывали  свое  деспотическое  правление,  создавалось и  египетское искусство. Оно  мыслилось  не  как  источник  эстетического  наслаждения,  а, прежде всего как утверждение в поражающих  воображение формах  и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого  государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому  своему назначению  должны  были  выполняться по  определенным  правилам, что и способствовало образованию канонов,  которые стали тормозом  в  дальнейшем развитии египетского искусства.

      Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой  в 64 см, с  обеих  сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими    надписями, рассказывающими о значительном историческом событии:  победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом  и  объединения  долины  Нила  в  единое государство. Основное значение этого памятника заключается в  том,  что  он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов,  но  также  наиболее  ярким  образцом  искусства  времени   первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского  стиля”. С целью максимальной ясности одна и та же по  существу  тема  повторяется  в палетке Нармера несколько раз в разных вариантах. В  центре  Нармер  булавой раздробляет голову вражескому вождю. На оборотной стороне, вверху  Нармер  вкороне Нижнего  Египта  как  победитель  направляется  к  месту,  где  лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде  быка  разбивает рогами зубчатую ограду поселения и топчет копытами поверженного врага. На примере палетки Нармера видно характерное для этого раннеклассового общества   подчеркивание   в   изобразительном    искусстве    общественного неравенства – фараон ростом  вчетверо  больше  остальных  племенных  вождей. Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на  протяжении  десятков лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше  всех остальных, а  статуи  фараонов  приобретали  грандиозные  размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью. Поражает своей монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом  этого фараона. Этот сфинкс, высеченный  в III  тыс.  до  н.э.,  подавляет  своими размерами – высота его составляет 20 м, длина – 57 м. Это самый  большой  из всех известных нам  сфинксов  Египта.  Основу  его  составляет  естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего  льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем  недостававшие  части были добавлены из соответственно  обтесанных  известковых  плит.  На  голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на  лбу  высечен  урей  –  священная змея, которая,  по  верованиям  египтян,  охраняет  фараонов  и  богов,  под подбородком видна искусственная борода,   которую  носили  египетские  цари. Лицо Сфинкса было окрашено  в  кирпично-красный  цвет,  полосы  платка  были синие и красные.  Несмотря  на  гигантские  размеры,  лицо  Сфинкса  все  же передает основные портретные  черты  фараона  Хафра  (Хефрена).  В  дрвности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.

     С целью подчеркнуть могущество и  величие  фараонов,  их  божественное происхождение  скульпторы  Древнего  Египта  изображали   своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в  период  Эль-Амарны – в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре  преобладали строго реальные  черты),  в фигурах  фараонов  подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые несомненно   портретные  черты,  авторы отбрасывали второстепенные  детали,  сообщали  лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие,  величаво монументальные формы  тела.  Яркий пример   такого произведения  искусства  представляет  собой  статуя   фараона  Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским  египтологом  Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца.  Образ  обоготворенного  фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на  лице  этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на  своем  троне,  а  Горсокол  –  охранитель  царской  власти  простирает  над  ним   свои   крылья. “Композиция построена по принципу симметрического расположения  частей  тела по бокам от  центральной  оси,  разрезающей  всю  фигуру.  Этим  достигается полное  равновесие  правой  и  левой  частей  фигуры,  известная  условность композиции и торжественность позы.  Статуя  носит  культовый  характер,  она является по представлению египтян вместилищем духовной  сущности  покойного. В этом плане  трактуется  портретный  облик  царя.  Портрет  Хефрена  вполне реален, но в нем подчеркивается не столько  персональное  сходство,  сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной  деспотии,  отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках.

     Прославлению  фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи,  но также и архитектурные  произведения.  Грандиозные  храмы  и  целые  храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего  Египта.  Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является  гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э.  архитектором  Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу  Солнца  Амону-Ра  и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу  и  память он воздвигнут, – сама царица. Вот почему наиболее  разработанные  картины и важнейшие надписи посвящены описанию рождения и коронования царицы и  самому замечательному из воинских подвигов ее царствования – походу в страну  Пунт.

     Проанализировав памятники художественного творчества, дошедшие до  нас из  далекой  эпохи  древнеегипетской  цивилизации,  можно совершенно  точно определить две основные темы в искусстве  Египта  в  период  примерно  с  IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э. Это тема власти и тема смерти.  Власть фараона  над  порогом  Египта,  превосходство  египетского  государства  над соседними племенами и царствами со временем утверждалась все крепче. И вот в Египте рождается вероучение, согласно которому  умершего  ждет Воскресение. Фараон – божественное существо и держатель высшей власти –  по окончании своей миссии на Земле должен был вернуться к богам, среди  которых он пребывал до рождения. Гробница, по верованиям египтян, должна была  стать «домом   вечности» фараона.  Могущественные    самодержцы    принуждали многотысячные армии работников тяжко трудиться  на  них  из  года  в  год  – высекать  гранитные  блоки   в   каменоломнях,   доставлять   их   к   месту строительства, поднимать и укладывать с помощью самой примитивной техники  – и так до тех пор, пока гробница не будет  готова  принять  тело  повелителя.

     Главным воплощением заупокойного культа и  идеи о сверхчеловеческой мощи  фараона  были  пирамиды,  и  поэтому  зодчество  стало  ведущим  видом искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему,  зависели  от  него, т.е.,  иными  словами,  искусство  в   Древнем   Египте   было   комплексно, синтетично, и это его основная  и  наиболее  характерная  черта.  Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к.  оно во многом развивалось как украшение, как  дополнение  того,  что  почиталось главным для ублажения богов, для  обожествления  фараона  и  для  борьбы  со смертью, т.е. архитектуры. Нам почти  ничего  неизвестно  о  зодчих,  строивших  соборы  и  замки феодальной Европы. А те имена, которые дошли до  нас,  безлики,  потому  что зодчих чаще всего считали простыми ремесленниками,  и  они  не  пользовались никаким  особым  почетом  в  окружении  светских  и  духовный   властителей, архитекторы Древнего Египта находятся в лучшем положении.  Имена  многих  из них высечены  в  камне  на  памятниках,  созданных  ими.  Само  непостижимое величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах  египтян  и их творцов. И они, творцы, сознавали свои заслуги и свою славу. 

Культура  Древнего Китая

     Китай – страна одной из  древнейших  цивилизаций мира,  возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского  очага культуры, его этнических  и политических  традиций  – одна  из  важнейших особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное  положение  Китая,  на протяжении своего формирования  и  развития  китайское  общество  не  только оказало влияние  на  соседние  народы,  но  и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

     Из  всех наиболее ранних неолитических  культур,  открытых  в  бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль  в  процессе  формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Матзяяо, Яншао. Культура  Цюйцзялин  характеризовалась  оседлым  земледелием.  Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в землю хижины,  разделявшиеся внутренними перегородками на  несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми  глиняными пряслицами, украшенными  цветным  орнаментом.  Они  использовали  разнообразную  посуду, изготовлявшуюся  ручным  способом  и  иногда  даже  покрывавшуюся   крашеным орнаментом.

Информация о работе Искусство Древнего Востока