Искусство Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности культуры Древней Месопотамии . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии. . . . . . . . . . . . . . .
9
Искусство Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Культура Древнего Китая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список используемой литературы . . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат - Искусство древнего востока.doc

— 263.00 Кб (Скачать)
justify">     Культура  Матзяяо – типичная восточно-азиатская  культура  крашенной керамики,  отличавшаяся, однако,  той особенностью,  что глиняная  посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась  в  печи.  Основу  земледелия составляло возделывание проса. Люди занимались разведением собак  и  свиней, являвшихся главными домашними животными.

     Культура  Яншао – наиболее изученная китайская культура  того  периода. Для вскапывания земли  применялись  каменные  и  деревянные  орудия.  Урожай убирали  плоскими  каменными  или  керамическими  прямоугольными  ножами   с отверстиями  для  продевания  ременной  или   веревочной   петли.   Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу,  тапиров,  бамбуковую  крысу.  Они  занимались разведением домашних животных – свиней и  собак;  ловили  рыбу  на  костяные крючки и сетью с каменными грузилами, били  острогами.  Производство  орудий из камня и кости, а  также  гончарство  были  наиболее  развитыми  отраслями ремесла у яншаосцев.  Каменные  и  костяные  изделия  отличались  тщательной полировкой. Гончарная посуда восхищает  изяществом  свих  форм,  мастерством изготовления, гаммой  расцветки  –  от  ярко-красного  до  оранжево-лимонных тонов. Но более  всего поражает  сложный  орнамент  на  гончарных  изделиях. Яншаосцы одевались, вероятно,  в  тканую  одежду,  о  чем  свидетельствовали пряслица, небольшие  костяные   иглы   и   отпечатки   тканей   на   днищах сохранившихся глиняных сосудов.

     Поздненеолитическая культура Луньшань (конец III тыс. до н.э.)  пришла на смену Яншао. Наиболее явным  внешним отличием этой   культуры  от  прежних было то, что в  Луншань  изменился  цвет  керамики:  глиняная  посуда  –  не красная, как в Яншао, а чаше всего серая и черная. Это  явилось  результатом технического совершенствования  обжига,  который  осуществлялся  теперь  без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри   обжигаемой   камеры.   Появившийся   гончарный   круг   значительно способствовал повышению  производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. Появилось  двузубое   деревянное   орудие   для вскапывания земли, под названием лэй.

     Культура   Шань-Инь   образовалась    после    свержения    последнего представителя «династии» Ся. Материальная культура иньцев  указывала  на  их связь  с  племенами  неолитического  времени.   Характер   земледелия   мало изменился. Основное сельскохозяйственное орудие  -  деревянный  заступ  лэй. Изменились жатвенные орудия  – каменные  серпы,  которые насаживались  на деревянную рукоятку. Зерно, помимо непосредственного употребления  в пищу, использовалось  для изготовления  вина.   Иньцы   занимались   разведением шелкового червя.  Именно  к этому времени восходят   истоки   китайского шелководства и шелкоткачества, ставшие впоследствии  своеобразным  символом Китая. Кроме свиней и собак, иньцы разводили буйволов на мясо и лошадей  для упряжи.  Иньцы  овладели  развитой  техникой  бронзолитейного  производства. Предварительно очищая медную руду от грубых примесей, они плавили ее  вместе с оловом, из полученного  сплава  изготавливали  бронзовые  сосуды,  оружие, орудия ремесленного производства. Металлические орудия стали применятся и  в земледелии,  но  широкого  распространения они   не   получили.   Появление металлических орудий способствовало повышению уровня производительных сил  в различных отраслях ремесла. Поселения  в  большинстве своем  были  окружены глинобитными стенами,  защищавшими  от  нападения  и  частично  уменьшавшими ущерб от частых наводнений.

     После захвата чжоусцами иньских поселений, земли иньцев были  переданы в  наследственное владение чжоусцам.  Победители  быстро  переняли  важнейшие технические и культурные достижения  побежденных,  и  прежде  всего  технику бронзолитейного  производства.  Чжоусцы  не  знали  металла,  но,   захватив мастерские иньцев и взяв к себе на службу  их  мастеров,  они  очень  быстро достигли  иньского  уровня  в  производстве  бронзового  оружия,   а   также ритуальной утвари  и  украшений.  По  своим  формам  чжоуские  металлические изделия  представляли  собой  копии  иньских  прототипов.   Гораздо   меньше чувствовалось иньское влияние в гончарном производстве  чжоусцев,  поскольку в  этой  отрасли  ремесла  они  имели  свои  давние   традиции.   Одним   из заимствований чжоусцев была иньская письменность.

     Древние китайцы видели во  всех  явлениях  природы  действия  духов  и богов. Они обожествляли облака, дождь, ветер,  гром,  горы  и  ручьи.  Часто духи представлялись ими в образе чудовищных животных и птиц. Человеку  нужны были  надежные  защитники,  отсюда  возникло  и  другое  верование – культ предков.  Дух  предков  должен  был  заботиться  о  потомках.  После  смерти человека одна душа могла отправиться на небо, а другая – надолго остаться  в теле. Культ предков как пережиток родовых отношений сохранился  в  Китае  на многие столетия. С образованием государства возникло представление, хотя и довольно смутное,  о  верховном   божестве  –  шанди,   которое   позднее сформировалось в могущественное Небо.

     Древние люди накопили некоторые знания об окружающем их  мире.  По  их представлению, во вселенной шла беспрестанная  борьба  двух  противоположных начал: силы света, тепла, активного  мужского  начала  –  ян  и  силы  тьмы, холода,  пассивного  женского  начала   –   инь;   мир   состоит   из   пяти первоэлементов: воды, огня, земли, дерева и металла. Они думали,  что  земля квадратна, а небо над нею имеет  форму  окружности;  их  собственная  родина находится в центре земли и  покрыта  небесами.  Поэтому  они  называли  свою страну Тянься – Поднебесная или Чжунго – Срединной страной.

     Древним земледельцам было необходимо правильно определять сроки начала и  конца  полевых  работ,  поэтому  рано  возникло  календарное   исчисление времени. По календарю, созданному шан-иньцами, счет  времени  велся  по  60- дневному циклу, а год состоял из 13 месяцев, определявшихся по полнолуниям. Позже был создан солнечно-лунный календарь. Проверка дат осуществлялась  при помощи наблюдений за тенью бамбукового шеста. Практическим целям служили  и наблюдения  за  светилами,  что  заложило  основу  развития  астрономических знаний.

     Древние  люди  располагали  и  некоторыми  сведениями   по   медицине, используя для лечения различные растения. Строительство целых поселений-городов с большими  зданиями  и  валами, устройство каналов свидетельствовало о развитии точных знаний. Примитивное письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие  сочинения,  зато  устно  передавались  из  поколения  в   поколение исторические предания и мифы, записанные позже. К календарным записям  стали прибавляться  краткие  записи  событий,  так  в I  тыс.  до  н.э. возникли летописи.

     В I тыс. до н.э. в Китае широкое  распространение  получило  орошаемое земледелие.  В  бассейнах  рек  была  проведена  целая  сеть  каналов,   что  позволило  включить  в  полеводство  новые  земли  и  повысить   урожайность культур. Большую роль в подъеме  сыграло  открытие  месторождений  железа  и меди. В этот период торговые  связи  уже  не  замыкались  рамками  отдельных царств, а выходили за их пределы. Сложились целые районы и  крупные  города, специализирующиеся на выпуске какой-либо одной продукции. Янчжоу  и  Цинчжоу славились  своими  шелковыми  изделиями;  в  царстве  Чу  в  местечке   Юань изготавливали острые наконечники  копий;  в  царстве  Хань  в  Луньцзюаньшуе отливали особенно прочные мечи; Аньи являлось одним из основных  поставщиков поваренной  соли.  Усилившееся  развитие  торговли  способствовало  быстрому росту городов. В эпоху Чжаньго возникло много новых городов  и  разрастались старые. Крепнувшие торговые связи  вызвали  развитие  водного  транспорта  – одного из самых удобных и дешевых средств сообщения. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Мы  порой не отдаем себе отчета,  насколько  важные  следы  оставила  в истории  культура народов  Азии.  А  ведь  с  нее,  по  существу,  начинается «биография» искусства многих  стран.  К  этому  истоку  восходит  эллинская античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые  культуры. Ведь впервые в истории и в  искусстве  классовых  обществ Древнего Востока установилась прочная художественная  преемственность,  сформировался единый для разных видов искусства стиль.

     Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но  в  первую очередь, это богатая  мифология, сложно развитый мир чувств и  художественных идей, разнообразие  форм  их  выражения.  Мифы  и  сказания,  архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства,  созданные мастерами Древнего   Востока,   никогда   не   утратят   своей   красоты    и    живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия. – М.: Олма Медиа-групп, 2009. – 640 с.
  2. История искусств: учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. – М.: Литература, 1997. – 608 с.
  3. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с.
  4. Шестеков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. – СПб.: ЛКИ, 2008. – 304 с.

Информация о работе Искусство Древнего Востока