Искусство Франции XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 00:43, реферат

Описание работы

XVIII в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в XVIII столетии равных им уже не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и были вынуждены искать их за границей. И все же в это время здесь работали выдающиеся художники. В первой половине XVIII столетия в Италии и странах, находившихся под ее влиянием, (в Центральной Европе, Германии), наступил новый расцвет искусства барокко.

Содержание

Введение.
1. Архитектура

1. Архитектура рококо.

2. Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма.

3. «Говорящая архитектура».


2. Скульптура.

3. Живопись.

4. Декоративно-прикладное искусство.

5. Вывод.

6. Литература.

Работа содержит 1 файл

арх фр.docx

— 1.05 Мб (Скачать)
 

Министерство  науки и образования Украины

Харьковская национальная академия городского хозяства 
 

РЕФЕРАТ

На тему:

« Искуство Франции XVIII века .»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Выполнила:

                         Ст. гр. А 2008-1

                         Чемерис Л.В. 

Харьков ХНАГХ  2011г.

         Содержание 

    Введение.

  1. Архитектура
 
  1. Архитектура рококо.
 
  1. Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма.
 
  1. «Говорящая  архитектура».
 
 
  1. Скульптура.
 
  1. Живопись.
 
  1. Декоративно-прикладное искусство.
 
  1. Вывод.
 
  1. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение. 
 

          XVIII в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в XVIII столетии равных им уже не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и были вынуждены искать их за границей. И все же в это время здесь работали выдающиеся художники. В первой половине XVIII столетия в Италии и странах, находившихся под ее влиянием, (в Центральной Европе, Германии), наступил новый расцвет искусства барокко.

                  Во Франции, которая в XVII в. стала родиной классицизма, барокко не получило широкого распространения. В начале XVIII в. здесь появился новый стиль — рококо (от франц. rocaille — «раковина»). Название раскрывает самую характерную его черту — пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим прихотливый силуэт раковины. Искусство рококо обращено к миру человеческих чувств, неуловимых, тонких оттенков настроения. Этот стиль просуществовал недолго — примерно до 40-х гг., однако его влияние на европейскую культуру ощущалось до конца столетия.

                  С середины XVIII в. европейское  искусство вновь обратилось к  античности, что объясняется несколькими  причинами. Одна из них —  достижения археологии. Начавшиеся  в 40-х гг. раскопки Помпей —  древнего города в Италии, засыпанного  пеплом при извержении Везувия  в 79 г. н.э., — открыли удивительные  по красоте и богатству памятники  искусства и вызвали огромный  интерес к античной культуре. Однако более важная причина  кроется в распространении идей  Просвещения. Просветители, размышляя  о совершенствовании личности  и путях переустройства общества, приходили к поискам идеала, который  они видели в истории и культуре  Древней Греции и Древнего  Рима. Сложившийся на этой почве  стиль получил название «неоклассицизм»  (т.е. новый классицизм).

                  Далеко не во всех странах  неоклассицизм сменил стиль рококо. Так было во Франции, в Италии (где рококо существовало наряду  с барокко) и отчасти в Германии. В искусстве других стран, например  в России, черты рококо и неоклассицизма  оригинальным образом переплелись.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                  В XVIII в. резко уменьшилась зависимость  художников от частных заказчиков. Главным судией произведений  искусства стало общественное  мнение. Появилась художественная  критика, задача которой заключалась  в оценке произведений искусства  с точки зрения всего общества. Первые критики — выдающиеся  философы Просвещения Дени Дидро, Жан Жак Руссо и другие — писали о театре, музыке, живописи.

                  Во Франции, где новые формы  искусства возникали особенно  быстро, важным событием художественной  жизни стали публичные выставки  — Салоны, которые ежегодно (начиная  с 1667 г.) организовывала парижская  Королевская академия живописи  и скульптуры при поддержке  двора. Успех в Салоне означал  для живописца или скульптора  настоящее признание, однако добиться  этого успеха было непросто. Произведения  для Салонов отбирала особая  комиссия академии. Участвовать  в этих выставках стремились  не только французы, но и мастера  из других стран. Постепенно  Париж превратился в общеевропейский  художественный центр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Архитектура
 
 

                 Архитектура XVIII столетия во Франции  традиционно разделяется на два  периода, которым соответствуют  два архитектурных стиля: в  первой половине XVIII в. господствующее  положение занимает рококо, во  второй — неоклассицизм. Два  этих стиля во всем диаметрально  противоположны друг другу, поэтому  переход от рококо к неоклассицизму  часто называют «бунтом». Стиль  рококо отошел от строгих правил  классицизма XVII в., его мастеров  больше привлекали чувственные,  свободные формы. Архитектура  рококо еще сильнее, чем барокко,  стремилась сделать очертания  сооружений более динамичными,  а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность  барокко и его тесную связь  с католической церковью.

                  Самого слова «неоклассицизм»  в XVIII в. еще не существовало. Критики и художники пользовались другими определениями — «истинный стиль», «возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII в. приобрел научный характер: археологи начали методические раскопки древних памятников, архитекторы стали делать точные обмеры и чертежи сохранившихся фрагментов и руин. Для неоклассицистов архитектура была способом переустройства мира. Появились утопические проекты, в которых воплощались идеалы эпохи Просвещения; позднее они получили название «говорящая архитектура».  

         Архитектура рококо  

                  Рококо возникло в последние  годы правления короля Людовика XIV (1643—1715), но в отличие от всех  предшествовавших ему стилей  французской архитектуры не было  придворным искусством. Большинство  построек рококо — это частные  дома французской аристократии: богатые городские особняки (во  Франции их называли «отелями»)  и загородные дворцы.

                  Как правило, высокая ограда  отделяла особняк от города, скрывая  частную жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели  криволинейные очертания; они  не располагались анфиладой, как  было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные  асимметричные композиции. В центре  обычно помещался парадный зал  — так называемый салон. Комнаты  были гораздо меньше, чем залы  дворцов эпохи классицизма, и  с более низкими потолками.  Окна же, напротив, были очень  большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись  скульптурными и резными украшениями,  живописью на фантастические  темы и множеством зеркал. Отель  Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705—09 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735–38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещенными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность.

           
 

        Боффран Жермен. Овальный салон . 1735—38 
 
 
 

                  В эпоху рококо был создан  также один из самых красивых  городских ансамблей Франции  — ансамбль трех площадей в  городе Нанси в Лотарингии, построенный  в 1752—55 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автором  этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763). Королевская площадь перед Дворцом правительства представляет собой как бы огромный парадный двор, почти овальной формы. По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. С портика открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая завершается триумфальной аркой. Последняя представляет собой вход на главную площадь ансамбля — Площадь Станислава, имеющую форму прямоугольника. Угловые въезды на площадь оформлены коваными решетками и воротами с изящным позолоченным узором. В центре площади возвышается конный монумент герцога Станислава I. Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.  
 
 
 

         Жак Анж Габриель и архитектура неоклассицизма 
 
 

         Жак Анж Габриель (1698—1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667—1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г. его место занял сын. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитектуры. Он работал только по королевским заказам, в силу этого его можно считать выразителем официальных вкусов во французской архитектуре середины XVIII столетия. Творчество Габриеля не принадлежит неоклассицизму в полной мере, хотя, безусловно, в нем нашли отражение новые веяния.  
 

 

        Габриель Жак Анж (1698—1782)

        Площадь Людовика XV (Площадь Согласия) в Париже . 1753—75 
 
 

                  Самые знаменитые проекты Габриеля  созданы в 50—70-е гг. Среди них  здание Военной школы в Париже (1751—75), замыкающее собою Марсово  поле — площадь на левом  берегу Сены, где во второй  половине XVIII в. проходили учения  и парады воспитанников Военной  школы. В Версале, резиденции  французских королей, Габриель  создал целый ряд великолепных  зданий: роскошное и богато украшенное  помещение Оперы (1748—70), Французский  павильон (1749—50), а также Малый  Трианон, по праву считающийся  шедевром архитектуры XVIII века. Наиболее  значительным произведением Габриеля  в Париже стала Площадь Людовика  XV (ныне площадь Согласия) — блестящий образец городского ансамбля XVIII в. История ее создания такова: купеческая гильдия Парижа заказала скульптору Эдму Бушардону конную статую короля Людовика XV , и требовалось соответствующее место для ее установки. Был объявлен конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы. Победил проект Жака Анжа Габриеля, который предложил совершенно новое и необычное градостроительное решение. В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга — набережная Сены. Лишь с северной стороны Габриель возвел на площади два величественных дворца (1775), между которых начинается ведущая вглубь города коротенькая улица Рояль. В конце улицы располагается церковь Мадлен, возведенная несколько позднее (1806—42). На другом берегу Сены, строго напротив церкви Мадлен, находится Бурбонский дворец (1722—27, портик 1804—07). Фасады этих двух строений выдержаны в едином стиле и кажутся зеркальным отражением друг друга. Все эти здания вместе с площадью составляют единый архитектурный ансамбль.  

 

Суфло Жак Жермен (1713—1780)

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже . 1757—90 
 

                  Работы Жака Анжа Габриеля знаменовали наступление новой эпохи в истории архитектуры. Творчество этого выдающегося мастера повлияло на все последующее развитие французского неоклассицизма.  

                  Начало эпохе неоклассицизма  положил новый проект фасада  церкви Сен-Сюльпис в Париже, предложенный архитектором Джованни Никколо Сервандони (1695—1766). В этом проекте впервые в XVIII веке появляются строгие колоннады и арки. К античности, классической древности вскоре обратились и другие архитекторы. Вот что писал о фасаде церкви Сен-Сюльпис Жак Франсуа Блондель, выдающийся архитектор, теоретик и педагог той эпохи: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».

                  Центром неоклассицизма во Франции  был Париж. Здесь работали все  крупнейшие мастера того времени,  создавшие свои лучшие постройки.  Самой значительной среди них  была церковь Св. Женевьевы, возведенная Жаком Жерменом Суфло. Здесь же в 1739 г. Франсуа Блондель основал архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся мастера той эпохи.

                  Одним из учеников Блонделя был Шарль де Вайи (1729—98), самое известное сооружение которого — парижский театр Одеон (1779—82) — был создан в соавторстве с Мари Жозефом Пейром (1730—85). Здание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра «Комедии Франсез» (французской комедии), позднее здесь устраивались не только спектакли, но также и концерты и балы. Полукруглый зал помещен в почти кубическую коробку здания с аркадами. Венчает театр пирамидальная крыша. Украшением главного фасада служит мощный портик с восемью колоннами.

                  В Париже построено множество  прекрасных зданий в стиле  неоклассицизма: Рынок зерна (1763—67, арх. Никола Лекамю де Мезьер), купол которого по величине почти равен куполу древнеримского Пантеона; поражающий своими размерами Монетный двор (1768—75, арх. Жак Дени Антуан), чей фасад растянулся вдоль набережной Сены более чем на триста метров; отель Сальм (1782—85, арх. Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона, и др. Но самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви Св. Женевьевы стала Школа хирургии, построенная архитектором Жаком Гондуэном (1737—1818). В здании Школы хирургии особенно интересен анатомический театр (помещение, где препарируют трупы). Это сооружение имеет форму античного амфитеатра (овальной арены, к которой уступами спускаются зрительские ряды), увенчанного полукруглым куполом, в верхней части которого имеется полукруглое окно. Обращенный к улице фасад здания представляет собой триумфальную арку с расходящимися от нее в обе стороны колоннами. Рельеф на фасаде изображает Людовика XV, отдающего приказ о строительстве Школы хирургии. Короля окружают больные и древнеримская богиня Минерва (покровительница искусств и ремесел), а Гений архитектуры представляет ему проект. Противоположный фасад выполнен в виде гигантского портика.  
 

Информация о работе Искусство Франции XVIII века