Искусство Гжели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.



По предмету: История Гжельского Региона
На тему: Искусство Гжели.






2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17


Введение

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собиратель¬ным для всей округи, символом непов¬торимого искусства и народного мастерст¬ва.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоро¬вые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
"Гжель" - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно на¬родное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель упоминается впервые в письмен¬ных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столе¬тий, как одна из наиболее прибыльных во¬лостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Еще в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яуз¬скую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и рабо¬тать. Выезжали они и на московские яр¬марки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из дру-гих мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и тор¬говли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
Значительное число крестьян из Гжельской волости выходило в купечество: из 131 жителя за 1768-1782 годы москов¬скими купцами стали 59, в петербургское купечество и мещанство записались по одному. Некоторые гжельские купцы тор¬говали во многих городах России.

Немного о Майолике Гжели
К1770 году Гжель ста¬новится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных крас¬ных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с приме-сями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользо¬вались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собст¬венное видение окружающего мира. До-стоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских из¬делий означала соответствие их требова¬ниям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того вре¬мени. В середине XVIII века в России до¬вольно быстро начали развиваться гончар¬ные производства, однако гжельские изде¬лия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распрост¬раняется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем рас¬цвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допуска¬ла поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, пок¬рытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в цен¬тре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде че¬тырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, укра¬шенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобла¬дали желтые, зеленые, коричневые и си¬ние цвета. Гжельские мастера сумели по-лучить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тон¬ких трещин по поверхности эмали.
Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, на¬полненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их созда¬телей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промыш¬ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.
Слово о Полуфаянсе Гжели
Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в последние годы 18 века. Завози¬мые из-за грани

Содержание

Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17

Работа содержит 1 файл