История искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, лекция

Описание работы

1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (30-24 ВЕКА ДО Н. Э.)
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н. Э.)
3. ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 ВЕКА ДО Н.Э.)

Работа содержит 1 файл

история искусств.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

1. ИСКУССТВО  ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (30-24 ВЕКА ДО  Н. Э.) 

Расцвет искусства  Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии  до н.э. после объединения страны. В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых  царей. Богом умерших был Осирис. 

Особое значение в 3 тысячелетия до н.э. приобрело  строительство гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и масштабы - надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя.  

Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н.э.) в  Гизе.

Огромная масса  пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. В плане каждой пирамиды - квадрат, а стороны представляют собой равнобедренные треугольники.

Скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная  с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. 

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также  связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Для  рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях из гробницы в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н. Э.)

Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных  образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь  была осуществлена попытка соединить  храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.

Особое значение в Среднем царстве приобрели  мощные колоннады, опоясывающие террасы  храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две  мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.

В скульптуре новые  искания проявились особенно остро  во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью.

Темы рельефов стали разнообразнее. В рельефах гробницы номарха Среднего царства  Сенби в Меире (20 в.до н.э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее  и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.

В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также  обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее.. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства - сцена охоты на берегах Нила. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю.

3. ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 ВЕКА ДО Н.Э.) 

Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Наибольшее распространение  в период Нового царства получил  тип храма с четким прямоугольным  планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила к входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака и Луксора. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетские храмы Нового Царства не производили ощущения гнетущей мощи камня.  

Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.

Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности  объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими.

ИСКУССТВО АМАРНЫ - вершина развития египетского реалистического  искусства. 

Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи

Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики. В 14-11 веках до н.э. завоевательные войны способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (14 в.до н.э.6 ГМИИ им А.С.Пушкина, Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. 

Последний расцвет  древнеегипетского искусства в  период объединения под властью  саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется  появлением холодного изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 г.до н.э. начался эллинистический период. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской империи 

МЕСОПОТАМИЯ 
 

Самые ранние цивилизации  мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители - шумеры, вавилонцы, сирийцы, халды, персы, аккады - жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы. Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей.

Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами, укрепленные  рамы и бронзовые двери - Вавилонское  изобретение. Оттуда же пришли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый "ложным", когда каждый последующий слой кладки немного выступает над нижним, пока сверху не закроется отверстие, позже появился и "правильный свод", когда камни укладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обоженных кирпичей, т.к. камнь было тяжело достать. В центре города стоял храм - зиккурат.

Зиккура́т—  многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой  башней-зиккуратом обычно находился  храм, который являлся не молитвенным  сооружением как таковым, а жилищем  бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю.

Каждый большой  город Вавилонского государства  имел свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня - это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.  

Небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до н.э. во время правления Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира со множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады - одно из семи чудес света. Они находились высоко на зиккурате, чтобы напоминать царице Семирамиде, жене Навуходоносора, о её родине в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений в истории человечества здесь создано впервые. Это право, книги законов, школы, эпическая литература ("Эпос о Гильгамеше"), календарь земледелия, книга рецептов лечения. 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ

В раннее время  господствовала Ведическая религия  - ведизм. Пантеону сотворили важнейшие силы природы - боги: Агнис (огонь), Дьяусас (небо), Ишас (заря), Ваюс (ветер). Церемониал пожертвования вёл и присматривал жрец-брахман. Они исследовали и объясняли старые религиозные письма и для представления роковых значений без магического волшебства достичь превосходства.  

деревянные постройки  владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки  стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы были украшены скульптурами и деревянными поделками. Трёхэтажные постройки имели огромные залы, живописные стены, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебрянными растениями и образами животных. Фассады украшали заострёнными арками и балконами. С дворца Ганга по направлению шли к терассе, обсаженной садами с фонтанами и бассейнами. Город окружала деревянная стена с многочисленными башнями и воротами, да широким рвом.  

Как протест  против деспотичного государства показался  ряд разных философских и религиозных  учений, признававшихся перед брахманизмом, отбросивших ведический авторитет. Одно из учений - буддизм.

Другое учение - джайнизм, Наиважнейший принцип - запрет мучить или убивать живых существ, т. к. жизнь жука также ценна, как  жизнь человека.  

Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Поддерживали и правящие классы. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Ашока признал Буддизм государственной религией. Войдя в силу Буддизма, отдал приказ начать строить каменные постройки: светилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Светилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд.  

Информация о работе История искусств