Витражное искусство. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Приложение………………………………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

Витражное искусство. История и современность.docx

— 74.94 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Хабаровского края

     Краевое государственное учреждение

     Среднего  профессионального образования

     «Хабаровский  педагогический колледж»

     ПЦК технологии, дизайна и рекламы 
 
 
 
 

     Витражное искусство. История и современность

     Выпускная квалификационная работа 
 
 

     Выполнила:

     Душечкина Анна Юрьевна

     Специальность 050503 Технология

     Курс 4, группа 341т

     Очная форма обучения

     Научный руководитель:

     Размыслович Любовь Александровна

     Преподаватель технологии

     ВКР защищена

     «____» __________________2009г.

     Оценка _______________________ 
 

     Хабаровск

     2009

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7

1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7

1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18

1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25

Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31

2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31

2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35

2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38

Заключение……………………………………………………………………….45

Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Приложение………………………………………………………………………50

 

      Введение 

     Художественный  витраж – это особый вид монументально-декоративного  искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность  в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее  время дизайнеры интерьеров в  своей работе все чаще применяют  витражные элементы.

     Художественные  витражи, применявшиеся главным  образом для декорирования церковных  зданий, сегодня все глубже проникают  в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все  больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей  или всей плоскости, с применением  красок или же без них. Витражи, состоящие  из отдельных деталей, усиливаются  свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и  сверкающих вечерних огней.

     Много различных витражей сохранилось  в мире, созданных выдающимися  живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано  руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит  своей эпохе, но произведения искусства  часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры  сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

     Для знакомства с техникой и художественными приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.

     Данные  авторы свидетельствуют о том, что  с помощью красок для росписи  по стеклу VETRO COLOR фирмы "FERRARIO" стала  возможна яркая роспись стекла без  применения сложных высоко-температурных  технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов  освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие  свойства. Для получения новых  оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления  применить бесцветное средство, имеющее  тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после  лакирования), выпускаются в пластиковых  флаконах 50 мл с завинчивающейся  крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества.

     В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

     Актуальность  данной проблемы состоит  в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

     Это направление очень интересно  разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные  художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди  других творений человека, потому что  они являются уникальными, оригинальными  и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные  филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

     В наше время очень популярны витражные  вставки для мебели, а также  декорирование витражным стеклом  ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших  домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике  росписи по стеклу. Это все возможные  вазы для цветов, посуда, люстры и  бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

     Тема работы: Витражное искусство. История и современность.

     Основная  цель работы заключается в освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера. Для реализации цели нами решались следующие задачи:

     -изучить  особенности витражного искусства  в историческом аспекте;

     -рассмотреть  современные направления и виды  в технике витраж;

     -ознакомиться  с вариантами использования техники  витража в современном интерьере;

     -провести  эксперимент по освоению различных  приёмов росписи стекла;

     -разработать  методические рекомендации по  организации внеклассных занятий  с детьми в технике росписи  по стеклу;

     -разработать  технологическую документацию к  изготовлению декоративных панно  в технике витража;

     - произвести экономический расчет  стоимости и себестоимости готового  изделия.

     Предмет исследования: процесс изготовления триптиха «Город, наоборот» в техники росписи по стеклу.

     Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.

     Были  использованы следующие методы исследования:

     -Теоретические:  Была проанализирована и изучена  специальная и методическая литература.

     -Эмпирические: были рассмотрены и освоены  технологические приемы росписи  по стеклу, что позволило выявить  выразительность изделия и изготовить  триптих «Город наоборот».

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.

     Практическая  значимость в том, что разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике мозаика, которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.

     Работа  состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты  витражного искусства, современные  приемы и техники росписи по стеклу а так же применение витража в  интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по изготовлению триптиха в техники  росписи по стеклу.

 

      Глава I Художественное своеобразие витражного искусства 

     1.1 Исторические особенности росписи  по стеклу. 

     Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых  первых и известных витражей был  обнаружен в монастыре Святого  Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. В двадцатом  веке археологи обнаружили стеклянные фрагменты изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом, дата изготовления которого относится примерно к 540 году нашей эры.

     Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи  дворцов начиная с эпохи Возрождения  и до XIX века, здания из металла и  стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат-способом на расплаве олова.… Таков путь стекла в истории  людей и их архитектурных творений.

     Готическая  архитектура, первый возраст. Этот расцвет гения зодчих, позволила создавать широкие проемы благодаря каркасной системе, обеспечившей перенос веса конструктивных элементов на основание. Для формирования архитектурно-пространственной среды небывалых по высоте и обширности интерьеров соборов требовались легкие ограждения, пропускающие свет. Именно таким образом стеклянная архитектура вошла в историю человечества. В это время стекло было известно уже в течение трех веков. Оно было открыто в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами, расположенными на песчаных берегах рек. Люди сразу заметили особенную красоту стекла, также как и его главные физические свойства, и научились их использовать.

     Это вещество, образованное из песка —  наиболее распространенного материала  планеты, — имело почти волшебные  качества (зернистая масса могла  быть преобразована в тягучую  жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий) и бесчисленные возможности применения: от изготовления сосудов до создания декоративных предметов. [ 1, с 14]

     Манипуляции с этим странным веществом были сложными, но люди мало-помалу приобрели необходимые  навыки, научившись вытягивать горячую  массу, пока она не охладилась, и  придавать ей сферическую или  цилиндрическую форму путем выдувания.

     От  изделия римского ремесленника до готического  витража, второй возраст. Идея делать из стекла плоские, и просвечивающие листы воплотилась в жизнь значительно позже. Разумеется, римляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона, но именно потребности готических архитекторов Северной Европы вызвали появление первых реализаций стекла в архитектуре — начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей.

     Достижения  мастеров Римской империи в сочетании  с умением производителей стекла и стекольщиков, пришедших из Средиземноморья, дали рождение новой форме архитектуры, характеризующейся огромным пространством  витражей из окрашенного стекла. Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размер теннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины, переливающиеся всеми цветами радуги (эффект прозрачности здесь не был важен: ничто не требовало  видимости снаружи или изнутри). Хотя прозрачность не была обязательной в большинстве готических соборов, совершенно иначе обстояло дело с  большими домами аристократов европейского севера в XVI веке.

Информация о работе Витражное искусство. История и современность