Витражное искусство. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Приложение………………………………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

Витражное искусство. История и современность.docx

— 74.94 Кб (Скачать)

     Данная  трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи  падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.

     Мир средневековой знати предстает  перед нами и в сцене с витража  «Святой Евстафий», украшающего  окно северного нефа собора в Шартре. Этот витраж составлен из больших  и маленьких медальонов, сгруппированных  вокруг центральных квадратов. Как  и в Бурже, в палитре декоративных областей этого витража преобладают  красные и синие тона, а цветовая гамма сюжетных композиций основана на сочетании зеленого, фиолетового, белого и желтого. Первая сцена в  квадрате изображает святого Евстафия, выезжающего на охоту. Бордюр, обрамляющий  ее, одновременно служит опорой под  ногами оленя, спасающегося бегством от охотников, которые как бы врываются  в композицию слева. Создатель этой сцены, мастерски оперируя линиями  контуров и сочетаниями тонов, добился  того, что драпировка одежд не скрывает, а, напротив, подчеркивает мощное телосложение всадников.

     Строительство соборов в Бурже и Шартре началось в 90-е годы 12 века. По-видимому, заказчики  уже тогда намеревались остеклить  окна и открыли с этой целью  мастерские. [1, с 17]

     Однако  оба описанных выше образца датируются первым десятилетием 13 века. Ни имен, ни биографий их создателей история  не сохранила. Предполагают, что мастер «Святого Евстафия» приехал в  Шартр с севера Франции, возможно, из Сен-Кантена. О буржском витражисте не известно ничего. Высокое мастерство, с которым оформлены изящные  складки одежд персонажей, позволяет  включить витражи из Буржа и Шартра в контекст искусства Северной Франции  и области Мааса второй половины 12 века. Драпировки такого рода встречаются  на раннеготических витражах вплоть до 30-х годов 13 века и представляют собой отличительную особенность  так называемого стиля «плоских складок», или «классицизирующего»  стиля. Искусство витража быстро завоевало популярность также в Англии и в немецкоязычных областях, граничивших с Францией. [1, с 18]

     В наше время в некоторых парадных еще остались фрагменты былой  красоты, но это всего лишь фрагменты, доживающие свой век.

     Даже  если начинать восстанавливать какие-то рисунки, то для этого требуются  немалые средства. Плюс ко всему  наплевательское отношение жителей  города к своему жилью играет негативную роль: кто будет отвечать за сохранность  витражей и нести ответственность  в случаях вандализма? Сейчас многие люди, которые имеют такую возможность, устанавливают витражи в своих  домах и квартирах. Стоит это  достаточно больших денег, и позволить  себе такое может не каждый.

     Таким образом, начиная с эпохи возрождения  и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь. Начиная от готической архитектуры  и заканчивая рассветом новой  эры. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как  защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены красотой, магией и правильным использованием. Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато его прошлое, безграничны его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии. 

     1.2 Современные направления и приёмы  работы в технике витража 

     Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные  стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета. [4, с 4]

     Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и  светильники. Новые технологии позволяют  моделировать из стеклянных пластин  просто фантастические вещи. Стекло может  быть не только плоским, ему можно  придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных  пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет  давать дополнительные яркие блики  при прохождении света. В современном  витраже прекрасно сочетаются новые  технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. [4, с 5]

     Разновидности витража:

     Узорчатые витражи - собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей.

     В формировании узора витража большую  роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

     Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

     Витражи с декоративно  обработанной поверхностью, выполненные:

     Пескоструйным способом. При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности.

     При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты.

     Отливкой  или прессованием витражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или  отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или медной пайкой. Такие  витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.

     Химическим  травлением или цветным  протравливанием. Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается.

     Защитные  трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и  необходимой глубины. (Приложение 2)

     Многослойное  травление - травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием  стекла на разную глубину, поэтапным  снятием защитного лака или постепенным  его нанесением. Получается более  объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование  поверхности по трафарету. Матовый  трафаретный рисунок, выполненный  в один прием - наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного  снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

     Живописные  витражи - собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

     Витражи диапозитивы - изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

     Комбинированные витражи - это сочетания витражей различных видов и стилей.

     Для этого вида витражей могут применяться  отдельные готовые детали, литые  стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами  или иными способами.

     Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

     Наборный  витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

     Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

     Фацетный  витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу.

     Подобный  витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая  оправа в состоянии выдержать  нагрузки открывания/закрывания, а  свинец в этом случае провисает.

     Золотистый  оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

     Назначение  витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные  филенки, пропускают свет и дают возможность  спрятать помещения первых этажей от посторонних глаз. [16, с 26]

     Техники работы с витражами:

     Существуют  различные техники изготовления витражей.

     Техника Тиффани. Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

     Следующая современная техника изготовления витражей называется Фьюзинг (спекание). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

     Не  смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.

Информация о работе Витражное искусство. История и современность