Витражное искусство. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48
Приложение………………………………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

Витражное искусство. История и современность.docx

— 74.94 Кб (Скачать)

     Таким образом, витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

     Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере  особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность  стекла рассеивать свет, но не поглощать  его, позволяет создавать в интерьере  с помощью витража необычные  цветовые решения. 

 

      ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕКОРАТИВНЫХ ПАННО В ТЕХНИКЕ ВИТРАЖА 

     2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу 

     Для того чтобы начать экспериментальную  работу по освоению приёмов росписи  по стеклу необходимо изучить материал и инструменты, которые нам понадобятся  для росписи.

     Существует  множество специальных материалов, которые можно приобрести в магазинах, заказать по каталогу в Интернете  или сделать самим. Применение их в росписи по стеклу позволит мне  достичь замечательных результатов  и открыть передо мной широкие  возможности. Только тогда, когда я познакомлюсь с этими материалами и научусь уверенно владеть ими, я смогу открыть все новые способы их применения.

     Для удобства и надежности нужно разместить все принадлежности для работы на плоской и чистой поверхности, а  стекло, краски и острые инструменты  держать в местах, недоступных  для детей. Кроме основных красок и контура имеются и иные средства, позволяющие подчеркнуть форму  и колорит в росписи по стеклу. Использование штампов - это довольно легкий и эффективный способ перенесения шаблона на поверхность стекла или ацетатной пленки. С помощью резиновых штампов можно перевести детально разработанный рисунок. Для перевода на стекло более схематичных композиций, которые покрывают затем разбавленными водяными красками, лучше использовать резиновые штампы самого простого типа или штампы из пенопласта. В росписи по стеклу или ацетатной пленке наряду с красками можно использовать и рапидограф - стержень, заполненный краской либо чернилами. Он станет прекрасной альтернативой краскам в том случае, если вы хотите с максимальной четкостью передать цветовые детали.

     По  стеклу или пленке легко работать ручкой. Она содержит краску, которая  выдавливается медленно, точно дозированными  порциями.

     Так же для работы по стеклу можно добавить и другие элементы, подчеркивающие колорит и фактуру изделия. Некоторые  из них описаны ниже.

     Отделка. Для усиления декоративного эффекта росписи по стеклу в нее можно включить некоторые предметные детали. Так, можно добавить крошечные бусинки или маленькие ракушки, пуговицы, блестки.

     Листовое  «золото».Так называемое листовое «золото» - фантастически привлекательное дополнение в декоре стеклянных изделий. Конечно, не следует использовать настоящее листовое золото: купите дешевую пластину металла, приближающуюся по цвету к золоту, или возьмите пленку золотого цвета. Тонкие «золотые» пластины или пленки прикрепляют специальным клеем. Следует разделить лист на маленькие кусочки и вставьте их в роспись по стеклу либо прикрепите на поверхность сосуда, предназначенного под роспись.

     Самоклеящаяся свинцовая лента. Она обычно бывает черной, цвета платины, серебра или золота и имеет ширину в 3 мм, 6 мм и 9 мм. Ее можно приобрести плоскую либо объемную ленту. Плоской лентой оборачивают края и углы стеклянного сосуда, объемную же используют, чтобы создать иллюзию рельефа.

     Двусторонняя  клеящая пленка. Эта удобная в использовании пленка может быть применена, когда нужно прикрепить отделочные детали к изделию или отшлифовать уже законченную работу. Сняв защитную оболочку с пленки и приложив последнюю к поверхности стекла, затем, отогнув верхнюю часть и прикрепить либо свободно разбрасать отделочный материал.

     Расслаивающаяся бумага. Не покрывая этой бумагой сосуд, можно наметить на ней контурные линии рисунка и раскрасить его.

     Когда расцвеченный рисунок высохнет, нужно  отслоить его. Он сам, без дополнительного  применения клея, прикрепится на нужное место на поверхности стекла.

     Шаблоны. Можно использовать шаблоны, еще не вырезанные по контуру. Взяв густые водяные краски и следует наносить их на шаблон. Шаблон поместить прямо на поверхность стекла или на самоклеящуюся пленку, предназначенную для росписи.

     Разбавление. В зависимости от техники росписи, к которой обращаешься, требуется разбавить краски до необходимой консистенции. Водяная краска, выдавленная из флакона, бывает довольно плотной. Конечно, ее применяют и в таком виде, если работают с помощью губки или жесткой щетинной кисти. Но чтобы изменить консистенцию краски, нужно добавить к ней воды. Смешать их в равных количествах, и получится мягкую текучую краску.

     Создание  цвета. Можно получить необходимые цвета и оттенки, смешивая различные краски перед применением их в росписи по стеклу. Так, перламутрово-белый тон, добавленный к пурпурной основе, дает пурпурный тон с перламутровым сиянием. Чтобы добиться пастельных оттенков, смешивают белую с какой-либо другой краской. Если добавить к основной краске белый и перламутровый тона, то, высохнув, она станет матовой.

     Смешивание  на стекле. При росписи изделий из стекла можно также смешивать краски непосредственно на его поверхности. Этот часто используемый технический прием позволит добиться превосходных колористических эффектов в декорировании стекла.

     Высветление. Можно частично высветлить колорит росписи, добавив на нужное место в еще не просохшие краски, основанные на растворителе, каплю более светлой краски, также основанной на растворителе.

     Для высветления водяной краски обычно используют, светлую краску, разбавленную водой, или просто воду, капнув немного  в нужное место на еще не высохшую роспись.

     Простейшая  операция. Данный прием особенно подходит в тех случаях, когда нужно покрыть широкую поверхность стекла размашистыми движениями кисти.

     Чтобы фактура живописи казалась более  гладкой, следует использовать мягкую кисть: чем мягче кисть, тем более  гладкой выглядит фактура. Чтобы  красочные мазки производили  впечатление единообразия и порядка, рекомендую накладывать их в одном  направлении, например, сверху вниз, или  же ориентировать скольжения кисти  от расписываемой поверхности к  себе.

     Выписывание деталей. Для росписи деталей композиции, то есть небольших участков стекла, используют мягкую остроконечную кисть. Флакон с краской держат поблизости от расписываемой поверхности, если краска будет капать с кисти, она, вероятнее всего, попадет на эту поверхность. Четко прочерчивайте краской углы контура. Просушивать роспись следует на мягкой плоской поверхности и в тепле, предохраняя ее от вредного воздействия влажной атмосферы.

     Использование губки. Работая губкой, можно создавать различные красочные фактуры и достигать множественных эффектов. Обмакнув губку в краску, следует снять с нее лишнюю краску бумажным полотенцем или тряпкой, а затем водить ею по поверхности стекла. Можно накладывать один слой краски на другой, а можно раскрашивать с помощью губки шаблоны. Чтобы получить более разнообразные фактурные эффекты, используют дополнительно скомканную бумагу, ветхие тряпки, зубные щетки и даже старые пластиковые мешки.

     Раскрашивание пальцем. Раскрашивание пальцем - один из самых простых способов наложения водяных красок на поверхность стекла или самоклеящейся пленки. Такая техника позволяет быстро покрыть краской обширные пространства и создать впечатление витражного стекла.

     Так же можно сделать проект более  интересным. Для этого достаточно усложнить фактуру, используя незамысловатые украшения: пуговицы, проволоку, ракушки, бисер, блестки из металла и других материалов. Например: Посыпать расписанную поверхность стекла бисером и распределите его в группы с помощью острого кончика кисти.

     Покрыть бисер слоем краски, что обогатит поверхность росписи. Прозрачные бусинки  будут выделяться на ярком фоне. Если же, напротив, использовать цветной  бисер, нужно применять для нанесения верхнего слоя прозрачную краску.

     Здесь представлены некоторые экспериментальные работы по освоению приемов росписи по стеклу: 

     2.2 Технология изготовления триптиха «Город наоборот» в технике росписи по стеклу 

    Этапы изготовления  Наглядное  изображение Инструменты и  материалы
    1 Идеи, эскиз  и картон
      Любая работа начинается с эскиза, и поэтому моя задача была - разработать несколько вариантов, из которых я выберу наиболее соответствующий  моему замыслу и пожеланию.

    Я решила сделать  три панно в одном стиле. У  меня было много идей, это – времена  года, сказка о золотой рыбке и  так далее, но все это не меня не вдохновляло. Мне хотелось чего-то яркого и необычного. Я решила связать  три моих панно одной картиной. И я нарисовала маленький эскиз  моей будущей картины, и назвала  ее «Город наоборот»

    После этого  задуманный мною рисунок был перенесен  на бумагу в натуральную величину и разделен на три равных части, так  как композиция будет расположена  на трех рамках.

       
    2 Подбор  стекла
      Творческий  процесс продолжается, ведь подбор стекла сравним тому, как живописец  выбирает палитру, смешивая разные краски.

    Естественно, в  этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без трещин и других недостатков.

    В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская  световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Ну и, наконец, не исключена  возможность комбинировать абсолютно  разные и по структуре и по фактуре  стекла. Для своей работы я выбрала  уже заранее купленные рамы светлого оттенка, с прозрачным стеклом.

       
    3 Техническая часть
      Теперь можно  приниматься за работу. Для росписи  своей вазы я выбрала технику  «Тиффани». Особенность данной техники  заключается в том, что для  нанесения на стекло рисунка используют уже готовые краски и контуры.

    С помощью этих красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы "FERRARIO" стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для  росписи окон, стеклянных предметов  освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие  свойства.

    Для получения  новых оттенков их можно смешивать  друг с другом, а для высветления  применить бесцветное средство, имеющее  тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после  лакирования), выпускаются в пластиковых  флаконах 50 мл с завинчивающейся  крышкой.

    Пред тем, как  начинать наносить рисунок на стекло, я обезжирила и почистила поверхность. Для этого я использовала обычное  средство для мытья стекол.

    Далее я нанесла  тонким желтым фломастером основные линии изображения, по которым впоследствии я проводила специальным контуром по стеклу. Отставляем в сторону  первое панно и наносим линии  рисунка контуром на оставшиеся рамы, после окончания даем время высохнуть, около 2 часов.

    Итак, приступаем к нанесению краски на стекло, берем  флакончики с теми цветами, которые  нам понадобятся и постепенно, наносим их на стекло, делая не большие  переходы с помощью кисти одного цвета в другой в том месте, где у нас нарисовано небо, чтоб создать ощущение мягкости перехода.

    Таким образом, мы заполняем все пространство на стекле, аккуратно, стараясь не заляпать краской контур.

    Даем не много  времени подсохнуть. Для того чтобы  ускорить процесс высыхания можно  использовать фен.

    То же самое  мы проделываем и с остальными рамками. Для того, чтобы выделить какую-нибудь часть рисунка на панно, можно повторно нанести контур, жирной линией. Это придаст объема и натуральности  изображения.

       
    4 Итог   
      Итак, наша работа закончена, теперь осталось лишь найти  то заветное место в нашем интерьере, в котором эти дивная панно  будут радовать нас и окружающих своей теплотой, радостью и красотой, всегда выигрывающие не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов  заката и сверкающих вечерних огней.    
 

     2.3 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу 

     Пояснительная записка.

     Современное профессиональное образование рассматривается  как система подготовки специалиста, умеющего реализовывать свои потенциальные  возможности в постоянно меняющемся мире и темпе жизни. Приобщение подрастающего  поколения к различным видам  прикладного искусства можно  считать значимой частицей трудового  обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям среднего возраста. Они с раннего детства  имеют возможность созерцать  и чувствовать всю прелесть и  неповторимость различных творческих работ.

     Исходя  из этого, цель кружка «Художественная роспись по стеклу» можно сформулировать так:

     -формирование  эстетического отношения к окружающему  предметному миру;

     -формирование  творческого отношения человека  к действительности;

     -формирование  нравственно-эстетической потребности,  которую можно определить как  потребность человека в красоте  и деятельности по законам  красоты;

     -формирование  высокого интеллекта и духовности  через мастерство;

     -развитие  способностей обучающихся к художественному  мышлению;

     -приобщение  школьников к мировой культуре;

     К принципам, на которых основывается данная программа, можно отнести следующие:

     - творчество есть элемент общей  культуры человека и общества;

     - творчество как совокупность  действий, методов, приемов от  осознания проблемы до реализации  идеи в реальном изделии направленно  на активизацию потенциальных  продуктивных возможностей человека  на пути его самореализации;

     -результат  творчества – это продукт деятельности  человека, который в обществе  имеет наряду с другими функцию  товара и может быть объектом  купли-продажи.

     Задачи программы:

Информация о работе Витражное искусство. История и современность