Искусство гжельской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.

Работа содержит 1 файл

гж.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

Введение

Роспись — искусство декорирования  красками и кистью какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции "картинного типа" рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или  на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного  художником пространства. Искусство  живописи и качества живописности подразумевают  пространственное отношение к изобразительной  поверхности. В искусстве росписи  более важны осязательные качества. Декоративная роспись, композиционно  связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может  декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей. Роспись — традиционное занятие народных, непрофессиональных мастеров.

Гжель — это самый известный  русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще  с XVI века.

В производстве фарфора Гжель следует  за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели  расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный  стиль - синие и голубые узоры  и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который  в ходе технологического процесса приобретает  характерный для Гжели синий  цвет.

Современная техника росписи фарфора  подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История гжельской росписи

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в  Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка  слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель  - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые  в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом  по белому фону. 

Гжель  впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов  и торговли постепенно складывался  новый тип крестьянского населения  Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий  гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность  изделий и умеренность цен  давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской  области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано  в результате объединения шести  мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают  керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. 

 

 

 
Подпункт 1.1

История керамики и фарфора - история роста мастерства, история  открытий. Некоторые техники были открыты по чистой случайности, с  течением времени появились новые  цвета эмалей и глазурей, новые  техники росписи. Керамика и фарфор являются одним из любимейших объектов коллекционирования, предоставляя возможность  совершить увлекательное путешествие  в историю. Керамика, благодаря легкости ее изготовления, сопровождала человека с древнейших времен. Вначале изделия  из глины просто лепили руками или  раскатывали в виде жгутов, укладывая  их в виде горшка и просушивая на солнце. Примерно за 6000 лет до н.э. появились печи, в которых готовые изделия обжигались.

Некоторые древние цивилизации  продвинулись в искусстве керамики намного дальше остальных: непревзойденной  красотой форм и рисунков отличается греческая керамика, которая славится не только изяществом форм, но и, в первую очередь, росписями. За тысячу километров от Греции своим путем шла другая великая цивилизация древности - китайская. В период династии Шан (1766-1122 г.до.н.э.) китайцы уже использовали гончарный круг, глазури и печи сложной конструкции. Китайская керамика и фарфор поражают бесконечным разнообразием стилей и расцветок.

Изделия эпохи Юань напоминают изделия художественной керамики, стоявшие на каминной полке в британском доме времен короля Эдуарда. Фигурки животных эпохи Мин, яркие и сочные по цвету, чем-то напоминают Арт Деко. Некоторые монохромные изделия по утонченности цветов и форм сравнимы с произведениями художественной керамики минималистов XX века. Высочайшего мастерства достигли китайцы в технике эмалевых росписей. Эта техника, появившаяся ок.1200 г., позволяла добиваться чрезвычайной точности и тонкости надглазурной росписи. Вначале использовались красный, желтый и зеленый пигменты, затем к ним добавились черный и коричневый. Кажется, невозможно представить себе ни одну технологию в области керамики, где бы китайцы не были первыми. Добавляя в прозрачную свинцовую глазурь соединение олова, они получили возможность окрашивать изделия в белый цвет, поверх которого можно было наносить рисунки любых цветов. Эта техника, позже названная майоликой, распространилась через Персию и Средний Восток в мавританскую Испанию, а оттуда - по всей Европе.

Керамика Среднего Востока  также непохожа на европейскую и китайскую, как и языки этих краев; блюда и плитка большого размера отличались богатством росписи, изображения птиц, цветов и животных переплетены цитатами из Корана. В Японию технология изготовления фарфора попала из Китая через Корею и, как это не удивительно, в этой области японцы отставали от китайцев, хотя и далеко опережали европейцев. По сравнению с роскошным, изящным китайским и японским фарфором средневековая европейская керамика кажется грубой и невзрачной, небольшие размеры печей, найденные при раскопках, говорят о незначительных размерах производства. 

В 1689 г. во Франции вышел  королевский эдикт, повелевающий переплавить  на монеты всю золотую и серебряную посуду. Спрос на высококачественную керамическую посуду резко возрос, т.к. майоликовая посуда заменила серебро  на столах знати. Привозимый из Китая  сине-белый фарфор служил образцом для массового подражания. В XVIII в. фарфор ввозился в Европу в огромных количествах, исчисляемых миллионами изделий, и почти всегда это был "классический" сине-белый фарфор.

Все изменила вторая мировая  война - в период утилитарности керамика становится простой и предельно  функциональной. В наше время керамика приобрела "второе рождение" - она  снова востребована

 
Глава 2 Развитие гжели

Гжельские чайники, молочники, кувшины созданы не по законам  формулы — они сохраняют настоящую  фольклорную способность к импровизации. И роспись, свободная, кистевая, рукотворная, эту внутреннюю свободу пластики не только поддерживает, но раскрывает, осмысляет, усиливает.

Гжель - известный  во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия. 
С 14 века начинается летопись промысла. В разные времена в Гжельской Волости и в 30 деревнях и селах, народные мастера делали для себя и отправляли на продажу по всей России тысячи и тысячи рукотворных глиняных, фаянсовых и фарфоровых произведений.

В начале 19 века гжельские  мастера стали производить фарфоровую посуду и скульптуру. По всей Гжели  открылись десятки фарфоровых фабрик и живописных заведений. Самые известные  среди них фабрики Тереховых, Киселевых, Новых, Кузнецовых, Акулиных, Храпуновых, были расположены в самом центре промысла - в селах Новохаритоново и Речицах.

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.

Сейчас это самое  крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора  с ручной кобальтовой росписью, где  трудятся сотни потомственных мастеров.

Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. За последние десятилетия на Гжельском фарфоровом заводе сформировался коллектив технологов, художников, мастеров производства, которые ,бережно сохраняя старые традиции, используют передовые методы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, внедрение технологических новшеств, высокий художественный уровень, объем выпускаемой продукции - вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди гжельских производителей традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью.

Информация о работе Искусство гжельской росписи