Искусство гжельской росписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.

Работа содержит 1 файл

гж.docx

— 99.17 Кб (Скачать)

Одним из приемов можно  назвать использование в росписи  тонкого, ювелирного орнаментального  узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив  гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может  ассоциироваться с пышным цветком  с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны  и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся  усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие  пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Роспись и форма составляют единое целое в образном решении  каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию  большую основательность, выделяя  детали, подчеркивая форму, оживляя  лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают  себя вправе не ограничиваться функциональностью  изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных  не только украсить, но и преобразить  наш быт.

Мастеру, применяющему гжельскую  роспись необходимо иметь определенные знания и особенности нанесения  мазка. Это открывает особенную, фееричную красоту. Если Вы стремитесь получить нечто оригинальное, то обратите свое внимание на то, что именно гжельская  роспись сможет произвести на Вас  неизгладимое впечатление.

Художник для росписи  гжели имеет лишь одну краску - кобальт, которая затем приобретает характерный  для гжели сини цвет. Её, подобно  акварельной, разводят водой. Пишут  узоры по поверхности изделия, а  затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все  они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Хотя гжельскими мастерами  изготавливалась и цветная майолика, наиболее известна роспись кобальтовой  краской по белому фону. Это цветовой сочетание - синий кобальтовый и белый - и является первым отличительным знаком того, что можно назвать «стилем гжель». Гжель сегодня - это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера, также Гжель - это многовековая традиция, любимая и по сей день.

Другие характерные черты  сине-белой росписи - округлые мазки, плавные цветовые переходы, сгущение синего цвета в крупных бутонах  цветов и центральных фигурах, изящные  мелкие детали в периферии. Все линии  декора перекликаются друг с другом и являются единым орнаментальным целым. При этом - никакой пестроты.

Элементы Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка - сеточка, жилка, завитки. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы.

 

 

 

Заключение

Завидна историческая судьба Гжели. Став одним из известнейших центров  русского народного искусства более  двух веков назад, она и сегодня  вызывает заслуженную гордость своим  искусством, одновременно старинным  и остро современным, соединяющим разделенные столетиями отечественной культуры. Искусство ее плодотворно и прекрасно, как люди и земля этого исконно русского края, о которой М. В. Ломоносов сказал: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете …разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее"


Информация о работе Искусство гжельской росписи