Искусство эпохи мезолита

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:51, доклад

Описание работы

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете.

Работа содержит 1 файл

1 Искусство эпохи Мезолита.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

1 Искусство эпохи Мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия  до и. э.), изменились климатические  условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют  наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых  он охотился, теперь - фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой  фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные  композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды  из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной  краски применяли черную и изредка  белую, а стойким связующим веществом  служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане - фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, и скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это прежде всего воплощённое движение.

Искусство эпохи Неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. До н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения.

Наскальная живопись в  эпоху неолита становится всё  более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление  характерно для разных районов земного  шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие  восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками  людей и животных встречаются  разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали  и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение  живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло  важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения, человек  приобрёл некоторую власть над временем.

Музыка Древнего мира

Нам трудно представить себе музыку первобытны; людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

Матери, напевая, укачивали  детей; воины воодушевляли себя перед  битвой и устрашали врагов воинственными  песнями - кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; а когда  люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы Музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились. Ведь музыкальное искусство непрерывно развивается, как и само человеческое общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение к окружающей жизни. Это главная особенность настоящего искусства.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная  составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей  были слиты в одно целое зачатки  различных видов искусства - поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились  и стали развиваться независимо. Такое перасчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.

В древнейшей музыке было много  подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного  количества звуков и шумов звуки  музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Ритм раньше других музыкальных  элементов получил развитие в  первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой  природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время  удивительно сложной и разнообразной  в ритмическом отношении. Певцы  подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе - духовом инструменте.

И все же наша современная  музыкальная культура обязана античности очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии в течение  многих столетий были источником вдохновения  для музыкантов. Сюжеты первых опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы  бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа. Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло певцу проникнуть в "царство мертвых", вызвал появление оперы Глюка, симфонической поэмы Листа, балета Стравинского.

История Троянской войны, легенда о несчастном семействе  Атридов, несущем наказание за преступление родоначальника, послужили источником сюжетов для многочисленных оперных произведений от "Ифигении в Авлиде" Глюка до "Орестеи" Танезва.

Но не только сюжеты и образы античного искусства унаследованы нами от греков. Греческие ученые уделяли  большое внимание законам музыкального искусства, его теории. Пифагор, знаменитый философ и математик, положил, начало и особой науке - музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука  пользуется многими терминами и  понятиями, ведущими свое происхождение  от греческой теории музыки. Слова "гармония", "гамма", названия некоторых музыкальных  ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее населявших.

Древнейшие формы театральных  представлений

В Первобытном обществе человек  полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж  скота, неурожай, болезни - все приписывалось  сверхъестественным силам, которые  надо было умилостивить расположить  к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в  том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление  этого процесса. Так родились обрядовые  игры.

Участники обрядовых игр  использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это  имело магическую силу. Так уже  в ранних обрядовых действах содержались  и сливались воедино некоторые  элементы современного театра. Обрядовые  игры всегда связаны с формами  хозяйства, которые развиты у  того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи  представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал "добычу", украшали себя перьями  птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления  добычи. Затем все участники исполняли  пляску под звуки бубна или  барабана, сопровождая ее воинственными  криками и пением.

У земледельческих народов  мимические игры входили в праздники, связанные с весной - с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью - со сбором урожая, замиранием природы. Поэтому большинство земледельческих  обрядов изображают "рождение" и "умирание" божества - покровителя  природы, торжество светлых сил  жизни над темными силами смерти. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью, весельем, шутками. Некоторые черты таких игр  сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах.

В Древнем Египте уже с  конца III тысячелетия до н. э. ежегодно при храмах, особенно во время коронации фараонов, жрецы разыгрывали театрализованные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников - боге Осирисе. Изображалось убийство Осириса его коварным братом Сетом, поиски и погребение тела Осириса его супругой Исидои, месть Гора, сына Осириса, за отца и чудесное воскресение.

2. Первобытные  машины и изобретения

Первые машины

Жизнь живого существа в условиях девственной природы необычайно тяжела. Но человек, в отличие от своего собрата из животного мира наделенный умом, изобретая различного рода орудия и приспособления, с  самого начала пытался создать себе лучшие жизненные условия, чем те, в которых находились остальные  живые существа. Ведь именно изобретение  орудий и инструментов является одной  из главных характерных черт, отличающих человека от животных. С самого начала человек использовал разнообразные  вспомогательные средства для того, чтобы облегчить свой труд. Их однообразная и изнурительная жизнь заключалась  в постоянных поисках пищи - собирательстве и охоте - и не давала возможности  для размышлений и изобретательства. Нередко долгие часы приходилось  затрачивать на то, чтобы отыскать гнездо диких пчел высоко на вершине  дерева и с большим трудом достать  оттуда мед. Нелегко было также убить  птицу в лет, подстеречь, спрятавшись  в зарослях, дичь или стоять в  воде с копьем наготове, чтобы успеть молниеносно пронзить плывущую рыбу. Все эти способы добывания пищи требуют большой выдержки и необыкновенной ловкости. Часто проходило несколько суток, прежде чем удавалось подобраться к зверю и убить его, а так как человек тогда еще не понимал, что в дни изобилия следует думать о грядущих днях нужды и накоплять пищу впрок, то он часто оказывался в крайне тяжелом положении.

Это обстоятельство и толкало  древние народы к изобретению  более совершенных орудий лова, чем  те, которыми они пользовались первоначально. Вместо дубинки и камня человек  стал пользоваться при охоте на зверя  стрелой, гарпуном, лассо, бола, накидной сетью и петлей, набрасываемой  рукой человека. Но все эти усовершенствованные  орудия лова по-прежнему требовали  непосредственного участия и  напряженного внимания самого охотника. Они как бы удлиняли руки человека и помогали ему удерживать раненого или пойманного зверя до тех пор, пока охотник в состоянии был  им овладеть полностью. Некоторые изобретенные им орудия давали возможность охотнику одновременно убивать нескольких животных. Так, группа охотников, совместно участвующих  в облаве, могла сообща набросить  сеть на нескольких зверей сразу или на целый выводок птиц - прием, употребляющийся со времен фараона Харемхеба и по сей день. И поныне еще люди ловят перепелов и других птиц, загоняя их под натянутую сеть, прикрепленную по краям камнями. Даяки Борнео ловят подобным способом диких оленей, загоняя их в полукруг из натянутых сетей, а восточноафриканские вашамба таким же образом охотятся на антилоп и газелей. Этим же приемом пользуются эскимосы Берингова пролива для ловли кроликов. Во всех случаях, указанных выше, охотники загоняют животных сначала в сети, а затем убивают их. Такой способ охоты представлял собой значительный шаг вперед по сравнению животных сначала в сети, а затем убивают их такой способ охоты представлял собой значительный шаг вперед по сравнению с более древней и трудной охотой на одиночных животных, однако он, как и прежде, требовал личного участия в охоте самого охотника и его помощников.

Очень широко распространена ловля птиц силками. Сибиряки ловят таким образом диких гусей, а эскимосы Юкона таким же способом, при помощи лососевых сетей охотятся на белую куропатку. Охотничьи облавы с сетью велись несколько иначе. Так, например, североамериканские индейцы прерий обычно загоняли стада бизонов между рядами сходящихся изгородей к крутому обрыву, в который падали животные.

В то время как различные  усовершенствования увеличивали шансы  на успешную охоту, главная проблема, а именно возможность добиваться таких же результатов в отсутствие охотника, все еще оставалась неразрешенной. Действительно облегчить труд охотника можно было бы лишь в том случае, если бы удалось освободить его от необходимости поджидать добычу, приводить в действие орудия лова, удерживать пойманную дичь, то есть если бы удалюсь заменить человека механизмом. Изобретение такого механизма  позволило бы охотнику заниматься другими  делами, в то время как для него ловилась бы дичь. Кроме того, он мог  бы ловить животных одновременно в  нескольких местах. Освободившееся таким  образом время охотник мог  бы использовать на изготовление предметов  домашнего обихода, улучшающих его  быт, или на отдых, пение, танцы и  развлечения.

Информация о работе Искусство эпохи мезолита