Искусство эпохи мезолита

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:51, доклад

Описание работы

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете.

Работа содержит 1 файл

1 Искусство эпохи Мезолита.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

И действительно, наступил день, когда, наконец, это долгожданное, совершившее  целый переворот изобретение  было сделано: человек впервые сконструировал машину, которая работала в его отсутствие, человеческий ум изобрел робота, заменявшего его с механической точностью. Таким волшебным изобретением явилась ловушка для зверей.

Настоящая ловушка заменяла накидную сеть, дубинку или аркан, а также спущенную с тетивы стрелу, причем действовала вернее и давала лучшие результаты. Кроме  того, механизм ловушки обладал гораздо  большей силой, чем человеческая рука. Благодаря конструкции остроумно  устроенного пускового механизма, основанного на принципе рычага, ловушка  при малейшем прикосновении развивает  значительную, часто даже огромную силу, достаточную, чтобы справиться с силой животного, которое должно быть ею поймано.

Прекрасно зная все свойства и особенности окружающего его  животного мира, человек не забывал  о тончайшем чутье зверей и  тщательно устранял всякие следы  своего прикосновения к ловушкам, подпаливая дерево, из которого делалась ловушка, употребляя естественные склеивающие  и связывающие вещества и кладя  в ловушки приманку, пахнувшую  смолой, кровью или бобровой струей и вытеснявшую запах человека. Чтобы ввести зверя в заблуждение, человек маскировал расставленную ловушку ветвями, загородками, а листвой и дерном покрывал глубокие ямы-ловушки. Начиная с маленьких бамбуковых цилиндров, служивших для ловли мышей, и кончая гигантскими сооружениями для поимки жирафов и слонов, первобытные народы изобрели сотни способов поимки зверей, которые и по сей день все еще вызывают у ученых чувство изумления, а иногда и растерянности. Во многих музеях хранятся целые коллекции ловушек, доставленных туда исследователями; встречаются части ловушек, которые иногда бывает трудно даже признать за таковые и тем более - правильно их собрать. Для распознавания и реконструкции нередко гениально сконструированных ловушек первобытных народов требуются солидные специальные знания. Во многих случаях это удается лишь после тщательного изучения всей культуры данного племени с учетом особых климатических условий или зоологических особенностей данного района.

Хотя при постройке  первого робота люди пользовались самыми различными принципами техники, все  же всем созданным человеком ловушкам - в отличие от тех способов ловли, которые требовали физического  присутствуя самого охотника и были основаны на сходных принципах ловли - присуще одно общее свойство: все  они представляют собой конструкции, механизм которых приводится в действие самими животными без участия  охотника. Немедленным результатом действия механизма являлось прочное пленение животного или его смерть. Помимо этой общей характерной особенности, ловушки первобытных народов по конструктивным и механическим принципам их построения могут быть разделены на четыре основные группы и внимательное изучение характерных особенностей этих групп позволяет сделать очень важный вывод о больших умственных способностях древнейшего человека, стремившегося улучшить условия своей жизни. Существует бесчисленное множество вариантов этих четырех главнейших типов ловушек. Многие варианты создавались лишь с целью достижения лучшего эффекта. Однако всегда можно распознать принцип, положенный в основу их устройства.

Западня, основанная на использовании  силы тяжести, приводится в действие или силой веса животного, которое  должно быть поймано, или в результате высвобожденной животным силы тяготения  падающего предмета. Единственной западней первого рода является яма-ловушка, которая, как правило, вырывается прямо  на звериной тропе. Отверстие ямы  закрывается листвой, хворостом, мхом и т. п., так что ничего не подозревающее  животное ступает на обманчивую поверхность  настила и проваливается. Величина ямы точно соответствует величине животного, для которого она предназначена. Чтобы не дать жертве ускользнуть, принимают  самые различные меры предосторожности. Например, чтобы животное не выпрыгнуло из ямы или не выкарабкалось, яму  делают либо очень глубокой, либо сужающейся книзу. В последнем случае животное при падении оказывается зажатым  в яме силой собственной тяжести. Иногда в дно ямы вбиваются  острые колья, пронзающие или ранящие  животное.

У второй группы ловушек этого  типа, основанных на применении свойств  силы тяжести, в качестве движущей силы используется сила тяготения освобожденного самим животным камня, древесного ствола или совокупности тяжелых предметов. То обстоятельство, что первобытный  человек искусственно создавал определенную высоту падения, свидетельствует о  том, что он знал уже, что падающий камень или падающее бревно развивают  ударную силу, величина которой возрастает вместе с высотой падения. Простейшей из таких ударных ловушек является камень, удерживаемый в неустойчивом равновесии с помощью палки. Палка, поддерживающая камень, является одновременно пусковым механизмом с приманкой: животное, теребя приманку, вызывает падение  камня, то есть высвобождает силу тяготения, убивающую само животное.

После того как ловушка, основанная на использовании силы тяжести, достигла своего технического совершенства, первобытный  охотник начал изучать другие законы природы. Так, например, он обратил  внимание на то, как животные девственного леса запутывались иногда в густой сети лиан и погибали, задушенные в  естественно образовавшейся петле. В силках первобытных народов  последовательно используется этот принцип. Пусковым и силовым принципом  простого силка является движение животного, стремящегося из него освободиться. Чаще всего силки устанавливаются  в вертикальной плоскости, так как  охотник стремится использовать наступательное движение животного. Наиболее уязвимым местом большинства животных является шея. Поэтому силок ставится на звериной тропе с таким расчетом, чтобы голова зверя прошла через  петлю, после чего силок крепко, как  лассо, охватывает его шею.

Для установки и закрепления  силка применяются различные  вспомогательные приспособления: силок  либо настораживают свободно на предполагаемом пути животного, как это делается у нас на "галочьих тропах", либо его прикрепляют к каким-либо стойкам, которые удерживают петлю  открытой. В большинстве случаев  силки устанавливаются вместе со специальными изгородями для дичи, в отверстиях которых настораживаются  петли.

Одним из видов силков, которые  до сих пор употребляются во многих частях Старого света, является так  называемый "самолов". Для устройства такой ловушки в кольцо, сплетенное из растительных волокон, втыкают снаружи  множество заостренных эластичных палочек, которые сходятся своими остриями в центре. Такая ловушка прикрепляется  к находящемуся на звериной тропе  дереву или столбу, часто поверх небольшой ямы. Едва жертвта, чаще всего антилопа, наступит на такую ловушку, эластичные острия втыкаются в ее чувствительные бабки, и тем глубже, чем больше животное старается освободиться. "Самолов" часто комбинируют с петлей, которая не дает животному уйти.

К третьему основному типу ловушек принадлежат пружинные  ловушки. Такие ловушки до сих  пор еще в ходу у многих племен Африки, Азии и Америки. Пружинная  ловушка основана на использовании  пружинящей силы отогнутой ветки  или самого дерева. Используемой механической силой является при этом инерция  или упругость пружинящего материала, который стремится занять свое исходное положение. Применение пружины эффективно лишь при установлении непосредственного  взаимодействия ее с приспособлением, захватывающим добычу. У пружинной  ловушки таким приспособлением  почти всегда бывает силок. Такого рода ловушки чаще всего встречаются  у земледельческих племен, которые  пользуются ими для ловли мелких животных. Их оседлый образ жизни  позволяет им тщательным образом  устраивать эти ловушки и- всевозможными способами усовершенствовать пусковой механизм.

Использование пружинных  ловушек, действующих на основе силы упругости, не ограничивается только ловлей животных. Энергия, развиваемая при  распрямлении искусственно пригнутой  книзу ветви или дерева, может  быть использована и в других областях. Так, например, в Центральном Конго  рабов и военнопленных казнят при помощи дуговой пружины. Туземцы  Борнео и Хиндустана употребляют  дуговую пружину для приведения в действие мехов, обслуживающих  железоплавильные печи, - способ, который  можно еще наблюдать и в  северной Европе, где крестьяне раздувают таким образом свои печи. В Восточной Азии с помощью дуговой пружины часто приводятся в действие туземные ткацкие станки. Иногда пружинные ловушки применяются для ловли рыбы, причем в этом случае силок заменяют крючком или вершей. Другие способы применения дуговой пружины помогли усовершенствовать охотничьи приемы, военное оружие, а также предметы, служащие для мирных развлечений, ибо пружинная ловушка является предшественником не только лука и арбалета, но и смычка и всех струнных инструментов.

Последний, наиболее важный тип ловушки - крутильная ловушка (кляпцы) - основан на применении иного силового принципа. Человеку стало известно, что упругий материал, будучи скрученным вокруг своей оси, стремится вновь возвратиться в первоначальное положение и, если ему в этом препятствовать, развивает значительную силу. При кручении укорачиваются такие материалы, как сухожилия животных, корни или растительные волокна. Действие развиваемой при этом силы бывает тем эффективнее, чем большее напряжение достигается при помощи соответствующих вспомогательных средств. Для приведения ловушки в действие сила кручения с помощью системы рычагов передается на ударный механизм. Это может быть и утыканная острыми костями или железными гвоздями доска, которая обрушивается на животное с огромной силой, может быть и приведенная в действие вращающимся движением рамка, нередко соединенная с сетью, которая зажимает или захватывает животное. Все крутильные ловушки имеют большой радиус действия. Действенность такой ловушки ограничена только очень небольшим расстоянием.

Этот тип ловушки появился у высококультурных народов Азии и Африки, откуда он распространился  в зоны влияния этих культур. Там, где примитивные племена, как, например, эскимосы и чукчи, применяют этот род ловушки, он является вторичным, заимствованным, элементом культуры, а не плодом собственного изобретения  этих народов. По конструкции эти  ловушки похожи на современные стальные капканы и отличаются от последних только материалом, из которого они сделаны.

Греки заимствовали принцип  кручения у восточных народов, а  римляне усовершенствовали его  при конструкции своих огромных катапульт и баллист. В качестве упругого материала использовались крученые сухожилия животных, точно  такие же, какие применяются до сих пор эскимосами Нортон-Саунда при устройстве западни для волков и лисиц.

Изобретение первой ловушки  имело в истории человеческой культуры большее значение, чем даже изобретение колеса. Дальнейшее использование  физических знаний, приобретенных в  результате устройства звериных ловушек, имело гораздо более далеко идущие последствия, чем все другие изобретения  в области техники

2 Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Именно в таком  непрерывно соверщающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.

Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений  всех национальных культур различных  народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура  в свою очередь выступает синтезом  культур различных социальных  слоев и групп соответствующего  общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Все это структура  культуры по ее носителю.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления  является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что  их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они  тесно взаимосвязаны и взаимопроникают  друг в друга.

В материальную культуру входят:

1. культура труда  и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения  к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

Художественная  культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных  с ним форм деятельности: художественного  восприятия, мышления, творчества, переживания  и т.п. Художественная культура имеет  особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный  и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).

Информация о работе Искусство эпохи мезолита