Историко-культурные основы карнавального праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

Введение

     Использование карнавала как формы праздничной  культуры получило широкое распространение  при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу  обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность  самобытных традиций отдельных народов  и полноценный диалог культур  разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими  являются сохранение, и пропаганда карнавальных традиций как важной части  мирового культурного наследия и  содействие развитию карнавального  туризма в разных странах. 

      Цель  исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.

      Объект  исследования – карнавальный праздник.

      Предмет исследование – развитие карнавального праздника.

      Цель  работы:

      1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;

      2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;

      Методологические  основы исследования базируются на следующих  принципах: диалектический принцип; принцип  системности; принцип активности; принцип  регуляции.

      Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1 «Исторические аспекты  карнавального праздника»

§1.1Происхождение  и становление праздника. 

              Само слово «карнавал» происходит  от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") - так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия. Другие утверждают, что слово "карнавал" означает - "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") - отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту. Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост  перед Пасхой.

          Прародителем  современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Считалось, что смех и веселье способствует плодородию, в это время жизнь общества переворачивалась с ног на голову. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту, о чем свидетельствует определение карнавала «Словаря Брокгауза и Ефрона»: «Карнавал - в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр.» В различных словарях и энциклопедиях карнавал определяется практически однозначно как вид народного праздника (гуляния) под открытым небом, сопровождающийся танцами, театрализованными играми, маскарадами, шествиями и пр. («Большой энциклопедический словарь» , «Словарь иностранных слов» , толковый словарь Ожегова ).

В Бразилии карнавал берет начало в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских островов Мадера, Азорских и Зеленого Мыса. Карнавальные празднества, названные "Энтрудо" (слово латинского происхождения, значит "вход"), были подобны карнавалу Португалии, представляли собой шуточную игру, в которой люди бросали друг в друга меха с водой и муку.

             Европейский карнавал возник  из слияния римских и германских  обычаев. Постепенно карнавал "забывал"  свои корни и превращался в  традиционный праздник радости  от встречи весны. Карнавал  повсюду в Европе стал предшествовать  главному годовому посту-периоду  покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса  лишений, народ пользовался случаем,  чтобы устроить пиршество и  вдоволь повеселиться. 

В период средневековья  под давлением духа аскетизма  карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в  народной культуре. Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием  эту традицию переняли.

                   Европейский карнавал зародился  в Италии. Много столетий карнавал, народный праздник под открытым  небом, сопровождающийся многочисленными  маскарадами, театрализованными  играми, торжественными уличными  шествиями, является лучшей традицией  итальянского народа. Исстари, как  замечает искусствовед Павел  Павлович Муратов (1881-1950), "залой  его была сама улица, и бальным  костюмом была общая для всех  баутта. Что еще важнее, всякий  мог наслаждаться, потому что  умел наслаждаться". Иностранцев,  посещавших Италию, восхищала "эта  светлая непритворная веселость,  которой теперь нет у других  народов". (Н.В. Гоголь, "Рим".) 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.2.  Эволюция праздника, основные этапы 

Карнавал в Венеции  является одним из самых знаменитых карнавалов в мире. Ежегодно со всего  мира сюда съезжаются более 500.000 тысяч  поклонников венецианского праздника. В отличие от других мест венецианский карнавал полностью охватывает весь город. Разноцветная праздничная толпа  заполняет узкие улицы и просторные площади. Карнавал уходит своими корнями  в глубокое прошлое. Ещё в 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом . Таким образом, он становится публичным праздником.              

                 Расцвета венецианские карнавалы достигли в 18 веке. Тогда они были не только главным событием года, но и смыслом существования. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Открывались сотни игорных домов, где проигрывались огромные состояния и где изменяли законным мужьям и женам неизвестные "маски". Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда даже церковь становилась менее суровой, было просто неприличным. А потом начались революции, и праздник почти забылся. Двести лет Венеция жила без карнавалов, и только в 1980 году они возобновились.

Впоследствии, карнавал распространился по всей католической Европе, пришел во Францию, Испанию, Португалию.

            Впервые французский карнавал  упомянут в 1294 году в восторженном  восклицании Графа Прованса Шарля  Анжуйского "Ах! Эти счастливые  дни Карнавала Ниццы...". Несколько  веков карнавал был стихийным,  пока в 1873 житель Ниццы по  имени Andriot Saetone не взял на себя  инициативу организовать Комитет  Праздника. Празднование стало  проходить под руководством муниципалитета, и в отличие от фривольной Венеции, карнавал в Ницце стал практически "семейным". Благодаря энтузиазму Andriot Saetone каждый карнавал с тех пор имеет собственную тематику. Например, праздник 1953 года назывался "Король цирка", в 57 году - "Король Гастрономии", в 64 - "Король Танца", в 90 - "Король Смеха", в 97 - "Король Спорта". Из карнавального "графика" выпали только несколько лет  Второй мировой войны и 1991 год, время столкновения в Персидском заливе .

Благодаря французам  карнавал появился на самом юге США  в штате Луизиана в Городе Новый  Орлеан. Город был основан французским  искателем приключений Жаном  Баптистом Лемуаном, и у французов  же в 1803 году выкуплен. Французское  влияние чувствуется здесь и  сейчас, особенно в странном соседстве  скучных небоскребов центра города и полных романтики французских  кварталов. Впервые карнавал был  организован в 1827 году группой студентов. Молодые люди вернулись из Парижа, где проходили обучение, и организовали перед Великим Постом костюмированный  маскарад, такой же, как они видели там. И назвали они карнавал так  же, как он назывался в Париже - Mardi Gras, что по-французски означает "Жирный вторник". Новшество пришлось по вкусу жителям Нового Орлеана, и в 1833 году богатый плантатор  Бернар Ксавье де Мариньи де Мандевиль  выделил крупную сумму денег  на ежегодное проведение праздника . С 1839 года парад Марди Гра проходит официально, причем его отличительной  особенностью является принципиальное отсутствие концепции, что делает Марди  Гра одним из самых непредсказуемых  карнавалов в мире.

Еще одним грандиозным  европейским карнавалом является Кельнский  карнавал в Германии. 

Кельн - это четвёртый  по величине город в Германии и  самый старый из всех крупных городов  страны. Произошло его название от латинского "колония": 2000 лет назад  римские легионеры именно здесь, на берегу Рейна, основали городок "Colonia Romana". Римские основатели передали Кельну множество древних традиций, в том числе и свои знаменитые Сатурналии. Однако разнузданный языческий  праздник совсем не сочетался с христианскими  догматами, поэтому в средние  века карнавал был запрещен под страхом  тюрьмы. Только в 1800 году запрет на проведение праздника был снят. С тех самых  пор и обосновался в Германии карнавал, и не проводился он только во время Второй мировой войны, когда  на месте города остались одни руины.

Во время карнавала  Лондон теряет свою чопорность, отдаваясь  яркости красок и буйству эмоций. Это происходит во время Карибского карнавала - праздника, который когда-то считался сборищем маргиналов и ассоциировался с усиленными нарядами полиции и  грязью на улицах, а сегодня стал одним из главных культурных событий  Европы. 

В начале 60-х годов  в Ноттинг-Хилле жили выходцы  из Вест-Индии, которых тогда массово  завозили в Британию в качестве дешевой  рабочей силы. Черные эмигранты тосковали  по родине, страдали от проявлений расизма, тяжелой работы, отсутствия жилья, унижения. Тоска особенно обострялась в  дни, когда на их родине был беззаботный  и красочный карнавал. И тогда  они выходили на серые улицы туманного  Лондона и пытались организовать некое подобие своего праздника  «на чужбине». 

Большую роль в создании этого уникального Карибского праздника  в Европе сыграли так называемые steelband – «барабанщики на стальных баках». Зародился этот уникальный стиль  музыки так: после Второй мировой  войны американские моряки выгрузили  на побережье Тринидад и Тобаго пустые баки из-под масла. Местные жители быстро нашли им применение, и стальные цилиндры стали издавать мелодию, которая  положила начало музыкальному направлению calypso . Так баки стали "стальными барабанами", национальным музыкальным инструментом народов Тринидада и Тобаго. И как только steelband, которые можно было услышать тогда только в маленьких кабаках для иммигрантов, присоединились к стихийным гуляниям в Ноттинг-Хилле, праздник стал обретать форму карнавала.

Но несомненно одно из самых знаменитых зрелищ мира –  это Бразильский карнавал, экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и  обычаев чернокожих рабов. Католическая церковь отыскала место столь  «светскому» празднику в своем  календаре, и с тех пор его  отмечают ровно за семь недель перед  Пасхой, за сорок дней до Страстной  недели. 

Карнавал – это  самое главное событие года для  каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Миру наиболее известен карнавал в  Рио -Де - Жанейро - красивый, дорогой  спектакль на мировую публику, но в глубинках в эти дни тоже веселятся. Народные праздники проходят вдали от туристических центров - в Салвадоре, Ресифи и Форта-Лезе, притом вместо фривольных сюжетов здесь  обычно разыгрываются исторические сцены. Но для любого кариоки –  жителя Рио-Де Жанейро – «провинциальные» праздники не стоят и толики внимания, ведь все главное действо происходит здесь, в главном городе Его Величества Карнавала.

          Так  описал наблюдавшийся им старый карнавал в Рио Французский путешественник Дебрэ: «На улице кипело настоящее побоище, в котором оружием служили сырые яйца, яичная скорлупа, наполненная мукой или гипсом, крахмальные хлопушки, восковые шары с пахучей водой, люпины, стеклянные или бумажные трубки для стрельбы выдуванием, кукуруза и фасоль, сыпавшиеся на головы прохожих целыми корзинами и т. д. Были и мешочки с песком, падавшие на цилиндры и котелки неосторожных прохожих, бросались апельсинами, мандаринами и даже пирожками и тортами. В некоторых кварталах кидали на улицу или из окна в окно старую глиняную посуду, как это впоследствии начали делать в последний день уходящего года, чтобы покончить со всем, что есть старого в доме. В древних португальских карнавалах также бились вениками, деревянными ложками и т. д.»

     Все изменилось в 1840 году, когда жена владельца  гостиницы в Рио де Жанейро  решила провести праздник совершенно по другому. Она пригласила множество  гостей и наняла профессиональных музыкантов. И именно она организовала первый роскошный бал-маскарад. В традиционную лавку масок были завезены из-за границы маски, усы и бороды, призванные помочь в изготовлении карнавальных костюмов. Этот бал быстро превратился  в традицию и сегодня уже известен всему миру как самый большой  карнавал. В Бразилии есть много  различных школ самбы и парад  представителей этих школ это главное  представление карнавала. Каждую школу  может представлять от трех до пяти тысяч участников, поэтому по размаху  этот карнавал не знает себе равных во всем мире.

     В 1852 году появился так называемый "зе-перейра" - группа барабанов разных размеров под руководством сапожника Жозе Ногейра де Азеведо Паредес, - которая  ходила по улицам и оживляла праздник. Позднее прибавились и другие музыкальные инструменты, такие  как куика, бубен и другие разновидности  ударных.

Информация о работе Историко-культурные основы карнавального праздника