Историко-культурные основы карнавального праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

     В 1855 году появились первые большие  карнавальные клубы, называвшиеся "большие  общества". Они действовали не только во время карнавала, но и постоянно, как общественные организации. Своей  организованностью и использованием аллегорических повозок, эти клубы  были предшественниками теперешнего  организованного карнавала. А в  те годы карнавал имел еще в основном европейские черты и лишь постепенно изменялся, приобретая все больше типичных бразильских черт.

            В 1900 году на карнавале впервые  появились повозки (платформы). В  начале века стали складываться  современные формы парада - шествие  под музыку самба. В 1907 году  возникло "корсо" - вереница автомобилей, - ставшее одной из главных  зрелищ карнавала Рио-де-Жанейро  в первые десятилетия ХХ века.

     Процессии и группы послужили источником возникновения  школ самбы, существующих и по сей  день. Первая такая школа была основана в 1928 году в квартале Эстасио и  называлась "Дейша-Фалар". Первый карнавальный парад, пока неофициальный, состоялся в Рио в 1932 году, а  первый официальный - в 1935 году, на площади  Одиннадцатого Июня - традиционном месте сбора групп и колонн. С развитием города, эта площадь  уступила место проспекту Президента Варгаса. Место парада карнавала  несколько раз переносилось, а  в 1984 году оно наконец окончательно закрепилось за местом "Пассарела-де-Самба".

     В течение трех десятков лет парады самбы проходили спонтанно, и  только в 1963 году на проспекте Президента Варгаса были установлены трибуны для продаж мест для зрителей. В настоящее время парад самбы очень ценится и пользуется большим спросом, кроме продажи билетов, продаются и права теле и радиовещания, диски и т.д.                       

     С 1984 г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде  Маркиза Сапукаи, длина которой 700 метров, а ширина 13 метров. Трибуны  «Самбадрома» вмещают свыше 70 тысяч  человек, причем 40 тысяч мест снабжены столиками и барами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.3. Современное состояние  праздника 

Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный  ренессанс: карнавалы появляются даже в таких "некарнавальных" странах, как например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются  по двум исторически сложившимся  направлениям - европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских  под влиянием негро-африканской  культуры).

     Карнавал - это самый большой, красочный, эмоциональный, яркий, народный праздник Бразилии, хотя в настоящее время, в некоторых  районах страны, ему и пришлось потесниться перед другими праздниками. Карнавал в Рио-де-Жанейро - наиболее яркое выражение бразильского карнавала, он известен во всем мире и привлекает туристов всех национальностей.

     Карнавал  в Рио-де-Жанейро - это парад самбы  и театрализованное шоу, проводимое на Самбадроме в центре города для  огромного количества зрителей, где  за звание победителя борются 14 известнейших школ. Каждая школа демонстрирует  свое умение в течение 80 минут под  оглушительный стук барабанов и  пение собственного гимна, раскрывая  содержание своего представления с  помощью костюмов и танца. Компетентные судьи оценивают представление  каждой школы.

     Карнавальное  шествие самых титулованных школ самбы каждый год посвящено какой-то определенной теме. В соответствии с ней в течение всего года школа шьет костюмы, готовит декорации, украшает платформы, ставит хореографию, пишет свою самбу, и все это  делается только для того, чтобы  лучше всех пройти 700 метров по «Самбадрому». В выступлении каждой школы участвуют  обычно от трех до пяти тысяч человек, в том числе и знаменитые артисты и спортсмены, которые знают, что это обязательно добавит им популярности.

     Подвижный праздник, проводится за 40 дней до страстной  недели, считая от вербного воскресенья. Официально празднуется пять дней - карнавал начинается в предшествующую Великому Посту субботу и продолжается до Quarta-feira de cinzas - «Пепельной среды». Но в действительности фиксированной  продолжительности нет. Карнавал - одно из главнейших проявлений народной культуры Бразилии - это смесь праздника, зрелищ, искусства и фольклора.

     Тем не менее, многие начинают праздновать  карнавал уже в пятницу и продолжают веселиться до конца "пепельной среды". 

       Карнавал в Бразилии - праздник  для всех ее жителей. Даже  многие местные знаменитости  активно участвуют в его организации  и проведении, не стесняясь демонстрировать  свое полуобнаженное тело.

     По  окончании новогодних праздников, многие с нетерпением ждут карнавала. После  праздничных новогодних расходов, начинается накопление денег на карнавал; на потом  откладываются все крупные дела

     К этому празднику здесь начинают готовить с детства. А в магазинах  можно приобрести карнавальную одежду для детей, начиная с годовалого возраста.

             Карнавал в Венеции в наши дни празднуется около двух недель. На городских площадях проводятся "исторические" концерты, устраиваются фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и маски. Музыка и вино льются рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики.

     И все же сейчас Венецианский карнавал - явление больше "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни народа. Он вырождается в театрализованные демонстрации, на которых все больше фотоаппаратов и все меньше масок. Ведь современные туристы, попадающие на карнавал, в своем большинстве предпочитают оставаться сторонними наблюдателями.

           А разделение на исполнителей и зрителей есть нарушение главного карнавального закона - всенародности. Это разрушает гармонию, необходимую для естественной жизни масок. По этому поводу М.М. Бахтин пишет: "Особое карнавальное мироощущение с его всенародностью, вольностью, утопичностью, устремленностью в будущее начинает превращаться просто в праздничное настроение" . Постепенно исчезает и дух масок. Значительным тормозом в возрождении традиций народного карнавала является желание городских властей взять его проведение под свой строгий контроль. Возможно, что вполне предаться веселию мешает и беспокойство о будущем Венеции. Как известно, ее здания, построенные на сваях, постепенно и неумолимо погружаются в море.

Французский карнавал проходит в феврале-марте, его гостями  становится более миллиона туристов. Фестиваль начинается с торжественного Появления Короля и выбора Королевы - эти мероприятия традиционно  открывают карнавал. Это настоящее  средневековое представление с  костюмами, доспехами, всадниками на лошадях, волками и хищными птицами. Особая церемония праздника - Цветочные  Баталии, которые можно наблюдать  почти каждый карнавальный день на Английской набережной.  

Не менее впечатляющими  являются также иллюминированные карнавальные шествия. Каждый вечер 150 000 ламп освещают центр города и площадь Массена. На площади воздвигают множество  трибун, а дома закрывают гигантскими  расписными панно. В определенное время  со стороны улицы начинается шествие  красочных кортежей с "огромными  головами" - так называют традиционные карнавальные фигуры, которые торжественно "восседают" на кортежах. Возглавляет  шествие всегда огромная фигура короля карнавала, а каждый кортеж тем или  иным способом обыгрывает тему праздника. 

     Карнавальный  туризм стал феноменом ХХI века. Из занятия, доступного в начале века узкому классу лиц, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристических дестинаций и улучшенными материальными возможностями путешественников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.4.  Перспектива развития праздника в современных  условиях 

  В современных условиях карнавальный праздник завоевывает все больше и больше территорий. Карнавалы проходят во многих «не карнавальных странах», к примеру, в России. Многие русский города устраивали карнавалы, и эта праздничная форма пользуется большой популярностью. В зависимости от того , в какой стране проходит карнавал.

Прежде всего, следует  отметить, что Москва, Санкт-Петербург, Псков, Саратов, Пермь, Сочи, Ярославль  и некоторые другие города представляют российскую секцию в Ассоциации европейских  карнавальных городов (FECC). Одной из основополагающих целей деятельности FECC являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части  культурного наследия человечества, содействие развитию карнавального  движения в странах Восточной  Европы. Таким образом, организаторы карнавалов, входящих в ассоциацию, получают возможность обмениваться опытом, интересными идеями, посещать карнавалы России и мира, привлекать туристов к своим мероприятиям.

                В настоящее время парад самбы в Бразилии очень ценится и пользуется большим спросом, кроме продажи билетов, продаются и права теле и радиовещания, диски и т.д. Четырнадцать танцевальных школ "высшей лиги" выступают две ночи. Притом их шоу должно покорить не только сердца зрителей, но и судейскую коллегию, которая должна объявить чемпионов и проигравших этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за «прорехи» в рядах танцоров, недостаточную экспрессию в танце или слабоватый отклик зрителей. Но «отдельная песня» бразильского карнавала – это, разумеется, одежда танцовщиков, хотя в некоторых случаях целесообразнее говорить об ее отсутствии. Обнажаться – это второй негласный закон карнавала в Рио-де-Жанейро. Однако полная нагота правилами запрещена, поэтому зрителям предлагаются бесконечные варианты пикантных костюмов, сводящих с ума не только неискушенных туристов туманной Европы, но и привыкших уже ко всему местных зрителей.

                Ясно, что столь волнующий спектакль  не может быть бесплатным, поэтому  туристу, который хочет испытать  свою выносливость концентрированной  страстью, стоит приготовиться к  тратам. Места для созерцания  на «Самбадроме» обычно стоят  от 250$, кресла за столиком - от 450 долларов  и выше, размещение в VIP-ложах  «Самбадрома» - от тысячи долларов. Гостиницы Рио-де-Жанейро обычно  не особенно дороги, но вот  в дни карнавала они всегда  переполнены, и цены по сравнению  с любым другим временем года  взлетают вдвое. С экономической  точки зрения карнавал выгоден  стране – поэтому в развитие  праздника делаются серьезные  вложения. 

                Впрочем, приобщиться к духу  бразильского карнавала можно  и не в "сезон", посетив  субботним вечером за десять  реалов репетицию одной из  школ самбы. Ведь самое главное  – ощутить, что ваше сердце  бьется в резонанс с ритмом  этого страстного танца, так  же, как у любого истинного  кариоки.  Карнавал давно превратился  в большую статью дохода, привлекая  туристов со всего мира. 
 
 
 

Глава 2. Теоретические основы праздника

        2.1. Формы и содержание праздника

            Карнавал может иметь сюжет, как, например, театр-шествие, когда каждая часть шествия является продолжением какого-либо сюжета. В сюжетном карнавале в разных частях шествия развиваются разные сюжеты, либо просто формируются какие-либо образы. Последнее присутствует на бразильских карнавалах, когда каждая из «школ самбы» формирует свою идею и показывает её не в форме сюжета, а в форме системы образов (танцы, декорации, костюмы, оформление передвижных площадок).

В то же время  карнавал может и не иметь сюжета, а представлять собой некий процесс. Здесь можно вспомнить о колядках, которые представляют собой воспроизведение  народного праздничного обряда.

При всём при этом идея присутствует как в сюжетных, так и в бессюжетных формах карнавалов.

По форме карнавалы  можно классифицировать также и, как имеющие форму шествия, и  как не имеющие форму шествия  и в виде смешанных типов.

Всякий карнавал должен иметь цель, которая бы стимулировала  людей к участию в нём и  стала впоследствии точкой (результатом, финалом, развязкой) всего мероприятия. Впрочем, это касается всех типов  карнавалов. Цели при этом могут  быть разные:

    • Карнавал-конкурс. Например, в Бразилии это соревнование между различными танцевальными школами, и в итоге - «венок победителя».

    • Карнавал-фестиваль. Показательные  выступления на бесконкурсной основе.

    • Карнавал-настроение. Эмоциональный  подъём какой-либо группы людей выраженный в карнавальных формах.

Действие на карнавале  развёртывается как параллельно, так  и последовательно. Это могут  быть концерты и представления, шуточные спортивные состязания, театрализованные игровые программы и творческие конкурсы.

Карнавал – пожалуй, единственная форма праздника, где  в полной мере имеет место быть массовое, народное сотворчество каждого участника.

Информация о работе Историко-культурные основы карнавального праздника