Финансирование историко-культурных центров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим, что же такое историко-культурные центры, их роль в развитии туризма, обратимся к успешным примерам механизмов финансирования формируемых историко-культурных центров за рубежом, а также посмотрим какие пути финансирования уже используются или планируются в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие историко-культурного туризма 5
2. Механизмы финансирования формируемых историко-культурных центров на примере зарубежных стран 10
3. Финансирование историко-культурных центров в России 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 177.01 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие историко-культурного  туризма 5

2. Механизмы финансирования  формируемых историко-культурных  центров на примере  зарубежных стран 10

3. Финансирование историко-культурных  центров в России 29

Заключение 34

Список  литературы 36 

 

Введение

     Россия  с ее уникальным ресурсным наследием имеет огромный потенциал для развития въездного и внутреннего туризма. Однако сегодня ее доля в мировом туристском обороте составляет немногим более одного процента.

     На  мировом туристском рынке России непросто завоевать себе позиции в качестве конкурента развитых в туристском отношении стран, в особенности «пляжных». Классические направления (солнце, море и песок) с избытком предлагаются во всем мире и находятся под жестким прессом конкуренции. С другой стороны мировая практика показывает, что классический туризм уступает место познавательному, в том числе, историко-культурному туризму, под которым имеется в виду индивидуальные и семейные путешествия туристов с целью наиболее интеллектуально, с учетом развития собственного человеческого потенциала, использование своего свободного времени.

     Большое число регионов России могут рассматриваться  в качестве одного из центров развития историко-культурного туризма в России. Каждый из таких регионов, будь на то средства и возможности, мог бы привлекать туристов своей многовековой природно-географической, культурно-исторической, политической и хозяйственно-экономической общностью.

     Однако  развитие историко-культурного туризма  в потенциальных культурных центрах  затруднено рядом причин: неустойчивостью  и неготовностью правового и экономического пространства к деловому взаимодействию, слабой инфраструктурой туризма; отсутствием надлежащей культуры туристского обслуживания и полным отсутствием финансовой поддержки. Одной из причин медленного становления туристского комплекса региона является недоиспользование огромного потенциала историко-культурного туризма, отсутствие организационно-экономической стратегии его развития, что отражается в слабом имидже регионов как туристских центров, в ограниченности туристского предложения, нехватке объектов показа.

     Так как же быть? С чего начать развитие историко-культурных центров в России? Конечно, очень важным аспектом создания таких центров для привлечения туристов является финансирование. Здесь в нашей стране возникает ряд проблем, а иногда мы просто не знаем какими путями нам пойти.

     Если  же обратиться к историко-культурным центрам за рубежом, мы видим насколько  они ушли вперед. Они смогли не только найти те достопримечательности, имеющее историческую и культурную ценность (этого и в России хватает), но и сделать их историко-культурными центрами, привлекающими людей со всего мира, центрами экскурсионного туризма, не только с интересными памятниками, но и с хорошо развитой инфраструктурой. рекламой, сервисом и т.д. Сразу возникают новые вопросы. Почему, например, зарубежные страны так успешно создают историко-культурные центры, какие пути финансовой поддержки нашли они? На наш взгляд, использование зарубежного опыта финансирования в России – отличный вариант создания историко-культурных центров.

     В своей работе мы рассмотрим, что же такое историко-культурные центры, их роль в развитии туризма, обратимся к успешным примерам механизмов финансирования формируемых историко-культурных центров за рубежом, а также посмотрим какие пути финансирования уже используются или планируются в России.

 

1. Понятие историко-культурного  туризма

     Для классификации рекреационной деятельности (в данной работе понятия «рекреационная деятельность» и «туристическая деятельность» мы будем понимать как синонимы) существуют разные подходы. Например, по цели или главным мотивациям путешествия Русский учёный В.А.Квартальнов считает, что мотивы в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов, и по цели путешествия предлагает следующие виды: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Он считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.

     Мы  считаем, что рекреационная деятельность должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами потребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. В нашей работе мы рассмотрели историко-культурный фактор, который является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.

     Мы  считаем, что историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общему значению, историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия.

     Историко-культурный туризм существует вместе с другими  факторами, которые играет очень  важную роль в развитии индустрии  туризма. Например, в Италии, в 1991 г. 36% всех туристических посещений в Средиземноморский бассейн приходилось на него. Основные туристические ресурсы Италии – горы, озера и культурные и исторические ценности, в первую очередь, привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают её культурно-исторические ценности, 43% – климат , 27% – природу и около 30% – комбинацию всех предыдущих.

     Для того, чтобы развитие российского  туризма набирало обороты, используя весь свой богатый историко-культурный потенциал, необходимо, в первую очередь, заняться развитием культурных центров. Необходимо мотивировать иностранных гостей, то есть нужно формировать туристическую аттрактивность. Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты (табл.1):

Вид Содержение Тип мотивов *
1. Туризм  искусств и литературы известные деятели  литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д. МЭ 
МД
2.Исторический  туризм памятники человеческой цивилизации и социально-экономической  культуры; древние города, развалины  древних городов; памятники военной культуры (крепости, обородные стены и валы, места битв и сражений и т.п.) МД
3.Туризм  архитектурной культуры архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые  сооружения и храмы; малые архитектурные  формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни  и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростации); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура МД
4.Туризм  тематических парков культуры искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) МД 
МЭ 
МТ
5. Туризм  городской среды и культуры городская среда  и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация  и застройка городов МН 
МД
6. Музейный  туризм музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и  презентации МД

     Таблица 1. Содержение историко-культурного туризма

     *  По теории уровней потребностей человека (пирамида Маслоу), мы предлагаем следующие типы мотивов туристов:

  • мотив настроения (МН) – тоска по родным местам, знакомство с людьми, вера;
  • мотив тела (МТ) – лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность;
  • мотив души (МД) – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования;
  • мотив экономики (МЭ) – покупательная цель, торговая цель, деловая цель.

     Из  таблицы очевидно, что, так называемый, мотив души является неотъемлемым мотивом каждого вида историко-культурного туризма. Рассмотрим теперь каждый вид в отдельности.

     Туризм  по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в страну. К примеру, древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, храм Кун и мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO).

     Исторический  туризм Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

     Туризм  архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пиняо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.

     Туризм  тематических парков культуры. Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Волт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.

     Туризм  городской среды и культуры. Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

     Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.

     Представленные  шесть видов историко-культурного  туризма формируют ядро культуры туристических центров. Следовательно, необходимо поддерживать, а в первую очередь, финансировать развитие культурных центров, тогда же будет увеличиваться число въезжающих туристов по стране в целом и ее регионах, а, значит, будет активно развиваться и вся индустрия российского туризма.

 

2. Механизмы финансирования формируемых историко-культурных центров на примере зарубежных стран

     Рассмотрим, какие методы и механизмы финансирования историко-культурных центров используются сегодня за рубежом.

     От  старейшего метода государственной  поддержки культуры — полного прямого финансирования — в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

     Самой распространенной формой прямой государственной  поддержки являются гранты, которые  выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются от страны к стране. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант, размер которого определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры; грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг; или же на так называемый базисный или, как его ещё называют, формульный грант. Последний должен покрыть определенную долю, как правило это 55% от нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций, таких как театры, оркестры, региональные музеи и библиотеки. Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном регионе. Особое значение в Швеции придается индивидуальным грантам, призванным обеспечивать «экономическую безопасность» духовного творчества.

Информация о работе Финансирование историко-культурных центров в России