Финансирование историко-культурных центров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим, что же такое историко-культурные центры, их роль в развитии туризма, обратимся к успешным примерам механизмов финансирования формируемых историко-культурных центров за рубежом, а также посмотрим какие пути финансирования уже используются или планируются в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие историко-культурного туризма 5
2. Механизмы финансирования формируемых историко-культурных центров на примере зарубежных стран 10
3. Финансирование историко-культурных центров в России 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 177.01 Кб (Скачать)

     Во  многих странах правительство предоставляет  гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали  применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 тыс. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.

     Государственное финансирование культуры через систему  субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

     Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная «бюджетная линия» для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.  Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

     Государственная поддержка культуры на основе совместного  финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ, например, регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров, а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры — это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.

     Итак, что касается финансирования из публичного сектора: исследования показывают, что Эстония – лидирующая страна по части финансирования культуры и опережает все остальные европейские страны.

     

     Финансирование  сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных  спонсоров становится в Европе все  более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Австрии в 1987 г. принят закон о спонсорстве. Принятие данного закона позволяет сделать вывод о том, что государство ставит перед собой задачу расширить каналы финансирования культуры и привлечь для ее дальнейшего развития негосударственные средства. Специфика упомянутого закона такова, что в нем спонсорство трактуется как издержки компании, и не подлежит налогообложению. Но издержки в данном законе понимаются особым образом. Для того, чтобы они подпали под данный закон, они должны быть весьма солидными, и компания-филантроп должна точно соблюсти существующие требования, когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций могут осуществлять только правительственные органы или частные лица, пользующиеся доверием государства.

     В Великобритании, согласно Справка № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств  в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при  минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация  составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система  встречного финансирования, введенная  в 1987 году во Франции, предусматривает  гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия, проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

     Однако  же, говоря о Франции и культурном наследии, обратимся к исследованиям, проведённым в 2007 году. Согласно Prian, 41% исторических памятников Франции нуждается в реконструкции, при этом 2844 монумента находятся на грани разрушения.

     Несмотря  на столь серьезные цифры, французские  власти урезали сумму, выделяемую на сохранение исторических памятников, на 20%, то есть до 300 миллионов евро в год. Между тем на этой неделе министр культуры Франции Кристина Албанель объявила, что рассчитывает на получение дополнительных средств уже в следующем году.

     По  оценкам министерства культуры, для  сохранения памятников стране потребуется 11 миллиардов евро - в три раза больше, чем выделенный правительством бюджет.

     Лишь  часть средств, направляемых на поддержку  культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции — культурную деятельность в местах заключения, министерство образования — преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио и видеопродукции.

     Интересно,  что Европейская комиссия подготовила проект по финансированию искусства в странах-членах ЕС на 2014-2020 годы, который предполагает выделение 1,8 миллиарда евро на поддержку театра, изобразительного искусства, архитектуры и литературы. Как пишет издание The Art Newspaper, эта программа, если ее утвердят в конце года, станет крупнейшей по финансированию культуры в истории ЕС.

     Проект  под названием "Творческая Европа" предполагает выделение на изобразительное  и исполнительские виды искусства  около 500 миллионов долларов. Планируется, что финансовую помощь получат около 300 тысяч художников, передает Lenta.ru

     С 2014 года также вырастет бюджет, выделенный на киноиндустрию - за семь лет на кино потратят около 910 миллионов евро. Помимо этой программы больше средств получит и проект "Культурные столицы Европы" - около 490 миллионов.

     Поскольку одной из задач "Творческой Европы" является поддержка длительных проектов, рассчитанных на несколько лет, небольшим  организациям в сфере культуры повысят планку кредитования до 1 миллиарда евро. 
При этом издание приводит мнение некоторых экспертов в области культуры, которые сомневаются в продуктивности такого шага по стимулированию экономики ЕС, сделавшего ставку на культуру и искусство. Так, например, британский художник Декстер Дэлвуд задается вопросом, кто в итоге получит эти деньги и найдут ли они нужного адресата. Между тем программа "Творческая Европа" продолжает политику Евросоюза, рассматривающего "культурный сектор" как экономически важный.

     Во  многих странах, наряду с бюджетным, получило распространение государственное  финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается  «особыми потребностями» отраслей культуры и «национальными интересами». Традиционным источником средств для таких фондов, например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.

     Что касается специфических налоговых  и другие источников финансирования, особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется «культуршиллинг» и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% — на культуру.

     Во  Франции и в странах Северной Европы существует такой специфический налог, как отчисление 1% от стоимости строительства государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги — там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

     В последние десятилетия в результате интенсивного развития новых средств  связи, широкого распространения различной  копировальной и множительной электронной техники, а также бытовой аудио- и видеозаписывающей аппаратуры возникла необходимость компенсировать потери в доходах авторов, исполнителей и производителей из-за неконтролируемого массового воспроизведения и тиражирования продуктов художественного творчества. Эта проблема была, в основном, решена путем расширения авторских и смежных прав и введения специальных налогов на копирование и копировальную технику, сбор от которых в той или иной форме стал использоваться для возмещения названных потерь.

     Первоначально налогом облагалось копирование  книг и другой печатной продукции, взятой в общественных библиотеках, а поступления от него направлялись на развитие библиотечного дела. Особое распространение налог на копирование получил с началом массового производства аудио- и видеотехники. Тогда был установлен налог на продажи чистых аудио- и видеокассет, и первой среди европейских стран в начале 80-х годов его ввела Австрия. Исключительное право на сбор и распределение дохода от этого налога получило общество (некоммерческая организация) «Austro-Mechana», членами которого являются федерации творческих работников, исполнителей и производителей, а также организации эфирного вещания. Налоговый доход распределяется между членами общества пропорционально установленным долям и расходуется ими самостоятельно на нужды организаций и выплату индивидуальных грантов.

     В отличие от Австрии, в Финляндии  правительство вправе вмешиваться в распределение средств, поступивших от сбора этого налога, устанавливать доли коллективного и индивидуального использования, а также размеры доходов, получаемых организациями — собственниками авторских и смежных прав; оно может централизовать часть доходов. В Норвегии и Швеции налог на чистые аудио- и видеокассеты рассматривается как один из источников пополнения центрального бюджета, но при этом для компенсации потерь в доходах собственников авторских прав от некоммерческого копирования художественных произведений предусмотрены бюджетные ассигнования. Различия в методах обложения, а также сбора и распределения поступлений от налога на копирование вызвано неоднозначностью его толкования. В одних странах поступления от него рассматриваются как индивидуальные доходы авторов, исполнителей и производителей, в других — как коллективный доход собственников авторских и смежных прав или даже как доходный источник центрального бюджета.

     В странах Европы сфера культуры и  искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых «доноров» культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансирование историко-культурных центров в России