История костюма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 08:05, реферат

Описание работы

История моды неразрывно связана с историей развития самого костюма,


однако между ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды


как социального явления искусствоведы датируют только эпохой позднего


средневековья, а точнее, концом XIV — началом XV столетия. Именно в это


время процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды:


костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или


региональным, как это было раньше; сравнительно часто сменяются его формы;


в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень


быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж


подражания.

Работа содержит 1 файл

история костюма .doc

— 181.50 Кб (Скачать)

как дополнение к снова высоко поднявшейся  надо  лбом  прическе,  сюртук  с 

обильной  вышивкой, штаны до колен, шелковые чулки и башмаки с пряжками,  но 

наряду  с этим мужчины отдавали дань и  буржуазному направлению моды -  вошли 

в употребление более короткие  жилеты,  срезанные  по  линии  бедер,  более 

простые полосатые шерстяные чулки, сюртук - чаще всего из полосатого сукна. 

Он претерпел  наибольшие изменения: стал плотнее  облегать тело, уподобившись 

одежде  военных, утратил подложку на боках  и спине и  был  дополнен  высоким 

отложным  воротником, который, подобно косынке  у  женщин,  плотно  охватывал 

шею до самых ушей. Вместо прежней треугольной шляпы стали носить  более 

удобную «двууголку». 
 
 

                      АНГЛИЯ И ГЕРМАНИЯ 1770 — 1800 гг. 

    В Англии и Германии налагала  свой отпечаток на моду  практичная  одежда 

поместных дворян — сюртук для  верховой  езды  (редингот)  с  прямоугольным 

вырезом и широкими обшлагами, удобные  замшевые  штаны,  высокие  сапоги  с 

желтыми отворотами; к этому добавлялось  влияние военной униформы  и,  не  в 

последнюю  очередь,  наряда  приезжавших  из  Северной  Америки  пуритан  и 

квакеров:  их  свободно  падающие  волосы  и  широкополые  шляпы  не  могли 

оставаться  незамеченными. Английские  дамы  тоже  старались  придать  своей 

одежде  практичный вид, и только придворные круги, как, например, в  Вене  и 

Петербурге,  еще  в  течение  нескольких  лет  после  Великой   Французской 

революции сохраняли верность большим  кринолинам,  зашнурованным  корсажам, 

высоким прическам и туфлям на высоких  каблуках. 

    Таким  образом,  впервые   в  истории   костюма   английское   островное 

государство начало оказывать стойкое влияние  на моду  на  материке,  и  это 

влияние  постепенно   становится   политическим   символом   свободомыслия. 

Оповещение  о  всех  новшествах  в  области  моды  и   их   распространение 

значительно ускорилось благодаря изданиям совершенно нового рода, которые в 

это время (с 1776 г.) переживали период становления. Это были журналы  мод, 

которые начали выходить в Париже, на первых порах в виде отдельных  больших 

гравюр, раскрашенных от руки, с описанием каждой детали наиновейшей моды, в 

особенности причесок, а  немного  позже  —  ежемесячными  выпусками.  Кроме 

первого французского издания, которое выходило в Париже в 1776 -  1786  гг. 

под названием  «Галерея мод», следует назвать  немецкий  «Журнал  роскоши  и 

мод», издававшийся в Веймаре с 1786 г., а  также  «Галерею  моды»,  которую 

выпускал  в Лондоне  Эккерман и  для  которой  одаренный  немецкий  художник 

Николаус  Гейделофф выполнял тончайшие цветные  гравюры в технике  акватинты. 

Эти гравюры  сыграли  заметную  роль  в  распространении  английского  стиля 

одежды. 
 
 

                    ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 — 1794 гг. 

    Во второй половине XVIII в.  в   европейской  культуре  возникает   новое 

течение —  классицизм,  связанное  с  возрождением  интереса  к  прекрасным 

образцам  античного мира. В это время  начались раскопки в древних городах  — 

Помпеях и Геркулануме. Классицизм оказывает  особое влияние на  общественную 

жизнь и  моды всей Европы. С другой стороны, на европейские  моды  оказывают 

огромное  влияние  события  Великой  французской   революции   (1789—1794), 

уничтожившей  многие привилегии и обычаи.  Все  это  заставило  имущие  слои 

одеваться проще. Первое, что было отвергнуто, —  пудреные  парики,  которые 

остались  только  для  армии.  Всеобщим  увлечением  можно  также   назвать 

подражание  военному костюму, с ярко  выраженным  национальным  трехцветием. 

Стихийно  возникает костюм  революционера-патриота,  состоящий  из  короткой 

куртки  — карманьолы,  длинных  панталон,  красного  фригийского колпака с 

национальной  кокардой, рубашки без  жабо,  свободно  повязанного  галстука- 

шарфа.  Многие  мужчины  изобретают  для  себя  одежду,  используют  в  ней 

некоторые элементы античного костюма, однако  попытки  воскресить  античную 

моду в  мужском  костюме  провалились.  Зато  женская  мода  приняла  культ 

античности  почти безоговорочно. 

    Подобно тому как  революции   в  политике,  мировоззрении   и  литературе 

подготавливаются  длительное время, прежде чем  совершается государственный 

переворот, попытки в принципе реформировать  одежду предпринимались  задолго 

до 1789 г. Призыв Руссо «назад к природе» пробудил не только  стремление  к 

освобождению  от  невыносимого  социального  и  экономического  гнета  и  к 

пересмотру  устаревших представлений в области  общественной  морали,  но  и 

возмущение  условностями обременительной, неудобной  моды. Мы уже видели, как 

английское  поместное дворянство создало целесообразный «буржуазный» костюм, 

который зарекомендовал себя наилучшим образом  благодаря  простоте  покроя, 

удобству,  удачному  выбору  материалов.  Все  эти   внешние   воздействия, 

естественно,  стимулировали  плодотворное  развитие  моды  в  целом.  Слова 

«английская мода» после 1780 г. стали едва ли не лозунгом. Наиболее ощутимо 

это проявилось в Германии, где подобная одежда  —  так  называемый  «костюм 

Вертера»  — благодаря Гете («Вертер» был  издан в 1774 г.) вошла не только  в 

литературу, но и в  повседневную  жизнь.  Этот  костюм  состоял  из  синего 

суконного фрака (само это название  появилось  тогда  впервые),  прообразом 

которого  послужил старый  iustaucorps,  но  уже  без  вышивок,  позументов, 

обшлагов  и карманов, короткого желтого  жилета,  кожаных  штанов,  сапог  с 

отворотами  и круглой шляпы. Позже из  армейской  униформы  на  смену  фраку 

пришел  и стал главенствующим в новой  моде видоизмененный сюртук. Франция  не 

сумела  создать за столь короткое время  собственный  вариант  и  для  начала 

удовольствовалась отдельными  составными  частями  английского  костюма.  В 

первую  очередь это был длинный  редингот  —  несколько  неуклюжая  открытая 

верхняя одежда для непогоды и верховой езды (riding-coat — англ. пальто для 

верховой  езды). К нему надевали фетровую или  меховую цилиндрическую шляпу с 

широкими  полями, украшенную розеткой из синих  и  красных  лент,  и  высокие 

сапоги  с отворотами, как в «костюме Вертера».  В  женской  моде  отдавалось 

предпочтение  мужскому покрою одежды, что особенно наглядно  демонстрировали 

женский длиннополый фрак для верховой езды с латунными  пуговицами,  жилет, 

украшенный  брелоками, и круглая шляпа. 

    С наступлением великой революции,  казалось, должен  начаться  и   триумф 

новой буржуазно-либеральной  одежды:  новая  партия  третьего  сословия,  в 

отличие от дворян и духовенства,  явилась  в  Версальский  зал  собраний  в 

черных  фраках и круглых шляпах, но, однако, еще в башмаках, чулках,  штанах 

до колен (culottes) и с напудренными волосами.  Правда,  вскоре  все  более 

решительно  выступает на  первый  план  то,  что  раньше  расценивалось  как 

пренебрежение к требованиям приличий. Кринолин исчезает окончательно; пудра 

отвергается,  поскольку  она  изготавливается  на  основе  пшеничной  муки, 

«предназначенной  для пропитания народа».  Республиканцы  носят  собственные 

волосы, не изменяя их цвета; исчезают парики, косы, банты и, как следствие, 

остаются  без  средств  к  существованию  доселе  уважаемые  парикмахеры  и 

шляпницы. Но ко всему этому добавляются  и дикие, неряшливые,  непричесанные 

фигуры  из парижских предместий,  которые  появляются  даже  в  Национальном 

собрании. На своих неухоженных длинных  волосах они носят как символ свободы 

красные фригийские  колпаки  (в  прошлом  —  отличительный  знак  рабов  на 

галерах); они одеты в долгополые  сюртуки  и  длинные  штаны  —  панталоны, 

которые прежде  назывались  matelots  и  были  заимствованы  из  матросской 

одежды. Их цвета — синий, белый и  красный  —  можно  увидеть  на  кокарде, 

украшающей  колпак или шляпу, а также на  обшлагах.  Те  же  цвета  носят  и 

женщины. Этот типичный костюм вскоре заполонил  улицы и даже частично  вошел 

в моду в  буржуазных кругах, как  ни  сопротивлялось  Национальное  собрание 

распространению этой нерегламентированной одежды  санкюлотов  (т.е.  людей, 

носящих штаны не до колен, а  гораздо  длиннее).  Так  мода,  описав  круг, 

возвратилась  к древнегерманским длинным и  широким штанам,  сохранявшимся  в 

продолжение всего  средневековья  в  костюме  моряков,  сплавщиков  леса  и 

рыбаков. Особенно заметное влияние оказал костюм санкюлотов  на  экипировку 

формирований  национальной  гвардий,  представлявшую   собой   произвольное 

смешение  элементов рабочей одежды и униформы.  В  приложении  3  приводятся 

рисунки периода французской революции  и директории, дающие представление об 

Информация о работе История костюма