История кружева

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:55, реферат

Описание работы

Самой большой известностью пользуются вологодские кружева, которые выполняет кружевное объединение «Снежинка» с центром в г.Вологде и несколькими надомными участками в близлежащих населенных пунктах. Начало промысла относится к 1820-м г.г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

Работа содержит 1 файл

Кружево.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Вологодское кружево

 

  Самой большой  известностью пользуются вологодские  кружева, которые выполняет кружевное  объединение «Снежинка» с центром  в г.Вологде и несколькими надомными  участками в близлежащих населенных  пунктах. Начало промысла относится  к 1820-м г.г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 г. – 40 000. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз. В те годы в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц; в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.  

   Фрагмент подзора свадебной простыни.Первая половина XIX века.

  Все это стало  почвой для развития искусства  вологодского промысла. До 40х г.г.  преобладало мерное кружево для  отделки белья, позднее основными  стали штучные изделия – дорожки,  салфетки, нарядные съемные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой; они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток.  

  Вологодские  кружева неоднократно получали  на выставках высшие награды:  золотую медаль на выставке  в Париже 1925 г., Гран-при в Париже  в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».  

(Перепечатка из  книги «Русские художественные  промыслы» \О.С.Попова, Н.И.Каплан, Москва, «Знание», 1984, с. 62-64). 

Елецкое кружево

 

  Объединение  «Елецкие кружева» Липецкой области  (б. Орловская губерния) – другой  крупный центр кружевного промысла. Для традиционного елецкого кружева  в прошлом характерна парная  техника плетения. Местные жители  овладели плетением кружев в  начале XIX в. на частной фабрике Протасовой.  

  С середины  века оно распространилось во  многих селах и деревнях и  особенно большой размах получило  в конце XIX в. Много выплетали  модных в то время черных  шелковых ковсынок. С 1921 г. существовало  товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц. Елецкий промысел во время Отечественной войны прекратился в связи с оккупацией и после победы пережил сложный период восстановления.  

  Елецкие кружева  более тонкие и легкие, чем  вологодские. Полотнянка елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.  

(Перепечатка из  книги «Русские художественные  промыслы» \О.С.Попова, Н.И.Каплан, Москва, «Знание», 1984, с. 66-68). 
 

Михайловское кружево

 

  Цветное михайловское  кружево рязанской области занимает  особое место среди остальных  промыслов не только потому, что  оно цветное, но и по рисункам. Здесь преобладает мерное кружево,  по этому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток и т. д. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора. Традиционны плотно плетеные элементы с народными названиями «бубенцы», «мысы», «городки». Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста, цветной редины и др. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде.  

  Цвет современного  Михайловского кружева строится  на контрастных сочетаниях красного  с белым, и дополняющими их  синим или зеленым, черным, желтым  и т. д. Характерно применение  крупномасштабных насновок в  образовании ведущих элементов  узора. В Михайловском кружеве появились изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Здесь создают не только мерные кружева, но и подарочные штучные изделия.  

(Перепечатка из  книги «Русские художественные  промыслы» \О.С.Попова, Н.И.Каплан, Москва, «Знание», 1984, с.68). 

Киришское кружево

 

  Киришское кружево  непосредственно продолжает традиции  крестьянского кружевного промысла (захожское или киришское кружево  Ленинградской области). Киришское  кружево мало известно. Оно скромнее  и не так разнообразно, как в других промыслах, но узоры его поэтичны, исполнены подлинного высокого мастерства. Промысел издавна был сосредоточен в деревнях местности, отдаленной от больших дорог, носящей название «Захожье». По-видимому, начинали здесь плести кружево в конце XVIII — начале XIX в. в подражание металлическому, но выполняли его из тонких льняных ниток. В захожских кружевах сохранились до наших дней старинный тип и местные мотивы узоров: пяти- и семилепестковые широкие округлые цветы под названием «медвежья лапа», круги, лопаточки и др. По технике исполнения захожское кружево прежде было численным, а позднее стало сцепным. Но мерное часто до недавнего времени плели без сколков, а поверху, то есть начинали по памяти и по воображению, а затем продолжали поверх уже сплетенной части узора, вкалывая в него булавки и обвивая их. Вилюшка захожских кружев редкая, а решетка фона большей частью имеет рисунок прямой или диагональной сеточки. Часто решетки почти не остается, так как легкий рисунок разреженной вилюшки с небольшими узорными просветами сцепок и звездочек из насновок формирует весь предмет: салфетку, накидку, покрывало и др. В прошлом преобладало мерное кружево, которым украшали свадебные полотенца, простыни, праздничные рубахи, оконные занавески и др. Но плели и шарфы, косынки из шелковых ниток, платья, блузки по заказам из Петербурга. В белое кружево иногда вводили цветные ити. Искусство это бережно сохраняется.

Информация о работе История кружева