История развития Интелектуального и поэтического кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Кинематограф - это синтетический по своей природе вид искусства, сочетающий в себе элементы литературы, театра, живописи, музыки, хореографии. Киноискусство дает возможность непосредственно отражать действительность в ее пространственно-временном единстве, изображает действительность подвижной, динамичной.

Работа содержит 1 файл

к.р. кино.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

           Автор выделяет четыре формы метафорического начала в киноискусстве: «параллелизм», «обобщенный» образ, «отраженный образ», «парциально-монтажный» образ.

    ______________________

¹ Синкретический - состоящий из разнородных и трудно расчленяемых элементов.

 

      «Параллелизм» в кино связан с особенностями киноязыка. Благодаря параллельному монтажу кинематограф получил возможность сопоставлять различные явления. Здесь могут возникать сравнения, антитезы, метафоры, ассоциативные параллели и пр.          

           «Обобщенный образ» - представляет собой непосредственно типическое. Индивидуальное здесь сходит на нет. Образ крайне лаконичен, второстепенные стороны и грани обойдены. В сравнении и метафоре выделение существенных сторон достигалось аналогией, которая сдвигала сходные черты явлений и этим выдвигала их на передний план. В «обобщенном» образе это достигается самой структурой кадра. Как правило, «обобщенный» образ нацелен на социальное обобщение. Очень часто этому образу сопутствует статичность, отсутствие внутреннего развития. В связи с этим он часто выступает как кульминация, высшая точка повествования. Однако заполнить собой всю ткань произведения он не может.

         Способ отраженного показа создает «отраженный образ», своеобразный «кинотроп». Строится он таким образом, как будто вразрез с наглядно-зрительной природой кино, действие, явление не 
показывается. Только благодаря косвенному отражению они 
воспроизводятся в воображении зрителя. Создается некий 
эмоционально цельный образ события. В «отраженном образе» 
кинематограф освобождается от не всегда важных подробностей, 
сосредотачиваясь на эмоциональном переживании явления. Здесь нет 
иносказания, но есть замещение. Вместо одного образа появляется 
другой.

           Четвертый вид характеризуется, прежде всего, огромной сжатостью, концентрированностью, эмоциональной заостренностью образного единства. Здесь на первый план выходит синтетическая функция монтажа, смыкающая из отдельных деталей единый образ. Глаз зрителя пробегает от одной частности к другой. В совокупности же они создают в воображении эмоционально единый и по-своему цельный образ. Секрет поэтичности здесь - в особой активизации работы зрительского воображения. Оно компенсирует дробность изображения. Так же как и в предыдущем типе, воображение получает импульс дорисовать отсутствующее в кадрах.

         Поэзия подразумевает определенную условность, а кинематограф зримо, из всех искусств наиболее реально, отражает окружающую действительность. В художественном кинематографе творец создает конструкцию, модель, пусть глубоко реалистического, но, все-таки, рожденного фантазией художника, мира. Он как бы отстраняется и с помощью этой модели пытается аналитически осмыслить реальную жизнь.               

          Поэтическая условность в данном случае может быть использована как одно из изобразительных средств, но, отнюдь, не как самоцель. Творец поэтического образа полностью погружается, растворяется в познаваемом им объекте. Ведомый сильным импульсом - поэтическим порывом, он проникает в самые глубинные слои нашего бытия, рождая произведения, которые для многих - откровения. В игровом кинематографе, где исследуется жизнь с помощью модели, опосредствованно, такой порыв невозможен, и только в документальном кино, где отсутствуют все пограничные зоны какой-либо заданной конструкции, а объектом исследования является непосредственно сама жизнь, вернее, те ее явления (для неигрового поэтического кино), когда уровень температуры жизненной энергии очень высок, возможно поэтическое осмысление жизни, возможно рождение кинопоэтического образа.

      Многие считают, что отнесение кинофильма к поэтическому кинематографу определяется либо лиричностью его киноязыка, либо романтичностью, либо символикой и метафоричностью насыщенных, колоритных, живописных  кадров, либо импрессионистическим движением кадров. Все это использует литература, все это попадает и в кинематограф, но  зримость, реальность отражения происходящего вскрывает условность некоторых символов и метафор, показывает несостоятельность их применения в кино. 

        Поэтический стиль в самом общем виде может определяться как совокупность произведений, порождающих эффект особого единого мира образов и героев. Этот эффект можно обнаружить в художественном пространстве как отдельно взятого произведения, так и целого ряда произведений. Естественно, что чрезвычайно важной для понимания понятия стиля оказывается личность автора, главное организующее начало художественного мира произведения. Но между тем авторское присутствие еще не до конца определяет сам поэтический феномен. Необходимо также учитывать существующую помимо воли автора «языковую картину мира»

            Статья Блеймана М. «Архаисты или новаторы?» посвящена вопросам эстетики нового направления в кинематографе - поэтического. В работе разбираются творческие позиции С.Параджанова «Тени забытых предков», «Цвет фаната», Т. Абуладзе «Мольба», Л.Осыки «Каменный крест», Ю.Ильенко и И.Драча «Вечер накануне Ивана Купала» и др.

         В качестве основных компонентов этой эстетики автор отмечает ориентацию на изобразительное искусство, драматургическое тяготение к эпическим формам: сказанию, притче, аллегории, пристрастие к 
этнографическому, экзотически-историческому материалу, к 
архаизированной, стилизованной форме. А также отсутствие 
композиционного единства, проповеднический характер произведений.

             Само название работы есть  перефразировка книги Ю.Тынянова «Архаисты и новаторы», в которой тот доказывал, что термины эти условны и что при известных исторических обстоятельствах архаическая поэтика оказывается источником новаторства. Так, современная поэзия как бы воскресила высокий стиль, например, державинской оды. В работе раскрываются жизнеспособные, только казавшиеся архаическими элементы поэтики.

 
 
 

                         

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Заключение

          Киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации, а возможности дальнейшего прогресса кинематографа неисчерпаемы.  По какому пути пойдет развитие кинематографа в ХХI веке? Будут ли востребованы идеи и традиции интеллектуального и поэтического кинематографа?

                          Сведение воедино ряда исследовательских интерпретаций концептов «авторское интеллектуальное кино», «европейское кино», «автор-ский дискурс» и так далее, позволяет нам увидеть, каким образом на интересующие нас вопросы отвечает киноведческая культура.

        Именно в последнее десятилетие ХХ века достигается определенное единство как в описании модели Арт-синема и ее тесного соотношения с моделью «большого европейского кино», так и в определении тех линий притяжения и отталкивания, которые создают необходимую культурную динамику вокруг этой модели. Современные исследователи делают выводы о существовании авторского европейского кино, бросая взгляд на весь двадцатый век, выделяя, наряду с этой, и ряд других моделей кинопроизводства—прежде всего, голливудскую модель и национальные кинематографии. При этом они аргументируют свои выводы комплексом текстуальных, технологических и в широком смысле социокультурных параметров, задающих модель определенного типа кино в своей совокупности. 

           Поэтический стиль в самом общем виде может определяться как совокупность произведений, порождающих эффект особого единого мира образов и героев. Этот эффект можно обнаружить в художественном пространстве как отдельно взятого произведения, так. и целого ряда произведений. Естественно, что чрезвычайно важной для понимания понятия стиля оказывается личность автора, главное организующее начало художественного мира произведения. Но между тем авторское присутствие еще не до конца определяет сам поэтический феномен. Необходимо также учитывать существующую помимо воли автора «языковую картину мира».

          Пространство, так же как и время, изображается опосредованно, преображенным сознанием героя, или увиденным непосредственно сквозь призму авторского «Я». А значит, предстает перед зрителем осмысленным, оцененным. Именно это позволяет зримый пейзаж представить как пейзаж души «лирического героя», или создать через условное пространство произведения общую тональность, атмосферу действия.

           Кроме особого качества пространства и времени в поэтическом произведении важнейшую роль играет способ их репрезентации, компоновки и пр. Поэтическое произведение, как правило, опирается на особую сюжетную последовательность событий, отличающуюся от традиционной повествовательной структуры

              В кинематографе немыслим поэтический 
образ, существующий сам по себе. Немыслим фильм, изложенный 
исключительно «поэтическим» языком. «Поэтическое» в кино 
переводит повествование в другой регистр, показывая его с другой 
точки, в сгущенной эмоциональной связи. Без повествования (прозы) 
поэтически-метафорический образ оторван от зрителя, фиктивен.

          Продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп призваны кинофестивали. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.

          На фильмы «авторского кино» ориентируется в основном Берлинский кинофестиваль (иногда ещё говорят Берлина́ле)

          Несомненно, что интеллектуальный и поэтический  кинематограф может рассчитывать на поддержку тех слоев зрителей, любителей кино, которые озабочены сохранением высокого уровня культуры, сохранением думающего зрителя, воспитанием эмоциональными средствами духовных качеств молодежи. 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

                 Использованные источники.

 
  1. Блейман М. Архаисты или новаторы? И.К. 1970, №7
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Л., 1934.
  3. Добин Е. Поэтика киноискусства, М. Искусство, 1961
  4. Ефимов Э.М. Замысел – фильм – зритель. М. Искусство, 1987
  5. Разлогов К. Конвейер грез и психологическая война. М. Изд. Политической литературы, 1986.
  6. Тарковский А. Запечатленное время. — В кн.: Андрей Тарковский. Архивы, документы, воспоминания Сост. П Д Волкова. М , 2002, стр 51
  7. Туровская М. Семь с половиной, или фильмы Андрея Тарковского. М. Искусство, 1991.
  8. Тынянов Ю.. Архаисты и новаторы. Л., «Прибой», 1929
  9. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино., М., Наука, 1977, с.ЗЗб
  10. Шкловский В. ст. Поэтика в сб. «Задачи и методы изучения искусств», «Academia», Л., 1923 с. 112
  11. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. Музыка. Театр. Кино. М., Аванта, 2001.
  12. Юренев Р. Чудесное окно. Краткая история мирового кино. М. Просвещение, 1983.
  13. www. kinomania. ru
  14. www. forum. chronarda.ru.
  15. www.fansfilm.ru
  16. История России, 1945-2008 гг., 11 класс, 2-е изд.-М.: Просвещение, 2008

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  I. История развития      интеллектуального кинематографа.                        

       1.1.Определение интеллектуального кинематографа

       1.2. Эйзенштейн и его теория «интеллектуального кино»

Информация о работе История развития Интелектуального и поэтического кино