Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы. Тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга – одна из уникальнейших, ведь проживая в одном из красивейших городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства.
Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 03
Глава I. Развитие архитектурно-декоративного облика Петербурга …… 05
1.1. Об истории города Санкт- Петербурга ……………………….. 05
1.2. Об архитектуре города Санкт- Петербурга …………………… 06
Глава II. Изображение мифологических животных в архитектурных
и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга …………………………. 10
2.1. Сфинксы в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 10
2.2. Грифоны в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 13
2.3. Драконы в архитектурных и скульптурных памятниках …….. 15
2.4. Атланты и кариатиды в памятниках …………………………... 17
2.5. Кентавры в архитектурных и скульптурных памятниках …… 21
2.6. Другие животные в памятниках ……………………………….. 22
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы ……………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

 

2.5. Кентавры в архитектурных  и скульптурных памятниках

 

Несколько слов о лесных демонах - кентаврах. Эти полулюди-полукони отличались в большинстве своем диким, необузданным нравом и пристрастием к вину. Не случайно вместе с сатирами и вакханками они часто сопровождали Диониса. Необычный облик кентавров связывают с легендой о людях древнего фессалийского племени, якобы никогда не слезавших с коней.

Ныне в Петербурге, к сожалению, нет скульптурных изображений кентавров. В первые годы существования Конногвардейского манежа их статуи стояли у входа в здание. Позже их заменили фигуры братьев Диоскуров. Изваяния кентавров сохранились только в ближайшем пригороде Петербурга Павловске - на мосту Кентавров и у входа во дворец на территории Собственного сада.

Однако в Петербурге есть здания, на которых можно увидеть рельефные изображения кентавров22.

Дом на Литейном проспекте,47: по обе стороны от центрального рельефа с головой горгоны Медузы - два кентавра. Один обнимает стоящую на коленях молодую женщину, второй скачет, унося на себе деву. Впрочем, возможно, неизвестный скульптор начала ХХ века изобразил здесь одного и того же кентавра ,как бы представив развитие сюжета.

Интересный горельеф с аналогичным сюжетом предстает на фасаде дома №9 по улице Рентгена. Молодой кентавр с луком в одной руке другой обнимает сидящую на нём девушку23.

Буйными и воинствующими предстают кентавры на рельефах дома №6 по улице Некрасова. Однако не все кентавры имели столь скандальную славу. Особое место среди них занимают Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. На горельефе дома №12 по 1-ой линии Васильевского острова старый кентавр , окруженный людьми, переносит на плече орудия труда. Это изображение напоминает о добродушном и трудолюбивом кентавре Хироне, наставнике Геракла и Диоскуров.

 

2.6. Другие животные в  памятниках

 

Памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке.

Самый маленький памятник в Петербурге, всего 11 см. в высоту был создан Р. Габриадзе в 1994 году, когда в Петербурге проходил фестиваль "Золотой Остап". Он обещает успех в делах, если попасть на его постамент монеткой .Лучше всего ударить точно по клювику бронзовой птицы. Бросать монеты можно с набережной, или с воды, проплывая мимо на речном трамвайчике. Иногда новобрачные спускают к Чижику на веревочке рюмку и произносят тост-желание24.

Заяц на свае около Иоановского моста.

Иоановский мост ведет на Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость. Заячьим остров называли финны, селившиеся на этих землях еще до основания Петербурга. Наличие монет на постаменте этого маленького памятника, говорит об уже сложившейся традиции. Пока можно лишь предположить, что монеты приносят удачу тем, кто их бросил и попал.

Бегемотиха Тоня во дворе филфака СПбГУ.

Табличка у памятника гласит: "По легенде девушка, которая мечтает найти жениха, должна подержаться за правое ухо бегомотихи, а молодой человек, если он хочет найти невесту - за левое" . К крошечному творению художника Василия Петровичева прилагается легенда. Она гласит, что в XVIII веке влюбленная пара была разлучена по воле родителей. С горя местная Джульетта бросилась в Неву, а ее верный Ромео – следом… Но, согласно этой истории, в Неве пару столетий назад водились бегемоты. В общем, девушка схватилась за правое ухо чудища речного, а юноша – за левое. Так и спаслись. А местную бегимотиху, покровительницу влюбленных, назвали Тоней.

Кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой

Скульптуры кота Елисея и кошки Василисы находятся на карнизах домов по обеим сторонам улицы Малой Садовой, напротив друг друга. Существует версия, что "Кот Елисей" и "Кошка Василиса" - это памятники ярославским кошкам, завезенным в Ленинград в годы блокады, для спасения города от заполонивших его крыс. Скульптура кота Елисея установлена в Татьянин день 25 января 2000 года, а его подруги - кошки Василисы - 1 апреля 2000 года.

По примете, они исполняют желания, если подкинутая монетка  останется на их постаменте! Ещё считается, что Елисей помогает студентам у которых много хвостов, лишь надо закинуть монетку25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем общий итог: в ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительного искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты.

По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застройка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характеризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зодчества на русской почве на протяжении 18-19 - х веков. На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсенал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совершенства до степени истинных произведений искусства.

Петербург "населяет" немалое количество львов, медведей, коней, быков, орлов, сов, змей и многих других представителей животного мира, а также мифических существ: сфинксов, грифонов, фантастических обитателей водного царства… Их скульптурные изображения, исполненные в камне и металле, украсили подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы и парки26.

Конечно, невозможно полностью рассмотреть все скульптуры интересующей нас темы, которыми располагает Санкт-Петербург поэтому здесь рассмотрены лишь наиболее интересные архитектурные объекты. Перечень зданий, оформленных с применением скульптур  либо лепных изображений атлантов и кариатид, включает около трех сотен адресов.

Это направление пластического убранства фасадов и интерьеров петербургских дворцов, особняков, домов заслуживает самостоятельного изучения искусствоведами и пристального внимания со стороны любителей архитектуры и скульптуры.

Однако, за исключением самых выдающихся произведений этого жанра, основная масса имеющихся в настоящее время аллегорических фигур и изображений оказались незаслуженно забыты и мало известны широкой публике.

   Многогранное творчество  зодчих и скульпторов рождало  образы разного характера: это  и фигуры несущие свой крест  спокойно и величаво, и скульптуры  легкие и изящные как бы не замечающие возложенной на них тяжести, и различные виды скульптурного рельефа стилизованных форм. Количественные показатели и образные решения этих скульптурных произведений самым тесным образом были связаны с исторически сложившимися архитектурными стилями27.

Декоративные скульптуры в образах атлантов и кариатид сначала появились именно в интерьерах. В период господства классицизма, с его тяготением к античному наследию, ордерным композициям, торжественной парадности, фасады петербургских зданий мало украшались атлантами и кариатидами. Но зато именно в этот стилевой период город получил такие значительные произведения, как теламоны Инженерного замка и «Нимфы» Адмиралтейства. В интерьерах же зданий темпы увеличения числа атлантов и кариатид не только сохранились, но и возросли.

    Но, всеобщее увлечение  скульптурами атлантов и кариатид  началось, когда на смену классицизму  пришла эклектика. В количественном  отношении именно в этот период  появилась основная часть петербургских  атлантов и кариатид, составивших уникальную общегородскую коллекцию этой тематики, не имеющую аналогов ни в одном городе России28.

В эпоху модерна, отличавшегося тяготением к романтической стилизации романтического убранства, в городской застройке продолжают появляться новые образы атлантов и кариатид, хотя и менее интенсивно. После 1917 года в петербургской архитектуре не появилось ни одной новой композиции с атлантами и кариатидами29.

Посетив Петербург невозможно остаться равнодушным к его паркам и дворцам, улицам и набережным, церквям и соборам. Санкт-Петербург, Северная Венеция, Северная Пальмира или просто Питер, множеством имен называют этот город.  А как назовете Вы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андросов С.О. Античные мифы в камне и бронзе. Справочник- путеводитель. СПб., 2003
  2. Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. СПб., 1994
  3. Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960
  4. Исоченко В.Г., Питанин В.Н. “Литейный проспект”, Л., 1989 г.
  5. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994
  6. Курбатов В. Петербург. СПб., 1993
  7. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987
  8. Матвеев П.Н. “Атланты и кариатиды Петербурга”, Санкт-Петербург, “Искусство-СПБ”, 2001;
  9. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1976
  10. Пукинский Б.К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. Л.,1974
  11. 8. Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. СПб., 2000
  12. 9. Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. СПб., 1996
  13. Тарасова Л. А. ,” К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа” Л.,  1983., стр. 171;

 

Internet-ресурсы

 

  1. Другой Петербург // [сетевой путеводитель-справочник]  – 2012. – 20 декабря. //– URL: http://drugoypiter.ru/gorod/egipetskiy (дата обращения: 20.12.12)
  2. Официальный сайт Общественной организации  “Санкт-Петербургский комитет восстановления памятников // – URL: www.spas-na-vodah.spb.ru (дата обращения: 20.12.12)
  3. Свободная Энциклопедия // – URL: ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.12)
  4. Музеи Санкт-Петербурга // – URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения: 20.12.12)
  5. Привет Питеръ! Приметы Санкт-Петербурга // [путеводитель-справочник] //– URL: http://www.hellopiter.ru  (дата обращения: 20.12.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

1. Снимок Сфинкса

 

2. Снимок Грифона

 

 

3. Снимок Дракона

 

 

4. Снимок Кентавра

 

5. Снимок Атланта

 

 

1 Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1976

2 Курбатов В. История городов. Петербург. СПб., 2005 г. – с 23

3 Другой Петербург // [сетевой путеводитель-справочник]  – 2012. – 20 декабря. //– URL: http://drugoypiter.ru/gorod/egipetskiy (дата обращения: 20.12.12)

4 Пукинский Б.К. «1000 вопросов и ответов о Ленинграде» // Изд-во: Л., 2004, с. 256

5 Тарасова Л. А. ,” К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа” Л.,  1983., стр. 171

6 Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994

7 Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1976

8 Привет Питеръ! Приметы Санкт-Петербурга // [путеводитель-справочник] //– URL: http://www.hellopiter.ru  (дата обращения: 20.12.12)

9 Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. СПб., 2000

10 Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960

11 Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. СПб., 1994

12 Официальный сайт Общественной организации  “Санкт-Петербургский комитет восстановления памятников // – URL: www.spas-na-vodah.spb.ru (дата обращения: 20.12.12)

13 Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960

14 Официальный сайт Общественной организации  “Санкт-Петербургский комитет восстановления памятников // – URL: www.spas-na-vodah.spb.ru (дата обращения: 20.12.12)

15 Свободная Энциклопедия // – URL: ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.12)

16 Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960

17 Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960

18 Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1976

19 Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1976

20 Музеи Санкт-Петербурга // – URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения: 20.12.12)

21 Тарасова Л. А. ,” К истории создания атлантов портика ” Л.,  1983., стр. 171

22 Горбачевич К. и Хабло Е. Почему так названы? Л., 1960

Музеи Санкт-Петербурга // – URL: http://www.museum.ru/ (дата обращения: 20.12.12)

24 Андросов С.О. Античные мифы в камне и бронзе. Справочник- путеводитель. СПб., 2003

25 Бунатян Г.Г. Петербург за три дня. СПб., 1994

26 Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994

27 Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. СПб., 2000

28 Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. СПб., 1996

29 Привет Питеръ! Приметы Санкт-Петербурга // [путеводитель-справочник] //– URL: http://www.hellopiter.ru  (дата обращения: 20.12.12)

 

 


 



Информация о работе Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга