Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Для живописи начиная с XVIIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Работа содержит 1 файл

СУРС №3.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

Монументальная  и станковая живопись 

В станковой и  монументальной живописи конца XVIII ст. столетия наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.

Для живописи начиная  с XVIIIв. характерно развитие церковных  монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое  единство росписей с архитектурой (церковь  Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены  и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой  элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно  богатые, живописные по своему характеру  резные иконостасы со скульптурными  изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного  музея в Минске работы резчика  Казимира Круповича).

Иконопись в это  время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно проявляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам. Фоны икон этого  периода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVIII века в Беларуси формируется  несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.

В станковой живописи XVIII века важное место занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил  сарматский (парадный) портрет. Крупные  магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею  родственников. Чем древнее был  род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных  предков.

В портрете XVIII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая  иногда имела символический или  аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные  живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.

Сарматский портрет  мало изменился, т.к. он подчинялся строгим  канонам: фигура должна изображаться в  рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная  подпись («Портрет Гризельды Сапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства  портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени  мы знаем:Бартоломей Стробель, Иоганн Шрётер.

Высокого художественного  уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим  остаётся стиль барокко, влияние  рококо и классицизма было незначительным.

Монументальная роспись  преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась  строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского  костёла в Мстиславле, росписи  Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве. По барочному символичны с многочисленным количеством символических  фигур росписи иезуисткого костёла  Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи  занимают почётное место в истории  белорусской культуры.

В начале 19-го века в  Беларуси  своё развите получил  классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших  черт которого было обращение к античному  искусству как высшему образцу  и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению  с культурой Возрождения. Конфликты  личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют  о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма  свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность  образов.

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание  античного наследия с современным  художнику миром. Здесь постоянно  противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.

Говоря о красках, необходимо отметить, что если в  начале периода классицизма предпочтение отдавалось нежным, но в тоже время  четким, тонам и бликам, то в более  позднее время наступило царство  монохромности. Холст служил, как  бы, сценой для художника-режиссера, который благодаря достаточно четко  отличающимся друг от друга цветам заставлял замирать своих героев в самых выразительных позах, раскрывая их внутренний мир.

Проникновение в  белорусскую живопись идей классицизма  связано с именами тех художников, которые получили образование в  Париже, Риме, Варшаве и других городах  Западной Европы. Эти же традиции поддерживались в Петербургской Академии художеств, в ведении которой находилось все художественное образование  страны. Распространению традиций классицизма  способствовала и та атмосфера, которая  сложилась в наиболее просвещенных кругах белорусского общества к концу XVIII – началу XIXв.

В истории изобразительного искусства Беларуси первая половина XIX в. занимает особое место – это  время значительных качественных и  количественных сдвигов в развитии всех его жанров и форм. Важнейшую  роль в этом процессе отыграла Виленская  школа живописи – отделение изящных  искусств факультета литературы и искусства  Виленского университета. Она была основана в конце XVIII в. Первым профессором  живописи Беларуси и Литвы Ф. Смуглевичем  и его учениками. Здесь преподавали  Я. Рустэм, выдающийся художник, педагог; бывший королевский скульптор А. Ле Брун (Лебрэн), его ученик – уроженец Гродненщины К. Ельский, выдающийся график и искусствовед англичанин Дж. Саундрэс. За 35 лет своей работы школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Белорусское изобразительное  искусство конца XVIII – начала XIX в. отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным  эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники  осваивали натюрморт, городской  пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось  от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные  жанры живописи.

Живопись развивалась  главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где  при передовом университете была основана новаторская школа, ставшая  главным центром воспитания белорусских  художников в духе творческой свободы. За 35 лет самостоятельного существования  ею было подготовлено более 250 живописцев, граверов, скульпторов. Преподаватели (Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомили  молодежь с лучшими достижениями мастеров европейского изобразительного искусства. Это помогло преодолеть зарегулированный академизм, религиозный  догматизм и обратиться к жизни  разных сословий и социально-профессиональных слоев белорусского общества. Заметное влияние на отечественных художников оказала новая русская живопись.

В 1820-е гг. на смену  классицизму пришел романтизм.

Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавался Иосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов  князя А. Чарторыйского, пианистки  М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и  М. Радзивилла, поэта А. Мицкевича. Его  романтические произведения, обогатившие  общенациональное искусство Беларуси, соответствовали прогрессивным  художественным традициям стран  Средней и Западной Европы.

Яркую страницу в  историю белорусской живописи вписал один из видных представителей романтизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентом Петербургской  академии искусств, получил золотую  медаль – высшую академическую награду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянке создал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники. В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких, соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского и его жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скале Аюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения. Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.

Тема истории белорусской  земли доминировала в работах  художника Яна Дамеля (1780–1840). Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболее известны его картины «Смерть Глинского  в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов  через Вильно в 1812 г.», «Крещение  славян».

Ярким представителем раннего реализма в белорусской  пейзажной живописи, автором уникальных театральных декораций был Викентий Дмоховский (1807– 1862). Его пейзажи  отличались поэтичностью и величием, эмоциональной насыщенностью и  строгостью композиции, в чем можно  усмотреть отголоски постклассицизма. Одновременно для этих пейзажей характерна изящная обрисовка природных  деталей. К числу лучших картин Дмоховского  относятся «Родина», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно», «Закат солнца», «Ночлег». Современники называли художника Клодом Лорреном виленских окрестностей, хотя его пейзажи выполнены в манере, близкой к реализму.

Непревзойденным мастером белорусского классического натюрморта и его родоначальником был  Иван Хруцкий (1810– 1885). Самый яркий  натюрморт «Цветы и плоды» принес ему известность в профессиональных кругах. Получив звание академика  живописи, И. Хруцкий пробовал себя также в жанрах портрета, пейзажа, экспериментировал с изображением интерьера. В 1838 г. его картина «Старуха за работой» удостоилась большой  золотой медали. Наиболее ценными  его работами зрелого периода  признаны «Портрет неизвестной», «Мальчик с корзиной и грибами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Семейный  портрет с женой и детьми».

Во второй половине XIX – начале XX в. преобладающим направлением в изобразительном искусстве  Беларуси стал реализм. В реалистической манере успешно работали А. Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и  многие другие художники.

Аполлинарий Горавский (1833–1900) известен как пейзажист и  портретист. К числу лучших его  картин относятся: «Вечер в Минской  губернии», «На родине», «Река Березина», «Свислочь», «Пинские болота», «Осень», «Женский портрет», портрет М. Глинки. Ему удавалось при помощи оригинальных художественных приемов отразить социальное положение своих героев, передать характер, индивидуально-психологические  черты каждого из них.

Никодим Силиванович (1834–1919) создал ряд мозаичных композиций для главного иконостаса Исаакиевского  собора в Петербурге на библейско-евангелические сюжеты («Тайная вечеря» и др.), написал несколько картин, посвященных  родной Вилейщине («Старый пастух», «В школу», «Дети во дворе»).

Свою лепту в  отражение истории Беларуси и  сопредельных территорий внес Наполеон Орда (1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставил около 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных мест Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Многих изображенных им памятников архитектуры уже нет, и его  картины являются своеобразными  документами знаковых мест и объектов зодчества прошлого.

Аккультурация как  способ взаимного преобразования («впечатывания» друг в друга) совместимых форм национальных культур стало в XIX в. ведущей тенденцией в творческой деятельности и художественном быте отечественной элиты. Знатоков белорусско-польского искусства  привлекает творчество К. Русецкого, Я. Суходольского, Т. Бычковского. Во второй половине XIX – начале XX в. развернули творческую деятельность живописцы  Ю. Пэн, В. Бялыницкий-Бируля, Ф. Рущиц, Я. Кругер, Л. Альперович, Я. Дроздович, К. Каганец, С. Жуковский, преуспевшие  в гибридизации смежных национальных художественных традиций и стилевых форм.

В графике (как и  в живописи) классицизм в 1830–1840-е  гг. сменился романтизмом, а затем  настал черед реалистических течений. Большой резонанс в среде передовой  интеллигенции вызвала литография уроженца Минска Юзефа Азембловского (1804–1878) «Славянский невольник» («Белорусский раб»), воспринимавшаяся как резкий протест против крепостнического рабства. Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже А. Мицкевич, о ней одобрительно отзывался А. Герцен. Плодотворно работали в реалистически ориентированной графике М. Падалинский, Ю. Главацкий.

Информация о работе Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века