Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Для живописи начиная с XVIIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Работа содержит 1 файл

СУРС №3.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

В Беларуси времен культурного  подъема появилась плеяда талантливых  скульпторов. Правда, им приходилось  преодолевать немало трудностей (стесненные материальные условия, отсутствие поддержки  государства, малочисленность заказов). Тем не менее на волне нового возрождения  происходило становление мемориальной, культовой, садово-парковой, станковой, монументально-декоративной скульптуры, а также пластики малых форм. Среди  мастеров круглой скульптуры выделялась династия Ельских – отца Кароля и его сыновей Яна и Казимира.

Особенной даровитостью отличался Казимир Елъский (1782–1867) – без преувеличения высокопрофессиональный скульптор Беларуси, искусствовед, профессор, заведующий кафедрой скульптуры Виленского университета, автор трактата «О связи архитектуры, скульптуры и  живописи» (1828). Творчество К. Ельского весьма разнообразно по жанрам. Он создал четыре фигуры пророков для главного алтаря костела Святых Петра и  Павла в Вильно (1804), более 50 скульптурных портретов передовых деятелей культуры и науки Беларуси, Польши, Литвы, России (Я. Снедецкого, Ф. Смуглевича, И. Хрептовича, Я. Рустема). К. Ельский также  плодотворно работал в жанрах скульптуры малых форм, парковой скульптуры, сакральной и мемориальной пластики. Среди других талантливых мастеров можно выделить Я. Островского, Р. Слизеня, которые проявили себя и в области  сакральной скульптуры. В последующем  некоторые ее образцы и другие раритеты культового искусства были собраны в церковно-археологическом  музее, открывшемся в 1908 г. в Минске.

Наиболее распространенными  видами народного творчества и декоративно-прикладного  искусства в рассматриваемый  период были художественное ткачество, резьба по дереву, керамика, производство изделий из стекла.

Известные исследователи  белорусского прикладного искусства  М.С. Кацер и Е.М. Сахуто не без  основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забыты современными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткали гобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).

Заметным явлением художественной культуры конца XVIII –  начала XIX в. стала собирательская деятельность, или коллекционирование. Большую  художественную ценность имели коллекции  живших на белорусской земле магнатов: Радзивиллов, Огинских, Хрептовичей, Тышкевичей.

Итак, в период белорусского возрождения происходило бурное развитие национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Хотя непосредственно на территории современной Беларуси не было учебных  заведений художественного профиля, десятки самобытных, талантливых  мастеров работали в разных жанрах и направлениях. С демократических  позиций они панорамно отражали белорусскую историю, изображали картины  из частной жизни типичных представителей разных сословий, социальные характеры  и тяжелый труд, нелегкую долю простых  людей. Художники-подвижники, нередко  являвшиеся одновременно наблюдательными  краеведами и психологами, оставили нам портреты известных людей  того времени, автопортреты, многочисленные картины родной природы. Их произведения и сегодня не утратили своей ценности и составляют важную часть исторического  наследия отечественного искусства, хранятся в музеях как Беларуси, так и  других стран (России, Польши, Литвы, Украины). Эти работы, отличающиеся впечатляющей жизненностью и психологической  глубиной, помогают формировать новые  поколения художников, приобщать  граждан республики, особенно представителей молодого поколения, к самобытной эстетике и разнообразным стилям отечественного искусства, укреплять начала патриотизма  и народно-демократического мировоззрения.

В Беларуси в разные годы жили и творили многие известные  художники из России и Польши. В  их числе И. Репин, И. Шишкин, А. Мещерский, Г. Кондратенко, К. Савицкий. Они стимулировали  творческий обмен, художественные коммуникации между соседними культурами и  стилевыми системами.  
 

Иконописные школы

Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы  писались на старинный манер: плоскостное  письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются  бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.

Белорусский портрет XVIII века продолжал развиваться в  рамках сарматского портрета, который  к тому времени смотрелся как  архаизм.

Приглашённые магнатами  западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет  Михаила Казимира Огинского –  высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение  представляет нам волевого и уверенного человека.

Определяющую роль в развитии живописи в XIX веке сыграли  воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства  факультета литературы и искусства  Виленского университета. Основателем  школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила  более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской  академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича  и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки  М Шимановской, а также картину  «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра  «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал  в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей  белорусского реалистического пейзажа  был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени  были К. Ельский и его сыновья  Ян и Казимир,Слизеньидр. 
 

Архитектура.

Основной стиль  белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в  двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза  местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления  самобытно проявились в архитектуре.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество  между униатами, католиками и православными  вело в сфере культового строительства  к использованию наиболее выразительных  архитектурных средств барокко  и синтезу их с местными строительными  приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система  белорусского барокко, основной базой  для развития которого явилась культовая  архитектура.

В период раннего  барокко архитектура фасадов  культовых зданий имела небольшой  набор декоративных элементов. В  эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные  детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого  периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его  черты наиболее ярко выразились в  культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного  храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах  Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская  церкви в Жировичах Слонимского  района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей  архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны  общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой  базилику. Наиболее ранней из этого  типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в  Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых  зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в  Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого  района, Кожан-Городке Лунинецкого  района Брестской области, Гродно, Волпе  Волковысского района, Сопоцкине  Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и  другие).

Основным строительным материалом в застройке городов  и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального  культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при  постройке звонницы в Шерешеве Пружанского  района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и  новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных  стилей. Процесс развития форм в  деревянном зодчестве был более  сложным, чем в каменном, потому что  предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С  этим связана также асинхронность  развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех  тенденций, которые определяли официальное  культовое искусство своего времени.

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный  путь развития. На белорусской земле  понятие "замок" не всегда имело  одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью  и служившее для защиты жителей  от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

Сочетание мощной системы  оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим  внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением  белорусского зодчества является замок  в Мире (Гродненская обл.) Замок  расположен на открытой и невысокой  местности. С трех сторон он был окружен  рвами и земляными валами с  бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство  дворцово-замкового комплекса проходило  в несколько этапов. Первоначально  были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае  Радзивилле Сиротке, вдоль восточной  и северной стен строится трехэтажный  дворец. Стены замка вначале имели  высоту около 13 м, толщина их в основании  достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются  над стенами и имеют богатый  разнообразный декор в виде ниш  и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни  сохранили изначальные характерные  черты готики. Другие башни, как и  дворец, получили формы и декор  архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой  роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного  сооружения и мягкость, пышность и  величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в  полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные  работы.

Шедевром архитектуры  является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его  архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует  о многоэтапности строительства  и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного  в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом  Сироткой в 1583 г. Его строительство  на первом этапе вел итальянский  архитектор Ян Мария Бернардони. Замок  располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в  свое время являлся и богатым  культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились  также редкие рукописи и старопечатные  издания, портретная и картинная  галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие  пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет  и медалей, роскошная мебель и  др.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний  из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные  этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные  помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть  во внутренний двор. Такой прием  замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной  композиции всего дворцового комплекса  продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.

Информация о работе Изобразительное искусство беларуси конца 18 начало 19 века