Изобразительное искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.

Работа содержит 1 файл

Изобразительное искусство.docx

— 29.75 Кб (Скачать)

  Изобразительное искусство

     Древнего Египта.

     Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,

скульптурой , рельефами  и росписями , теснейшимобразом связано  с заупокойным

культом.При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных  царских усыпальниц была

т.н.ступенчатая  пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем

зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого

ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,

окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной

отгораживающей  прямоугольную территорию заупокойного ком-

плекса ;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение

гробниц фараона  за счет резкого увеличения масштабов  отражало растущую власть

“сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й

династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант  их

имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого  сечения” ,

была предельно  лаконична и бесконечно вырази - тельна.Два элемента определяли

закономерности  формы : основание, квадратное в плане , и схож -

дение сторон в  одной точке , подобно тому , как  вся египетская жизнь

сходилась , сфокусировалась  в обожествленном фараоне.Гениальная в своей

простоте пирамидальная  конструкция несла худо - жественное обобщение самой

сути египетского  общества , подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений  было отношение

массы и пространства:погребальнаякамера , где стоял аркофаг с мумией , очень

небольшая , а подводили  к ней длинные и узкие коридоры.Пространственный

элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в  то время  каксама

пирамида была завершающей частью огромного пространственного  ансамбля : на

берегу Нила стоял  небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел

длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он

подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у  подножия пирамиды

.Ансамбль фараона  Хефрена имел гигантского сфинкса,которого  египтяне называли

“отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в львином образе

(голова человека  и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый  тип

заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-

Бахари (западный берег Нила).

Первое,бросающееся  в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у

скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух

террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых  небольшой

пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность  террас ,подчеркнутая пологим пандусом

, как бы притормаживается  верти кальными портиками , идущими  по фасаду и по

бокам храма.

За основным ядром  комплекса шел небольшой открытый  двор,окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,

вырубленные в  скале.

К  этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с

двух сто - рон  стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного ком  плекса были каменные

раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад  с двумя бассейнами

перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка  к храмовой архитектуре

Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный

храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в  знакомой нам

долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная  новация - захоронение отдельно от храма.Царская  мумия спрятана

где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в  целом из тех же элементов ,

что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три

террасы,возвышающиеся  одна над другой , имеют большие  масштабы ; богатейшая

декорировка , широкое  использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие

колоннад,деревья  и искуственные пруды , размещавшиеся  и на террасах.

Идея пространственно  развитого храмового комплекса,подчиненного принципу

центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение  получила в ансамблях

Карнака и Луксора  на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-

Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные

и пространственные компоненты : молельня,коронный зал,открытый двор.Они

выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами  длинной аллеей со

сфинксами.Чередование  их акцентиро - валось огромными пилонами - входами ,

представляющие  собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над

остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед  пилонами

размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы

фараона”).

Основным средством  архитектурной выразительности  была колонна : в

карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн -

использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских

папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей  среди египетских

архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В

большей своей  части построен архитектором Аменхотепом-младшим  в 15 в. до н.э.

Рассмотрим его  план: в нем нетрудно выделить три  основные части.Первая-

вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по

центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего

папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный

двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная,прямоугольная,обо-

значающая комплекс помещений , расположенных по центральной  оси (святилища и

молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта  третья часть

начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские

“заросли”каменного  папируса имело и “световую драматургию”от ярко освещенного

солнцем двора ,через  сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь

верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку  искусственно

освещенной молельни.Недаром  некоторые ученые считали,что египетское храмовое

сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для

пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых  памятников Древнего Египта

т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса

II в Фивах, и  два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле  (Нубия) , которые полностью

высечены из скального  массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на

фасаде.

Они сохраняли  основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового

царства,максимально  акцентируя при этом идею прославления фараона.

                                                Скульптура.

Отличительная черта  египетского изобразительного искусства  его

каноничность.Офор-

мившиеся характерные  особенности изобразительной  форм,композиционного

решения становятся обязательными для всех последующих  произведений

определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При всем

этом египетское искусство претерпевает и некоторую  эволюцию,ибо истинное

художественное  творчество не может не реагировать  на те изменения кото -  рые

происходят в  духовной культуре общества.Поэтому  мы будем рассматривать весьма

ограни -

ченный круг произведений,связанных  со скульптурными статуями,рельефами  и

росписями,отобрав  те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные

моменты развития египетского

искусства.

В Древнем царстве  вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с

выдви- нутой левой  ногой и опущенными руками,прижатыми  к телу (статуя

Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными  на колени

(статуя Рахотепа  и его жены Нофрет ,статуя царскогописца  Каи).

Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со

строгим соблюдением  фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и

взгляд устремлен  вперед;фигуры  неразрывно связаны  с блоком, из которого

высечены , что  подчеркивается сохране- нием части  этого блока в виде фона ;

статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-ко -

ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и  строгое спокойствие.К

этим общим для  всех скульптурных статуй закономерностям  следует добавить

небольшой , но очень  существенный штрих - портретные черты  в передаче

лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским  носом и

выдающимися скулами  и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у

переносицы,аккуратными  усиками и пухлыми губами ;надменное  лицо зодчего Хе-

миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким  ртом и лицо

верховного жреца  Ранофера с правильно строгими и  бесстрастными чертами.

Довершает индивидуализацию канонических черт  тщательная пластическая

обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего

жиром , с дряблой  кожей и морщинками.

В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной  власти в создании

народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам,

стали устанавливать  перед храмами и внутри их.Личность фараона

возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее  достигнет небывалых

Информация о работе Изобразительное искусство Древнего Египта