Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала.

Содержание

Периоды искусства Древнего Египта…………………………………………………………3
Архитектура Древнего Египта………………………………………………………………....5
Скульптура древнего Египта…………………………………………………………………...6
Орнамент Древнего Египта…………………………………………………………………….11
Символика цвета Древнего Египта……………………………………………………………12
Костюм Древнего Египта………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложение

Работа содержит 1 файл

Искусство Древнего Египта.docx

— 630.30 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования 
 

«Кубанский  Государственный университет» 

Кафедра искусства костюма и текстиля 
 
 

Реферат

Тема  «Искусство Древнего Египта» 
 
 
 
 
 

                                                                      Работу выполнила __________ Полякова Э. А.

Группа 101 С

Факультет архитектуры и дизайна 

искусство костюма и текстиля

                   Руководитель ____________ Похлебаева М. Б. 
 
 

Краснодар 2011

Содержание

Периоды искусства Древнего Египта…………………………………………………………3

Архитектура Древнего Египта………………………………………………………………....5

Скульптура  древнего Египта…………………………………………………………………...6

Орнамент  Древнего Египта…………………………………………………………………….11

Символика цвета Древнего Египта……………………………………………………………12

Костюм  Древнего Египта………………………………………………………………………14

Список  литературы……………………………………………………………………………..16

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Периоды искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского  искусства, выработались изобразительные  каноны, которые потом свято оберегались  на протяжении веков. Их постоянство  обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также  тем, что искусство Египта было составной  частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с  религией, обоготворявшей силы природы  и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых  обычаях египтян.

В этот период создаются  такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой  Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство  Среднего царства тщательно соблюдало  традиции и каноны Древнего, оно  не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты  и распада Египта на отдельные  номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью  фиванских правителей — этим знаменуется  начало Среднего царства. Но теперь централизация  уже не была столь абсолютной, как  прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений  Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких  гигантских усыпальниц как Хеопс  или Хефрен.

Это приводит к  тому, что с одной стороны снижается  пафос монументальности, и поскольку  заупокойные культы становятся делом  более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и  внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после  победы над азиатскими племенами  гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в  формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали  быть наземными сооружениями — они  таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту  эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью  царя. Поэтому не только заупокойные  храмы царей, а главным образом  храмы-святилища, посвященные различным  ипостасям бога Амона, определяли архитектурный  облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его  подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже

возобновился  с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались  знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора  Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело  выступил против фиванского жречества  и, отменив единым законодательным  актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми  врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция  началась уже при одном из его  ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано  проклятью. Однако новые начала, внесённые  в искусство, развивались ещё  в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и  сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге  своего долгого пути пришло к новым  рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный  завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который  теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архитектура Древнего Египта 

Уже с ранних времен искусство Древнего Египта было достаточно развитым. Ведущее значение в нем занимала архитектура Древнего Египта, многие творения которой дожили до современности. По своей монументальности ничто в древнем мире не может  сравниться с гробницами царей и  знати, причем для фараонов строились  особые усыпальницы - пирамиды Древнего Египта.

Одна из самых  древних культур возникла на берегах  Нила за три тысячи лет до нашей  эры. Мы знаем ее, прежде всего, как  страну пирамид и фараонов. Пирамиды Древнего Египта в Гизе, которые  и сегодня поражают наше воображение, построены 4500 лет назад; это места  захоронения фараонов Древнего Царства. Гробницы-пирамиды строили фараоны  многих династий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скульптура  Древнего Египта 

Скульптура Древнего Египта — Одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных  областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц  в физической форме. Существовало также  множество изображений ка в могилах  простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне  храмов. Большой сфинкс в Гизе более  нигде не повторялся в натуральную  величину, однако аллеи из уменьшенных  копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом  многих храмовых комплексов. Самое  сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как  правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов  до игрушек и посуды. Такие фигурки  делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в  загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму  каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь  же часто обнаруживается сходство с  формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень  строгий канон[1] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения  египетских богов: так, бога Гора следовало  изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой  шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Скульптура  Раннего Царства

Скульптура раннединастического  периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега — характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты  появились и в рельефах. Если в  предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в  изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее  выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию  символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. 

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным  сооружениям, контрастирует в стеле  Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

Информация о работе Искусство Древнего Египта