Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала.

Содержание

Периоды искусства Древнего Египта…………………………………………………………3
Архитектура Древнего Египта………………………………………………………………....5
Скульптура древнего Египта…………………………………………………………………...6
Орнамент Древнего Египта…………………………………………………………………….11
Символика цвета Древнего Египта……………………………………………………………12
Костюм Древнего Египта………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложение

Работа содержит 1 файл

Искусство Древнего Египта.docx

— 630.30 Кб (Скачать)

В композиции можно  заметить смещение изображений влево  относительно рамки стелы и центральной  вертикальной оси. Этот прием основан  на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения»

Скульптура  Древнего Царства

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых  имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными  изображениями двойников умерших  — ка, в которых сложились портретного  искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся  не только скульптурные изображения  в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали  определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение  получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне  или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В  связи с ритуальными целями в  обиход был издавна введён прием  сложной инкрустации глаз или  рельефной обводки по контуру  век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего  Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту  эпоху не ограничиваются сферой малых  форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная  для ритуальных изображений в  гробницах. Постепенно складывается строгая  система их размещения: у входа  в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца  гробницы во весь рост. Далее вдоль  стен коридоров следуют изображения  носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного  перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

Скульптура  Среднего Царства

Значительные  изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что  во многом объясняется наличием и  творческим соперничеством множества  локальных школ, получивших самостоятельность  в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются  не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом  хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым  попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной  тематикой приходится на время правления  Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве  своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров  и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные  композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято  в рельефах Древнего Царства)

Скульптура  Нового Царства

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием  монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит  за пределы сферы погребального  культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и  светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве  Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности  изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают  заметное влияние некоторые жанры  литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в  этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное  варьирование техник барельефа и  высокого рельефа в сочетании  с красочными росписями. Таков портрет  Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

Амарнский период

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным  новшеством стало изображение фигур  целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в  портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией  развития изобразительного искусства  справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.

Скульптура  Позднего Царства

Во времена  Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти  угасают — так, портретные изображения  на погребальных масках и статуях  часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества  Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества  также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в  одеянии египетского воина с  жертвенными дарами, причем его имя  написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орнамент  Древнего Египта

В орнаменте  Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными  религиозными представлениями и  символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — Атрибут  богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой  нравственной чистоты, целомудрия, душевного  и физического здоровья, а в  заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а  его лепестки — с солнечными лучами. 

В орнаменте  использовали Изображение алоэ —  это засухоустойчивое растение символизировало  жизнь в потустороннем мире. В  древнеегипетский орнамент входили  стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо  почитались финиковая и кокосовая  пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое Дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В Декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было Изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце. 

Художники Древнего Египта соединили Изображения с  иероглифической системой письма в  форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование  предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный  текст, потому что он был основан  на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест Анх прочитывался жизнь, Изображение коленопреклоненной фигурки хех — Вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский Декор обладает строгой, утонченной сдержанностью. 

Для египетского  искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах. 
 
 

Символика цвета Древнего Египта 

      В искусстве Египта цвет играл очень  важную роль. Цвет предмета считался составной  частью его природы, и слово "iwen", которое использовалось для выражения понятия "цвет" в египетском языке, могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность".

Информация о работе Искусство Древнего Египта