Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала.

Содержание

Периоды искусства Древнего Египта…………………………………………………………3
Архитектура Древнего Египта………………………………………………………………....5
Скульптура древнего Египта…………………………………………………………………...6
Орнамент Древнего Египта…………………………………………………………………….11
Символика цвета Древнего Египта……………………………………………………………12
Костюм Древнего Египта………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложение

Работа содержит 1 файл

Искусство Древнего Египта.docx

— 630.30 Кб (Скачать)

В произведениях  древнеегипетского искусства мы не заметим, что предпочтение художников отданы тому или иному цвету. Каждый цвет имеет свою функцию, свое предназначение, и поэтому в египетском искусстве  выбор цвета очень важен.

Современный художник пытается передать реальность картины  за счет изменения цветов, передачи объема, перспективы, тени и цвета. Для  египетского художника все это  не имело никакого значения. В первую очередь он пытался передать не внешнюю  форму предмета, а его суть. И  цвет в этом смысле был отражением природы существ и предметов.

В Египте каждый из цветов играл свою особую ноту, но нередко их символика пересекалась, сливаясь в едином звучании.

Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует  подземный мир, но так же он мог  обозначать воскрешение из смерти и  даже плодородие. Осирис как бог  подземного мира часто изображался  с черной кожей. Черными нередко  рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную  форму, несущую новую жизнь.

Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый  цвет - знак воскрешения, победы над  смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался  с зеленым лицом и руками или  прорастающий зелеными всходами. Имя  богини-покровительницы Нижнего Египта Уаджет переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.

Красный цвет - противоположный  зеленому. Это цвет, ассоциирующийся  с огнем и кровью. Красный может  символизировать опасные силы, а  также жизнь и возрождение. Сет - бог хаоса и разрушения - имел красные глаза и волосы. Кроме  того, красный цвет использовался  для изображения обычного цвета  кожи египетского мужчины без  какого-либо негативного смысла.

Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные

воды, и в любом  случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время  церемоний. Синий цвет связывался с  богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление  этому богу.

Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного  и непреходящего. Плоть и кости  богов считались состоящими из чистого  золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась "Золотой богиней".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Костюм  Древнего Египта 

Идеал красоты

Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление  о том, как выглядели и одевались  представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард  Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах:

«Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что  даже спустя 5 тысяч лет они могут  вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов»

Ткани

Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально  нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились  образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые  египетскими мастерами из таких  нитей, сравнивались с «дыханием  ребёнка» или «сотканным воздухом»  и ценились буквально на вес золота.

Древнеегипетские  ткани окрашивались в различные  цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Ткани могли  быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы  лотоса. Рисунок наносился на ткань  с помощью вышивки или особого  способа окраски с применением  различных протрав.

Одежда

В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже —  накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков  менялась очень медленно; долгое время  одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В  эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Только жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.

Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку схенти, причём верхнее нередко делается из прозрачной ткани и ниспадает почти до земли. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх схенти или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк. Строительство и архитектура в Древнем Египте. М.:Центрполиграф, 2009 

Искусство Древнего Египта. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева  Н. // Малая история искусств. Искусство  Древнего Востока. М., 1976 

Во времена  Нефертити. Матье М. Э.: М.-Л., 1965. 

Египет: Земля  фараонов. М.,1997. 

Кацнельсон И.П. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М.,1979. 

Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. Т.1. М.,1993 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Искусство Древнего Египта