Изобразительное искусство. Его виды и жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:54, реферат

Описание работы

Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

Работа содержит 1 файл

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Значение изобразительного искусства.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

   Бюст  — погрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так нее, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: портрет героический, психологический, интимный и др.

   Анималистический  жанр — изображения животных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, характерную для них грацию, ловкость или стремительность.

   Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является прямым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монументальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточивается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой пластике определяющие мотивы — грация, изящество, ирония, изысканность работы.

   Неодинаково относится скульптура к пространству. Объемная круглая скульптура (иногда называется свободной скульптурой) позволяет обойти ее со всех сторон.

   В отличие  от круглой скульптуры рельеф располагается на плоскости и имеет много общего с графикой. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий — горельеф, низкий — барельеф и обратный, вогнутый рельеф. В горельефе объемы выступают над плоскостью больше чем наполовину, их круглота выражена сильнее, а контраст между освещенными и затененными частями рельефа решительней, чем в низком рельефе, где объемы незначительно возвышаются над плоскостью. Особой формой рельефа является резьба, где еще более сохраняется плоскость, а переходы объемов более оп ределенны. По художественному впечатлению резьба с ее светотеневым контрастом еще более графична, чем остальные разновидности рельефа.

   Монументальная  скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ансамбль, где сближается с архитектурой. Монументу свойственны пластика больших масс, простой и четкий силуэт, уравновешенность и обобщенность. Для станковой скульптуры, которую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, свойственна соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивидуальности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала, передающая отношение художника к образу. Наряду с твердыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики. Декоративная скульптура предназначена для украшения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, парков, фонтанов и т. д. Ее важнейшее ценное качество — естественность, с которой она вписывается в окружающую архитектурную и природную среду.

   Изделия бытовой пластики отличаются мелкими размерами. Они дополняют убранство комнаты; их можно осмотреть, взяв в руки. Большое значение для этих изделий имеют красота поверхности, тонкость отделки и цвет. Применяются материалы, обладающие ярким эстетическим эффектом: расписной фарфор, керамика, дерево, ценные породы камня и металлы, слоновая кость и др.

   В целом  скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита. Лепка — самый подвижный способ выполнения скульптуры. На проволочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина. Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отличительные особенности.

   По  этим важным показателям высечение  из монолита противоположно лепке: форма возникает в результате снятия лишнего материала; работа ведется резцами, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.

Пластика

   Пластика  — общее качество скульптурных произведений, поэтому пластикой иногда называют искусство скульптуры в целом; чаще скульптуру, выполненную методом лепки. При помощи пластики скульптор изображает и объемные формы, и конкретно-осязаемое пространство. Пластика это ритмическое сочетание объемных форм и масс, а также выразительная передача поз, движений, жестов и вообще всех элементов произведения.

   Работая над образом, скульптор обязательно  учитывает те эффекты, которые создает  на поверхности форм отвесно падающий или скользящий свет. Обычно произведения выполняются при верхнем рассеянном свете, иногда при боковом или прямом свете. Неправильное, не соответствующее замыслу художника освещение скульптуры в экспозиции способно значительно исказить впечатление.

   Благодаря светотени резче проступают контрасты  рельефа форм и характер поверхности скульптуры — фактура. Создавая образ, художники в полную меру используют эти световые эффекты. Таким образом, свет является одним из средств решения пространства в скульптуре.

   В искусстве  скульптуры пространство лишено привычных, реальных ориентиров, например, предметов, зрительно меняющихся по мере их удаления, и других признаков, которые отличают изображение пространства в живописи и графике. Понимать поэтому скульптурное пространство надо как пространство представляемое, психологическое, образное, как сферу существования скульптурных образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Все виды искусства взаимно обогащают  друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного  сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.

Информация о работе Изобразительное искусство. Его виды и жанры