Изобразительное искусство. Его виды и жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:53, реферат

Описание работы

О видах изобразительного искусства. Материалы и техника живописи. Тематика и жанры живописи.

Работа содержит 1 файл

Изобразительное искусство.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
  
   
  Изобразительное искусство. Его виды и жанры
   
   
   
   

  Эсенбаев Анас

  Ю-6-10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

Изобразительное искусство.

  Его виды и жанры

  Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

  Но наиболее полое восприятие произведений изобразительного искусства требует и известной специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Знание свойств цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа  и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства.

  Общие художественные средства

  О видах изобразительного искусства

  Все существующие виды искусства можно разделить на три группы. К одной относятся пространственно-временные искусства, действие которых происходит и воспринимается в зримом пространстве ив течение определенного времени: драматический и музыкальный спектакли, кинофильм, различные театрализованные процессии, кинетическое искусство. Вторая группа – временные искусства – включает те виды, где действие развивается лишь во времени: исполнение музыки, поэзию, художественную литературу. Третью группу составляют искусства, произведения которых лишены развития в реальном времени (время может быт в них представлено, воображено по косвенным признакам). Это картины, скульптуры, рисунки, художественные изделия (ковры, вазы, драгоценности и т.д.), архитектурные сооружения и и интерьеры. Эта группа объединяет пространственные искусства, отличающиеся своей статичностью, неподвижностью, неизменностью во времени.

  Пространственные  искусства разделяются на две большие группы. Одна из них представляет собой собственно предметы, окружающие человека в повседневной жизни. Сюда относятся всевозможные изделия, художественно сконструированные или оформленные. Это – мебель, автомобили, предметы быта, составляющие область дизайна – функционально-пространственного искусства конструирования вещей.

  В других искусствах создаются изображения предметов, и все эти виды объединяются под названием «изобразительное искусство». Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни.

  Так, основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика, скульптура. Каждый из них, пользуясь различными материалами, предает окружающий мир по-своему: живопись – во всем его красочном богатств, графика – через линейно-тональное, свето-теневое изображение, скульптура – в осязаемых трехмерных формах.

  Облик и содержание живописных, графических и скульптурных произведений существенно изменяется в зависимости от их назначения и ряда других причин, и поэтому эти искусства делятся еще и на станковое, монументальное и декоративно-прикладное искусство. Название «станковая происходит от слова «станок» - приспособление, на котором выполняется создаваемая картина, скульптура или графика. Характерная особенность станковых произведений состоит в том, что они не предназначены конкретно ни для какого определенного места.

  Помимо станковой живописи, графики и скульптуры, существуют монументальная живопись и монументальная скульптура. Если станковое произведение рассчитано на восприятие одним человеком и не предназначено для какого-либо определенного места, то каждое монументальное произведение не только связано с конкретным местом и пространством, но и предполагает одновременное его восприятие многими людьми. Монументальные живописные произведения, обычно большого размера, выполняются чаще всего на стенах общественных зданий, там, где собирается много людей, где происходят важные события и действия.

  Монументальные  скульптуры ставятся на городских площадях, на местах больших исторических событий, около или внутри зданий, дворцов, храмов.

  К видам изобразительного искусства, отличающимся применяемым материалом и особым назначением и целью работ, по нашему мнению, можно отнести многообразные произведения декоративно-прикладного искусства, которые включают в себя элементы живописи, графики и скульптуры. Декоративное искусство — искусство украшения вещей красочными или одноцветными изображениями, придания им форм, не обязательных с точки зрения простоты изготовления, но отличающихся выдумкой и острым чувством красоты. Такие вещи иногда выходят из обиходного обращения и становятся украшением жилищ или оформлением общественных зданий. Вместе с тем прикладное искусство — изготовление мебели, одежды, утвари — всегда преследовало задачу соединения пользы и красоты. На этой основе возник в XX   веке   дизайн—искусство    художественного    конструирования     вещей.

  Отчасти к  декоративно-прикладному примыкает искусство оформления книги, однако, помимо украшения переплета и страниц тиснением, орнаментом, шрифтом, миниатюрой, большую роль играет здесь передача идейного содержания литературного произведения языком иллюстрации.

  Следует назвать также декорационное искусство в театре, кино и на телевидении, направленное на художественное выявление уже готового драматургического материала.

  В изобразительном  искусстве существует, кроме того, искусство плаката. Сфера использования плаката крайне обширна: агитация, реклама, объявление, техника безопасности и т. д., и т. д. Общими для всех плакатов требованиями являются лаконизм, удобочитаемость, броское изобразительное решение.

  В сферу изобразительного искусства входят теперь и художественная фотография и фотомонтаж. Художественной фотографии свойственны такие закономерности станкового искусства, как цельность и единство образа, строгость композиции, психологическая выразительность при общей жизненной содержательности произведения. Подбор фотоматериалов, совмещение нескольких снимков — монтаж расширяют диапазон художественных возможностей фотографии, обладающей, кроме того, важным свойством документальной убедительности. Отсюда наряду со станковыми формами художественная фотография находит широкое применение в плакате, оформлении выставок, полиграфии.

  В каждом произведении искусства используются, во-первых, средства, общие для всех видов, во-вторых, типические только для своего вида и, в-третьих, характерные единственно  для данного произведения и его автора. Образ, складывающийся в сознании художника, неизбежно связан с реальностью окружающего мира и реально существующим материалом, в котором он воплощается. С точки зрения технической этим материалом предстоит имитировать множество предметов и явлений. С точки зрения образной только тогда художник сможет передать свое отношение к действительности, когда он выразит его через соответствующее отношение к материалу. Поэтому материал искусства: краски, уголь, глина, камень и другие никогда не бывает просто техническим средством передачи внешнего мира — это также и органическая часть образа, с помощью которого художник выражает состояние своей души.

  Живопись

  В мировой  истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления.

  Живопись в  отличие от других видов искусства  обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни. Все остальные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал, уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи. Правда, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысла оно тоже условно и уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой.

  Материалы и техника

  Существуют много различные техник выполнения живописных произведений и применяемых художниками красочных материалов. Наиболее распространена живопись масляными красками. Их свойство сохнуть в течение нескольких дней, их вязкость позволяют не только длительно работать над холстом без существенных изменений от высыхания краски, но и бесконечно разнообразно пользоваться смешением красок и их наслоением. Основой для масляной живописи обычно служит льняной холст, покрытый клеевым или полумасляным грунтом. Но можно масляными красками писать и на других грунтах, дереве, бумаге, покрытой желатином или клеем, на железе, стекле.

  В целом существуют два способа работы масляными красками: многослойный, рассчитанный на длительное время, и быстрый, однослойный — «алла прима». Старые мастера (техника масляной живописи применяется с XV века) пользовались первым способом. Живопись «алла прима» позволяет в полной мере раскрыться темпераменту художника, непосредственному порыву чувства. Корпусные и прозрачные краски кладутся то рядом, то смешиваются; иногда в некоторых местах грунт остается нетронутым, Этому способу особую популярность создали в XIX веке французские импрессионисты.

  Существуют  краски, разводимые не маслом, а водой, и живопись этими красками называется акварелью. Обычно ею пишут на негрунтованной бумаге. Настоящая чистая акварель не имеет белил, роль которых выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь прозрачный красочный слой. Поэтому акварель отличается от других видов живописи прозрачностью и свежестью цвета В отличие от акварельных красок также разводимая водой гуашь имеет очень густую консистенцию и большую плотность, поэтому гуашевые краски не обладают прозрачностью, и в палитре гуаши всегда присутствуют белила.

  Часто применяется  живопись темперой, краски которой  разводятся водой и приготавливаются на ка-зеиново-масляном, яичном или  синтетическом связующем.

  Темпера — старинная техника живописи. Работа темперой осложняется тем, что, быстро высыхая, краски уже не поддаются смешению. Поэтому в темпере часто пишут чистым цветом, применяя лессировки и моделируя плавные тональные переходы штрихами. Менее распространена живопись пастелью — цветными мелками красивых бархатисто-мягких тонов. Пастелью обычно пишут на мягкой серой бумаге или в редких случаях на замше. Недостаток пастели — ее сыпучесть, поэтому произведения, выполненные в этом материале, сохраняются трудно.

  Акварель, гуашь  и пастель нередко считают графикой, а не искусством живописи, поскольку они выполняются на негрунтованной бумаге — основном материале графического искусства. Однако специфическое средство живописи — цвет — является в одинаковой степени основным и в масляной живописи, и в акварели, и в гуаши и пр. Много веков существует фресковая живопись. Красочный пигмент (порошок) разводится водой и наносится на сырую штукатурку, которая при высыхании очень прочно скрепляет красочный слой. Этот вид живописи применяется для росписи стен зданий.

  Используется  также мозаика, в которой вместо красок применяются кусочки смальты (стеклянных сплавов), мрамора, камней, эмали, керамики. Мозаика, как и фреска, относится в основном к монументальной живописи, предназначенной для украшения жилых и общественных зданий, дворцов, вокзалов, аэропортов, государственных учреждений, театров, университетов и пр., хотя бывают и небольшие мозаичные картины, портреты, натюрморты.

  Тематика  и жанры живописи

  Происхождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с материальными условиями существования и духовной культурой общества. В процессе исторического развития искусства выделилось несколько обособленных групп произведений, отличающихся содержательными и пластическими особенностями и закономерностями.

  Жанры исторически  преходящи. Так, например, в древнерусской  живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники  и некоторые другие. Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.

  Тематическая  картина — очень пространное понятие. В этот разряд попадают события прошлого и самые злободневные явления нашей жизни, будничная сценка и обобщенный философский взгляд на людей и природу. Иногда эти предметы прихотливо сочетаются в одной картине.

  Разнообразен  круг задач, которые ставит перед  собой художник в тематической картине. Он может стремиться показать жизнь как она есть, раскрывая социальные корни типических общественных явлений. Он может воплотить в картине основополагающие общественные идеи и идеалы. Его взгляд может направлен в прошлое и открывать в нем черты современности; в современном пытаться предугадать ростки будущего.

  Портрет также может быть очень различен по своим задачам. В одних случаях, когда портрет призван увековечить облик выдающихся людей, его определяющими качествами становятся точность передачи облика и внешняя сдержанность, представительность. В других внимание художника направлено на устойчивые черты характера модели, на соотношение в характере индивидуальных и типических для многих людей качеств — эти произведения называют социальным или психологическим портретом.

Информация о работе Изобразительное искусство. Его виды и жанры