Эдвард Мунк «Крик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Эдвард Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла возникнуть школа. Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Содержание

Введение

Понятие экспрессионизм
Картина Э.Мунка «Крик»
Жизнь Эдварда Мунка
Философия творчества Э.Мунка
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мунк.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

Эдвард  Мунк родился в 1863 году. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Одна из его ранних картин - "Больная девочка", выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло),- открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В этих картинах нет ни мрачности, ни болезненности, они, овеянные поэзией и грустью, светлы и печальны. Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.

Уже ранние работы Мунка при ярко выраженных индивидуальных особенностях были отмечены печатью символизма и экспрессионизма, которые в дальнейшем сосуществовали в его творчестве параллельно. Искусство  Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма. В 1885 году появилась его "Мадонна", созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности, источника жизни. Струящиеся мягкие линии и сдержанные тона со всполохами красного обтекают полуобнаженную женскую фигуру с закинутыми за голову руками. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза - во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья.

Вся творческая жизнь художника - это смесь трагических  нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения. Ранняя смерть матери, а потом и  смерть сестры оставили глубокий след в душе художника, что позже выразилось в пристальном его внимании к  темам смерти и болезни. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа "Христиания - богема" и афористаческой "Библии анархиста". В это же время А. Стринд-берг написал роман "Красная комната", в котором жестокость возводится в высший культ. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Все это очень серьезно повлияло на болезненно, остро воспринимавшего человеческие страдания Мунка. Богема стала для него второй семьей. Его творчество резко изменилось. В нем появились гротеск, надрыв, страх перед непознаваемостью мира и человека, болезненная эротика. И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни.

Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в  Берлине группа художников во главе  с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу  и организации "Нового Сецессиона". В 1890-е годы - первом десятилетии XX века Мунк жил то в Париже, то в Берлине, ездил по Франции и Италии. Это  время, когда у него выработался  свой стиль - один из вариантов возникшего в Европе арт-нуво. Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, тоску. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году "Пепле" - в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Девушка есть и в "Танце жизни" (1899-1900), и в картине "Три возраста женщины" (ок.1895).

В живописных картинах Мунка появился резко очерченный контур, который особенно заметен  в серии его "Мостов", где  подчеркнут ритм расходящихся линий  перил, над которыми неподвижно застыли  люди. В тех же линейных ритмах с  чередованием светлых и темных полос  написаны северные пейзажи - лесные массивы, фьорды. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов ("Портрет сестры", 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в "Автопортрете с папиросой" (1895). Его краски стали  резче и интенсивнее.

Мунк  был не только художником-станковистом, но и монументалистом. В 1910-1916 годах  он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские  работы Ницше.

Мунк  работал в технике гравюры  на дереве, офорта, черной и цветной  литографии. Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск - как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда - и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность  посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении  главной мысли. Офорт "Голос" был  создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного  луной пейзажа веет тишиной. Все  вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Тончайший серебристый  тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. Лунный свет, который освещает поверхность  воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних  сил.

Свет, как  средство выражения, был в произведениях  Мунка, особенно в его графике, первостепенным. Он выступал и как композиционно-строящее, и как материально-разрушающее  начала. Свет придавал произведению необходимый эмоциональный настрой.

Мунк, как  и Гоген, часто обыгрывал фактуру  дерева, иногда в декоративных целях, иногда - в смысловых. В созданной в 1902 году гравюре "Поцелуй" волнообразные линии текстуры дерева - это своеобразный камертон эмоционального состояния слившихся воедино в страстном порыве героев. Большинство ксилографии Мунка построено не на традиционном черном пятне, а на белом.

В последние  годы жизни Мунк писал много автопортретов  и портретов, в которых есть и  юмор ("Автопортрет. У Мунка грипп", 1919), и скептицизм, но и гуманизм человека, прожившего сложную, яркую жизнь.

Каждый его  портрет - это не только изображение  конкретного человека, но и символ определенных представлений. Символом обаяния и гармонии стал созданный  в 1903 году "Портрет Евы Мудосси". Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру "Мадонна". В созданном в 1896 году "Портрете Августа Стриндберга" на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы - волнообразными линиями. Мунк практически не использоваал прямых линий. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, "энергию жизни" героев способны только взвихренные, волнообразные линии.

В те редкие моменты, когда Мунк чувствовал спокойствие  и радость, он писал картины в  духе созданного им в 1903 году полотна "Девушки  на мосту".

Мунк  стремился подчинить композицию своих произведений ярко выраженному  линейному движению, создать из линий  фигуры, которые, отдаляясь от реальных прообразов, приобретали самостоятельную экспрессию. В 90-е годы Мунк создал произведения, которые закрепили достижения стиля модерн и в то же время открыли дорогу экспрессионизму.

Когда Эдварду  Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Художник отверг все попытки немцев привлечь его  к сотрудничеству с квислинговцами, он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Мунк умер 23 января 1944 года, так и не дожив  до освобождения своей родины.

 

 

3.1 Философия творчества Э. Мунка 

 

 

За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк — живописец, рисовальщик  и гравер — создал поразительно много произведений: от миниатюрных  графических листов до масштабных полотен. Его наследие — это более 1000 работ  маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей.

Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии. Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости  его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности  неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк неоднократно говорил, что он изображал не просто то, что  видел, а то, что пробуждало в нем  философскую реакцию. Такое видение  мира стало определяющим и для  Мунка-живописца, и для Мунка-графика.

Он был одержим работой  и сам об этом говорил так: «Писать  для меня — это болезнь и  опьянение. Болезнь, от которой я  не хочу отделаться, и опьянение, в  котором хочу пребывать». В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением  отчаяния и пессимизма.

Особый период в творчестве Мунка — 90-е годы прошлого века. Именно в это время он создает произведения, в которых тема страдания и  одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Главное для художника — изображение «состояния нагой души». Недаром его картины носят названия, обобщающие формулы, понятия, настроения, состояния: «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность» и т.д.

 
Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз появлялись на полотнах Мунка и раньше. В  частности, этому посвящена целая  серия картин и гравюр «Больная девочка». Последовательное развитие этой темы, поиски ее различных решений стали неотъемлемой частью творческого метода Мунка.

Так, реальные предметы и  фигуры людей на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста; пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур; лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе (картина 1896 года «Смерть в комнате больного»).

Особенно ярко образная система  символизма нашла свое выражение  в цикле его произведений под  общим названием «Фриз жизни». Сам Эдвард Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти, над которой он работал в течение тридцати лет. Он задумал ее как «цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». «Фриз жизни» включает такие картины, как «Поцелуй», «Барка юности», «Вампир», «Мадонна» и другие. Тема самой большой картины из этого цикла — мужчина и женщина в лесу, — может быть, несколько выпадает из общего тона других полотен, но она — необходимое звено в цепи.

      Сам художник — молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и бескомпромиссный, — трудно сходился с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них.

Мотивы смерти и страха (наряду с эротическими мотивами) характерны для всех картин цикла «Фриз жизни», а используемые в нем приемы символизма — не просто дань одному из художественных течений того времени, Мунк долго находился под его влиянием. В это время ему особенно близким был живописный язык Ван Гога.

 

Его картины  полны странных и мистических образов, но живут они по законам реального мира, словно являются естественной его частью. Некоторые работы Мунка больше похожи на ночные кошмары, на некоторых запечатлены лишь виды природы. На самом деле именно природа всегда и была единственным предметом его творчества. Он вдохновлялся природой разных стран и отражал ее во всех ракурсах. На его картинах рождение новой жизни всегда имеет трагический оттенок, смерть же напротив, оборачивается рождением…

В картинах Мунка критики в первую очередь отмечают вихреобразный контурный рисунок и диссонирующую цветовую гамму. Откуда столько болезненности и мрачности? Детство Мунка не было беззаботным. Когда ему было пять лет его мать умерла от туберкулеза. От этой же болезни в возрасте пятнадцати лет умирает его сестра. Впоследствии в своем творчестве Мунк часто возвращается к теме смерти и угасания (картины «Больной ребенок» и «Комната умирающего»).

Как и положено мрачному экстремалу, в свое время Мунк лечился от алкоголизма, пребывал в депрессии, любил философию Ницше и избегал женщин. Страх противоположного пола отразился в сериях картин «Вампир», «Поцелуй».

Нет, Мунку  было не суждено стать непризнанным гением. Слава к нему пришла еще при жизни. После выставки в Берлине о нем заговорили как о пионере экспрессионизма. В 1906 году ему был вручен орден Святого Улафа. Кстати, именно в это время он проходил курс лечения от алкоголизма в Копенгагене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эдвард Мунк «Крик»