Эдвард Мунк «Крик»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Эдвард Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла возникнуть школа. Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Содержание

Введение

Понятие экспрессионизм
Картина Э.Мунка «Крик»
Жизнь Эдварда Мунка
Философия творчества Э.Мунка
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мунк.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет культуры и искусства

Факультет истории искусства

Специальность Культурология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: История искусств

Тема: Эдвард Мунк «Крик»

 

 

 

Работа выполнена

Студенткой 4 курса 13406 группы

Заочной формы  обучения

Полуэктовой О.А.

Проверил: Гармиза Н.В.

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

План.

 

 

 

Введение 

 

  1. Понятие экспрессионизм
  2. Картина Э.Мунка «Крик»
  3. Жизнь Эдварда Мунка
    1. Философия творчества Э.Мунка
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

На грандиозной  парижской выставке «Истоки XX века»  имя Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и Ван Гогом. Его признали одним из ведущих европейских художников двадцатого века.

Эдвард  Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла  возникнуть школа. Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма  и реализма. Думается, что не имеет  смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления  жизни художник «пропускал» через  себя, очень индивидуально воспринимая  их. Эти явления, в образах и  идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Создав  множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую  судьбу многих своих героев. В его  жизни были запои, тяжелейшие нервные  срывы, увлечение наркотиками и  частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в  психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся  к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с  огромным интересом наблюдал, как  пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и  пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С  этой дружбы началась история арт-терапии  – исцеления искусством. Благодаря  лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет  до смерти разобрал личный архив и  обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение  от душевных недугов Мунк   скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.

Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х  годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в это время — 1880-1890-е годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка:«Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Крик», «Танец жизни». Все они основаны на личных переживаниях. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии.

 

 

 

1. ЭКСПРЕССИОНИЗМ  

 

Направление в живописи, развивавшееся в период с конца XIX в. примерно до 1925. Оно отражало тревожную атмосферу   накануне  первой  мировой войны. С точки зрения истории живописи оно представляет собой реакцию на импрессионизм  и  отказ  от  его объективности и научного оптимизма. Родиной экспрессионизма стала  Германия.  Развитие идей в Германии во второй половине XIX в. свидетельствует о появлении нового отношения к искусству.

Хотелось  бы выяснить, какой смысл имеет  слово «экспрессионизм» и, прежде всего, как оно возникло. Во многих исследованиях  утверждается, что оно появилось  в Германии благодаря Вильгельму Воррингеру, автору работы «Абстракция и чувствование» впервые употребившему это слово в 1911 г.

Предшественники: норвежец    Эдвард  Мунк,  голландец  Винсент  Ван Гог, бельгиец Джеймс Энсор  и,  отчасти, француз Тулуз-Лотрек способствовали формированию  умов  1900-х.   Самым первым был Энсор. В 1888 он написал «Въезд Христа в Брюссель»  (Малибу, музей   Гетти).   Это  произведение представляет собой  острую  сатиру, но  влияние  ее  было ограниченным. Творчество Ван Гога  вызвало  более широкий отклик, создало более широкую теоретическую  базу  и  придало цвету  неизвестную  доселе символическую и выразительную силу «Вороны в пшеничном поле» (1890 Амстердам,  музей Ван Гога). Произведения Мунка прекрасно иллюстрируют первоначально тесную связь между  символизмом и экспрессионизмом. Его картина  «Крик» (1893  Осло,  Нац. галл.)  -  это  настоящий  манифест, созданный  под влиянием графических стилизаций Югендстиля и новой  концепции формы и цвета. Кроме того,  всех этих художников  объединяет  значимость их жизненного  опыта,  их  болезненная неуверенность в обществе,  а также, с точки зрения техники, особая роль цвета. В 1892 в Берлине прошла громкая выставка  Мунка.  Затем,  в начале века, в Берлине (1903), Мюнхене (1904) и Дрездене (1905) прошла  выставка  французских новаторов Гогена, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Ван Гога.

Экспрессионизм  имел в  этот  период различную функцию.  Обнажение человеческого характера и его драмы сочеталось  с желанием обновить механизм восприятия.

Закат  экспрессионизма  в живописи совпал с его распространением в театре и кино: театральные и кинохудожники  вдохновлялись   экспрессионистическим стилем живописи. Политические и социальные условия в Германии  оказывали влияние на все. Они ориентировали молодых  художников  на  формы,  в  большей степени связанные  с  современной  действительностью,  в  ущерб  еще  недавно всемогущей субъективности.  Прежние экспрессионисты перестали быть окаянными художниками,  ослабло напряжение их работ.

Экспрессионизм  овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства. Протекая в сфере искусства, экспрессионизм, тем не менее, носит все признаки явления более широкой общественной значительности. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры

Экспрессионизм - протест против внешних летучих  впечатлений импрессионизма, против духовного тупика, против тупика точных наук, против рационалистического фетишизма, против механизации жизни во имя человека. Формулировка его не ясна и потому широка и живуча. Пожалуй, трудно установить по произведениям экспрессионистов, например, их политическую ориентацию, но буря эмоций, шквал переживаний, протест против стандартного и «штампового» восприятия мира, нестандартность мышления и выражения мыслей прослеживается в каждом из произведений творцов в данном направлении искусства, заставляя задуматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Картина Э. Мунка «Крик»

 

Самым значительным в творческом наследии Мунка можно  считать созданный им в 1890-1910-е  годы цикл "Фриз жизни". По замыслу  он должен был состоять из картин символического содержания, в основе которых лежала бы жизнь "со всеми ее причудами, все ее вариации, ее радости и  печали". Но кроме задуманных картин, "Фриз жизни" объединил ряд  живописных и графических произведений, каждое из которых связано с трагическим  и оптимистическим аспектами  бытия. В 1918 году Мунк писал: "Я работал  над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет". Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", "Крик", сюжеты с образом Мадонны, с улицей, мужчинами  и женщинами, вампирами... В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под  кронами деревьев развертывается вся  жизнь с ее радостями и печалями.

Картина «Крик», написанная в 1893 году, стала  самой дорогой в мире, она продана  на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордную сумму — почти 120 миллионов долларов, что на 40 миллионов больше стартовой стоимости лота.Изначально картина называлась «Отчаяние». Картину Эдварда Мунка «Крик» считают одним из самых узнаваемых в мировой живописи полотном и даже называют канонической, как «Подсолнухи» Ван Гога или «Черный квадрат» Малевича. На картине изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши.

Вот как  написал сам художник в своем дневнике, что подтолкнуло его к написанию картины: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Вот что  писал о картине писатель и  друг Мунка Станислав Пшибышевский "Крик"! Невозможно даже дать представление  об этой картине, - все ее неслыханное  могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся  миров... И небо кричит, - вся природа  сосредоточилась в страшном урагане  крика, а впереди, на помосте, стоит  человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы".

Возможно, более яркого описания этой картине  нельзя и представить.

Тем не менее, остается загадкой, кем является это  бесполое существо, изображенное на переднем плане. Ученые выдвинули версию, что  прообразом послужила мумия инка, которую Мунк возможно, видел на всемирной выставке проходившей в Париже в 1889 году. Однако, есть еще одна мумия, которая тоже могла послужить источником вдохновения для норвежского художника. Эта мумия находится во Флорентийском Музее Натуральной Истории. Предполагается, что Мунк путешествовал по Италии и мог побывать и во Флоренции, где и увидел мумию.

Однако, что там мумии. Можно предположить, что художник все-таки хотя бы мог  их видеть, а послужили ли они  прототипами или нет - это уже  другой вопрос. Куда более невероятная догадка, о том, что кричащее существо похоже на инопланетянина, и уже выдвигаются смелые версии о том, что художник общался с представителями внеземных цивилизаций (еще одно, кстати, объяснение слабого психического здоровья Мунка), одного из которых он и изобразил.

Что уже  говорить о том, что "Крик" считается  обладателем мистического проклятия, которое подтверждается реальными  историями. Несколько человек, имевших  непосредственный контакт с картиной пали жертвами злого рока. Кто-то сгорел заживо, кто-то попал в ужасную  автокатастрофу, а кто-то заболел  страшной неизлечимой болезнью.

Но это  все фантазии и домыслы, пусть даже и аргументированные.

Весь  пейзаж картины это реально существующая местность в Осло, тогда Христиании, но мало того, что с этого моста  часто скоропостижно завершали  свои дни самоубийцы, рядом с мостом, расположено здание в те времена  это была клиника для душевнобольных женщин. Тогда поговаривали, что  с моста были слышны крики обитательниц невеселого заведения, в котором, к  слову сказать, проходила лечение  и сестра художника. Таким образом, это место, которое изображено на картине вызывало у Мунка неприятные ассоциации и чувства.

Можно отметить, что изображение моста, как такового, Мунк использовал не единожды, но в  менее эмоционально-негативных сюжетах.

Мунк  написал четыре «Крика» в разных техниках - две маслом и две пастелью. В музее Мунка (Осло) представлены две картины, одна маслом и одна пастелью, еще одна «картина маслом» - в Норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. Четвёртая картина, пастель, , была продана на аукционе, находится в собственности норвежского миллиардера Петтера Олсена.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Жизнь Эдварда Мунка

 

Эдвард  Мунк (1863-1944) - норвежский живописец  и график. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Смертельно уставший от жизни, пожилой человек  увидел себя стоящим по стойке "смирно" возле часов в спальне. Все  вокруг мрачно и бледно. Только на кровати  светится яркое покрывало. Оно как  бы отвлекает наш взгляд от готовящегося встретить смерть старого человека, художника, предвосхитившего своим  творчеством экспрессионизм, создавшего полную безысходности картину "Крик" и романтичную "Барку юности", вошедшие в цикл "Фриз жизни", над  которым Мунк работал долгие тридцать лет.

Творчество  норвежского художника Эдварда  Мунка - явление необычайно сложное. Художник "северного модерна" предвосхитил других и своим талантом, и остротой восприятия окружающего  мира, и особым, почти мистическим  возбуждением духа. Пройдя через влияние  позднего французского импрессионизма, он закрепился в стиле модерн и  одновременно как бы совместил его  основные приемы и формы с принципами экспрессионизма.

Информация о работе Эдвард Мунк «Крик»