Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Изобразительное искусство говорит образным языком. Оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………….………………...стр.2

Немного о программных задачах…………….……………………….стр.5 Отбор произведений живописи………………………………………....стр.7

Этапы ознакомления с живописью. Первый этап…………………....стр.10

Второй этап………………………………………………..……………стр.12

Третий этап………………………………………………..…………....стр.15
Занятие по теме «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»………………………стр.17
Занятие по ознакомлению детей с живописью. И.Грабарь. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»…………………………………………..стр.18
Занятие – два портрета и рисование портрета друга………………...стр.19

Занятие по ознакомлению детей с жанровой живописью. Рисование - «РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ»…………………………………………стр.20

Литература……………………………………...………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

Живопись 4 курс.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

В процессе формирования личностного отношения  дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать  о понравившейся ему картине: «кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»- предлагает воспитатель.

Очень важно при ознакомлении дошкольников с живописью на всех этапах педагогического процесса создавать условия для  активного  творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении. Обучать детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такой прием: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города. Какие еще вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?». Чем больше у детей возникает вопросов  в процессе  восприятия произведения живописи, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства, тем выше проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность. Вопросы детей обычно носят разносторонний характер, поэтому условно их лучше объединить в группы.

  1. О средствах выразительности, используемых художником: «Как написал художник светлый день, а солнца нет?». (Пластов А.А. «Лето»)
  2. О нравственных нормах поведения людей: «А почему дети убирают картошку?» (А.П.Ткачев «Трудовые будни»)
  3. О деятельности самого художника: «Как получились у художника такие светлые краски?» (П.Ф.Никонов «Лето»)
  4. О событиях, предшествующих картине и последующих: «Как дальше будут праздновать рождение железной дороги?» (В.Ф.Жемерикин «Серебряные рельсы»)
  5. Об окружающей действительности: «Какое солнце в космосе?» (Ю.М.Атланов «Над землей»)

Постановка  детьми подобных вопросов свидетельствует  о том, что у них формируется  определенная направленность взглядов, интереса к социальной жизни людей.

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «НЕЖНЫЙ НАТЮРМОРТ»

 

Программное содержание. Продолжать знакомить с натюрмортом, учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображенных художником, вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства; продолжать учить рисовать натюрморт, знакомить с правилами композиции, колоритом, развивать умения работать акварелью.

Материал. Репродукции: П.Кончаловский. «Сирень в корзине»; И.Грабарь. «Хризантемы»; А.Шилов. «Фиалки», песня «Мамин праздник» (муз. Гурьева, сл. С.Виноградова-аудиозапись); бумага А4, акварель, подснежники в прозрачной вазочке.

Ход занятия.

1часть. В начале занятия детям предлагается прослушать запись песни:

Весна стучится в окна,

Поет  на все лады.

Горят от солнца окна

И лужицы воды.

Я беленький  подснежник

Для мамы принесу,

Он пахнет нежно-нежно.

Как талый  снег в лесу….

                                    (С.Виноградов)

Вопросы:

  • как пахнет талый снег в лесу? (нежно-нежно, свежестью, весной, лесом, солнцем, теплом, талой водой и т.д.)
  • что вы ощущаете, когда чувствуете эти запахи? (становится радостно, весело, появляется бодрость, хорошее настроение и т.д.)
  • картины художников могут вызвать у человека такие же ощущения, как музыка, стихи, картины природы? Детям предлагается рассмотреть три картины.
  • что изобразил художник и к какому жанру относятся эти произведения? (натюрморт, на картинах нарисованы цветы: сирень, хризантемы, фиалки.)
  • какие цвета, оттенки использовали художники? (Фиолетовый, лиловый,  светло-фиолетовый, нежно-розовый, желтый, салатовый, зеленый, ярко-зеленый и т.д.)
  • чтобы подчеркнуть состояние радости, веселого настроения от пышного цветения сирени, художник П.Кончаловский помещает свою сирень в корзину. Кокой прием он использует, чтобы подчеркнуть, что не только он радуется весне, а и вся природа вместе с ним? (За окном художник нарисовал целое море цветов.)
  • как мастер показывает нам, что главное на картине- это цветы? (Он пользуется цветом: всеми оттенками фиолетового, сиреневого, розового, а фон он рисует в коричневых тонах.)
  • как художник И.Грабарь написал хризантемы, чтобы они казались еще нежнее, свежее и светлее? (он рисует хризантемы на белой скатерти легкими, как бы беспорядочными мазками, но они, сливаясь, кажутся живыми лепестками.)
  • чем отличается натюрморт нашего современника А.Шилова от двух предыдущих картин? (Художник выписывает каждый цветочек, листочек, узор на скатерти, каждую складочку.)
  • какое настроение вызвали у вас эти картины?

    2часть.  Рисование подснежников.

    Советы  воспитателю. Перед занятием полезно рассматривать букеты живых цветов, комнатные растения. Их изображения на открытках, репродукциях с целью вызвать эмоциональный отклик на увиденное в душе ребенка. Накануне организовать выставку натюрмортов с изображением цветов.

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ  С ЖИВОПИСЬЮ. И.ГРАБАРЬ. «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»

 

Программное содержание. Знакомить детей с произведениями живописи. Воспитывать интерес к искусству. Учить раскрывать образ, дополнять его поэтическим словом, сравнениями. Продолжить знакомство детей с понятием «ПЕЙЗАЖ».

Ход занятия. Выставка картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Предложить рассмотреть картину и подумать, о чем она рассказывает. Прочитать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя  на солнце, снег лежит… 

Вопросы:

  • что больше всего поразило вас в картине? (на переднем плане картины – береза: с раскидистыми ветвями, с толстым, золотистым, белым стволом. Она высокая: на картине не видно ее верхушки. За нею – ее подружки с тонкими золотистыми стволами.)
  • какой день изображен на картине? (Яркий, солнечный, зимний день. Небо, снег, серебристые стволы берез – все сияет фантастической красотой.)
  • какие цвета использует художник изображая, небо, снег? (синий , светло-синий, бирюзовый, желтовато-голубые.)
  • что виднеется там, вдали за березами? (Поле. Лес)
  • можно ли по цвету картины узнать, радостное или печальное событие изображает художник? Какую картину написал художник? (Радостную. Вся природа и художник радуется – конец зимы!)

Эту картину  написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Он очень любил русскую природу  и написал много чудесных картин об осени, зиме, весне.

  • как бы вы назвали эту картину? Художник И.Грабарь назвал эту картину «Февральская лазурь». Лазурь- значит, голубой.
  • Как называются такие картины: о природе, о временах года? (Пейзаж.)

Пейзаж- это картина, на которой изображена природа. Нет ничего прекраснее природы, поэтому все художники, поэты, композиторы воспевали ее красоту в своих произведениях.

Советы  воспитателю. Провести наблюдения за березами в парке зимой в разную погоду: в солнечный морозный день, в пасмурный день, в оттепель.

Чтение  стихотворений: А.С.Пушкин. «Идет волшебница зима», «Зимнее утро» (отрывок); С.А.Есенин «Береза».

Рассматривание  репродукции картины И.Грабаря  «Зимний день» с изображением зимнего пейзажа, иллюстраций А.Парамонова к стихотворению С.А.Есенена «Береза».

ЗАНЯТИЕ – ДВА ПОРТРЕТА И РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА ДРУГА

 

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить рассматривать картины, выделяя их художественные особенности: композицию, колорит, воспитывать внимательное отношение друг к другу; продолжать учить рисовать портрет, добиваясь сходства с помощью различных выразительных средств.

Материал. А.Мыльников. «Верочка»; С.Чуйков. «Дочь Советской Киргизии»; музыка «Нежные звуки любви» из серии «Happy baby» (аудиозапись); бумага А4, картон, гуашь, сангина, уголь, пастель, восковые мелки.

Ход занятия. 

1часть.  Рассказ воспитателя.

В нашей  галерее – выставка двух новых  картин. К какому жанру живописи их можно отнести? (Портреты).

Давайте вместе посмотрим на портреты и попробуем  ответить на вопрос: «Как художнику  удается получить почти живое изображение?».

Шагнем  вместе с автором за рамку картины (звучит нежная лирическая мелодия  – фон к рассказу педагога). Вместе с Верочкой, а именно так назвал художник А.Мыльников этот портрет, мы очутились на даче. У Верочки  светлая, нежная кожа, легкий румянец на щеках, нежные черты лица… Еще мгновение и она улыбнется и скажет нам что-нибудь приветливое, а может, пригласит погулять вместе с ней в саду. Поправит прядь темных волос и тихо возьмет за руку: «Пойдем?». Вы слышите, как за окном, там, на картине, щебечут птицы, и чувствует запах цветов на столе. В мире покой, радость. Кажется, что от  картины исходят светлые лучи. Почему?

Художник  пользуется светлыми-пастельными тонами: нежно-розовым, голубым, бледно-желтым, и поэтому  возникает ощущение, что вокруг пропитано солнцем, его ласковыми лучами.

Теперь  обратимся к другому портрету (музыка сменяется на энергичную, темпераментную) – это  совсем другая девочка! Дочь жарких степей Киргизии на полотне  художника С.Чуйкова. Ее смуглое, почти  коричневое лицо устремлено вперед  -  на встречу обжигающему ветру. Узкие раскосые глаза не боятся знойного  солнца. Она решительна, горда и независима. Портрет тоже пронизан солнцем, но разве это то же солнце, что и в первой картине?

Художник  Чуйков пользуется яркими, насыщенными красками: ярко –синий, алы, пронзительно- голубой цвета помогают отразить в портрете не только внешность девочки. Но и ее характер.

2часть. Рисование портрета друга.

Советы  воспитателю. Проведение этого занятия предусматривает предварительное знакомство с жанром портрета, до занятия дети рассматривают другие портреты, определяют характер героев, вид портретов, рассматривают себя и друга в зеркале, сравнивают.

Дидактическая игра «Выложи портрет». 

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ  С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ. РИСОВАНИЕ – «РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ» 

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, учить понимать содержание художественного произведения, обращать внимание на выразительные впечатления. Передавать мимику, позу, жест, движение, лицо фигуру человека в профиль, для раскрытия характера, настроения; строить сложную многоплановую композицию; использовать цвет как выразительное средство. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение доводить начатое до конца. Развивать познавательную активность и желание использовать полученные знания в своем творчестве.

Материал. Открытки с репродукциями картин: О.Отроженко «Маленькая хозяйка»; Г.Кириленко-Баранникова «На тренировке»; В.Виноградова-Готье «В школу»; В.Баринова-Кулеба «К маме на ферму»; Т.Яблонская «Лето»; И.Шевандронова «В сельской библиотеке»; П.Кончаловский «Катенька у окна»; А.Дейнека «Будущие летчики»; Т.Салахов «Айдан».

Бумага  разного формата, разные материалы.

Ход занятия.

1часть  Воспитатель спрашивает детей, какие картины мастеров жанровой живописи дети помнят, о чем рассказывают эти картины?

Рассказ воспитателя 

  • Рассказали  картины нам о жизни людей  не словами, а своим собственным  языком, который вы уже научились  немного понимать (раздает детям  открытки с репродукциями картин). Предлагаю внимательно рассмотреть их, попытаться самостоятельно  разобраться, что изображено, чем заняты люди, какое у них настроение, о чем они думают, о чем хотел нам рассказать художник. (Выслушивает рассказы детей.) Хочу обратить внимание на то, как изображены люди в движении. Как поза передает настроение человека, как по выражению лица можно догадаться, что человек чувствует, переживает.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников посредством живописи