Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей

искусства как средства эстетического

воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,

если использовать в учебной деятельности

средства искусства, а именно средства

изобразительного искусства, музыки,

литературы, архитектуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших

школьников. 4

§1. Сущность эстетического воспитания. 4

§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10

§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18

§1. Эстетическая сущность искусства 18

§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20

§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках

художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)

24

Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших

школьников средствами искусства. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

БИБЛИОГРАФИЯ 35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 111.20 Кб (Скачать)

уделяется  должного  внимания  чистоте  кабинета,  у  школьников  постепенно

складывается установка  на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

      Эстетика поведения и внешнего  облика,  -  не  менее  значимый  фактор

эстетического воспитания. Здесь  существенное  влияние  на  детей  оказывает

непосредственно личность учителя. Как отмечает  К.В.  Гавриловец:  "В своей

работе, учитель  влияет на воспитанников всем своим  внешним  обликом.  В  его

костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде,  которое

не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же  время деловой стиль в

одежде, чувство  меры в косметике, выборе украшений  помогают  формировать  у

подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и  внутреннего в  облике

человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий  достоинства

человека" (4; 14).

      А.С.  Макаренко  также  уделял  большое  внимание  внешнему   виду   и

утверждал, что  у учеников "ботинки должны быть всегда  почищены,  без  этого

какое может быть воспитание? Не только зубы, но и  ботинки.  На  костюме  не

должно быть никакой  пыли. И требование прически… серьезные  требования  надо

предъявлять к  каждому пустяку, на каждом шагу  -  к  учебнику,  к  ручке,  к

карандашу" (14; 218).

      Об эстетике поведения, или  культуре поведения много говорил 

В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он  включает  и  "культуру  общения:

общение между  взрослыми и детьми, а также  общение  в  детском  коллективе".

"Сила   воспитательного   воздействия   внутриколлективных   отношений    на

эстетическое развитие личности заключается в том,  что  опыт  общения,  даже

если  он  недостаточно  осознается,  глубоко  переживается  человеком.   Это

переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое  положение  среди

них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

      Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности,  как

назвал  его  А.С.  Макаренко,  стимулирует  наиболее  полное   самовыражение

личности  в  коллективе,  создает  благоприятную  атмосферу   для   развития

творческих задатков школьников, обнажает красоту  чутких  отношений  друг  к

другу.  В  качестве  примера   прекрасных   эстетических   отношений   можно

рассматривать  такие  отношения,  как  дружба,  взаимопомощь,  порядочность,

верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей  вместе со  взрослыми в

отношениях самого различного достоинства накладывает  глубокий  отпечаток  на

детскую личность, делая их поведение прекрасным или  безобразным.  Через  всю

совокупность   отношений   и   осуществляется   формирование    нравственно-

эстетического облика ребенка.

      Важнейшим  источником   эмоционального   опыта   школьников   являются

внутрисемейные  отношения.  Формирующее   и   развивающее   значение   семьи

очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на  эстетическое

развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят  разговоры

о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах  в театр,  музей  не

может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким  детям,  постараться

восполнить  недостаток  эмоционального  опыта,  особой  заботой  в  классном

коллективе.  Задачей классного руководителя  является  проведение   бесед,

лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего  поколения.

      Помимо воздействия на  ребенка   средств  окружающей  действительности,

эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в  школе.  По  словам

Д.К. Ушинского  каждый предмет в  школе  может  эстетически  воспитывать:  «в

любом предмете есть более или менее эстетический элемент»  (16;  56).  Любой

предмет,  будь  то  математика,  физкультура,  природоведение   вызывает   в

школьнике определенные эмоции  посредством своего  материала.  Чтобы стать

средством эстетического  воспитания учителю достаточно  творчески  подойти  к

предмету своей  науки,  пробудить  творческий  интерес  к  нему  школьников.

«Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция,  мера  симметрия  и

другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно  рассматривать

пропорциональность  различных  прямоугольников,   гармонические   колебания,

формы кристаллов, типы математических доказательств, физические,  химические

и математические формулы, - во всех этих случаях можно  обнаружить красоту  и

гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме  того,  опытные

педагоги отмечают, что  «объяснение  нового  естественнонаучного  термина  и

одновременное определение  в нем эстетического  элемента  является  одним  из

способов развития познавательной  активности  школьников.  Процесс  обучения

приобретает  для  школьников  привлекательные  черты,  абстрактный   научный

термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к  самому

предмету» (17; 202).

      Одним из важных источников  эстетического  опыта  школьников  является

разнообразная  внеклассная  и  внешкольная  работа.  В  ней  удовлетворяются

насущные потребности  в общении, и происходит творческое  развитие  личности.

На   внеклассных   мероприятиях   дети   имеют   большие   возможности   для

самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт  по  эстетическому

воспитанию школьников в процессе  внеклассной  и  внешкольной  деятельности.

Большой практический опыт в этом деле  принадлежит  А.С.  Макаренко  и  С.Т.

Шацкому. В организованных ими воспитательных  учреждениях ребята  принимали

широкое  участие  в   подготовке   самодеятельных   спектаклей,   творческих

драматических  импровизаций.  Воспитанники  часто   слушали   художественные

произведения  и  музыку,  посещали  и  обсуждали  театральные  постановки  и

кинофильмы, работали в изокружках и студиях,  проявляли себя  в  различных

видах  литературного творчества.  Все это служило действенным   стимулом

развития лучших черт и качеств личности.

      Таким  образом,  средства  и   формы  эстетического  воспитания  весьма

разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе

и заканчивая «шнурками  на ботинках». Эстетически воспитывает  буквально  все,

вся окружающая нас  действительность.  В  этом  смысле  к  важным  источникам

эстетического  опыта  детей  относится  и  искусство,  так  как:  "Искусство

является  наиболее  концентрированным  выражением  эстетического   отношения

человека к действительности и поэтому играет  ведущую  роль  в  эстетическом

воспитании" (15; 14). В связи с этими словами Б.М.  Неменского  и избранной

темой  курсовой  работы,  проблеме   эстетического   воспитания   средствами

искусства следует  отвести отдельный параграф. 
 
 

          Глава II. Искусство как средство  эстетического воспитания 
 

      В  этой  главе  мы  рассмотрим  особенности  искусства,  как   средства

эстетического   воспитания   младшего   школьника.   Для   этого    раскроем

эстетическую сущность искусства и особенности его  восприятия детьми. 
 

                     §1. Эстетическая сущность искусства 
 

      В первом  параграфе  второй  главы  мы  считаем  необходимым   раскрыть

эстетическую сущность искусства, для того чтобы  выяснить  действительно  ли

искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает  Б.М.

Неменский.

      Важность искусства в эстетическом  воспитании не вызывает сомнения, так

как оно является собственно его сутью. Особенность  искусства  как  средства

воспитания заключается  в  том,  что  в  искусстве  "сгущен,  сконцентрирован

творческий опыт человека, духовное богатство"  (28;  75).  В  художественных

произведениях различных видов искусства люди  выражают  свое  эстетическое

отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни  и природы.  "В

искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, 

идеалы" (21; 142). Искусство  дает огромный материал для познания  жизни.  «В

том-то  и  заключается  основная  тайна  художественного   творчества,   что

художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их  а такие

полнокровные художественные образы, которые с огромной  эмоциональной  силой

действуют на каждого  человека, заставляя его постоянно  размышлять  о  своем

месте и назначении в жизни» (13; 103).

      В процессе общения ребенка  с явлениями искусства, накапливается   масса

разнообразных, в  том числе и эстетических, впечатлений.

      Искусство оказывает широкое  и многостороннее воздействие  на  человека.

Художник, создавая  свое  произведение,  глубоко  изучает  жизнь,  вместе  с

героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется  и  страдает.

Любое произведение  вызывает  наше  ответное  чувство.  Б.М.  Неменский  так

описал это  явление:  "И  хотя  сам  по  себе  творческий  процесс  создания

художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек  вслед

за художником творцом погружается в  него  всякий  раз,  когда  воспринимает

произведение искусства. Он вновь и вновь в меру  своих  личных  способностей

становится творцом, "художником", переживая  жизнь  как  бы  "душой  автора"

того  или  иного  произведения,  радуясь  или  восхищаясь,   удивляясь   или

испытывая гнев, досаду, отвращение".

      Встреча с явлением искусства  не делает человека сразу духовно   богатым

или эстетически  развитым, но опыт эстетического переживания помнится  долго,

и человеку всегда хочется  вновь  ощутить  знакомые  эмоции,  испытанные  от

встречи с прекрасным.

      "Постижение искусства есть  познавательный процесс глубоко   творческого

характера", - отмечают авторы  книги  "Эстетическое  воспитание  школьников"

(28; 75). "Энергия  активного, творческого  отношения   человека  к  искусству

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства