Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей

искусства как средства эстетического

воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно,

если использовать в учебной деятельности

средства искусства, а именно средства

изобразительного искусства, музыки,

литературы, архитектуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших

школьников. 4

§1. Сущность эстетического воспитания. 4

§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10

§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18

§1. Эстетическая сущность искусства 18

§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20

§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках

художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)

24

Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших

школьников средствами искусства. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

БИБЛИОГРАФИЯ 35

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 111.20 Кб (Скачать)

задачи, методы и  приемы.

      Педагогический эксперимент проводился  в 3 «Г» классе средней  школы   №

45 г. Архангельска. В эксперименте участвовало 26 человек.

      Выявление возможностей искусства,  как основного средства эстетического

воспитания младших  школьников явилось предметом настоящего исследования.

      Основным методом исследовательской  работы был эксперимент. Кроме  того,

использовались  и другие методы:

  - изучение  и  анализ  теоретических   работ  по  психологии,  педагогике,

    искусствоведению;

  - изучение  и анализ методической литературы;

  - наблюдение  за детьми;

  - анкетирование;

  - беседа.

      В ходе работы над теоретической  частью была  сформулирована  следующая

гипотеза:  эстетическое  восприятие  художественных  произведений  различных

видов искусства (музыки, живописи, архитектуры и др.) позволит  сформировать

у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать  не

только  эстетическому,  но  и  интеллектуальному,   творческому,   духовному

развитию ребенка.

      Исходя  из  гипотезы,  мы  выдвинули   следующие  задачи  исследования:

выявить интерес  младших школьников к  искусству  и  проверить  эффективность

урока по эстетическому  воспитанию младших школьников средствами искусства.

      Экспериментальная работа проходила  в два этапа, первый из которых   был

подготовительный.

      В ходе подготовительного этапа  экспериментальной работы  было  сделано

следующее:

     1.   Проанализированы   учебные   программы   по   курсам    «Музыка»,

        «Изобразительное искусство и  художественный труд».

     2. Проанализирована  работа учителей предметов   художественного  цикла,

        которая была выявлена в ходе  беседы.

     3. Разработаны  и подготовлены вопросы для  анкеты.

     4. Подобран  наглядный  материал,  разработан  и  подготовлен  урок  по

        знакомству младших школьников  с искусством.

      Эта работа привела к следующим  результатам.

      Искусство как средство  эстетического   воспитания  в  начальной   школе

реализуется  на  уроках  художественного  цикла   (музыке,   изобразительном

искусстве, литературе или чтении).  В ходе  анализа работы  учителей  была

выявлена  следующая  особенность.  На  уроках   изобразительного   искусства

предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию  изобразительной  грамоты,

то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на  чтении  –  выразительному

чтению, то есть совершенствованию  практических навыков. Совсем не  уделяется

внимание  познанию  самих  художественных  произведений,  а   если   это   и

происходит, то лишь  на  поверхностном  уровне.  В  теоретической  части  мы

отмечали,  как  важно  правильно  подходить  к  восприятию   художественного

произведения.  Мнения  педагогов  и  искусствоведов  по  этому  вопросу  нам

известны:   «Потенциальные    возможности    художественного    произведения

необозримы… В результате  длительного общения с произведениями  искусства

развиваются не только те стороны  личности  школьника,  которые  питаются  в

первую очередь  образно- эмоциональным содержанием произведения  искусства –

эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но  и  формируется  весь

строй  личности,  личные  и   общественные   представления,   мировоззрение,

складывается ее нравственный и эстетический идеал» (17; 5).

      Кроме того, отсутствие на уроке  художественного  цикла  теоретического

материала  об   искусстве,   его   видах,   представителях,   художественных

произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

      Таким образом,  получив  начальные   посылки  в  ходе  подготовительной

работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

      Детям была предложена следующая  система вопросов. 

                                   Анкета 

1. Сколько раз  в этом учебном году ты был  в театре, музее, на выставке,  на

    концерте? 

2. Считаешь ли  ты, что этого достаточно, чтобы  быть культурным человеком? 

3. Нравится ли  тебе посещать театры, музеи выставки, концерты? 

4. Хотел бы ты  бывать там чаще? 

5. Что ты знаешь  об искусстве? 

6. Хотел бы ты  больше узнать об искусстве? 

7. Нравятся ли  тебе книги, передачи об искусстве? 

8. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый   урок,  где  бы  рассказывали  об

    искусстве? 

      Результаты были следующие. В  данном классе дети за пределами  школы, то

есть  самостоятельно,  довольно   часто   посещают   культурные   учреждения

(Приложение 1). Они  с удовольствием ходят туда. На  вопрос «Нравится ли  тебе

посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 23  человека,  «не

очень»  -  3  человека  (Приложение  2).  14  человек  считают,  что   этого

достаточно, чтобы  быть культурным  человеком,  и,  между  тем,  24  человека

хотели бы бывать там чаще.

      Несмотря на такой неподдельный  интерес младших школьников к   различным

видам  искусства,  у  них  все  же  наблюдается  ограниченность  в   знаниях

непосредственно  о  самом  искусстве.  Так  на  вопрос  «Что  ты  знаешь  об

искусстве?» честно признались «не знаю» или «не  помню» 13  человек,  «много»

ответили  5  человек,  не  распространяя  свой  ответ,  и  лишь  8   человек

попытались дать развернутый ответ, более или  менее  правильными  из  которых

были только три: Искусство - это когда человек  творит картины,  рисует  их»,

«В искусстве  есть несколько жанров»,  «Искусство  –  это  умение  что-нибудь

делать».  Понимая  свою  ограниченность  в  знаниях  этой  области,  лишь  4

человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в  области  искусства.

На  вопрос  «Хотел  бы  ты  больше  узнать  об  искусстве?»   они   ответили

отрицательно. Однако,  на  вопрос  «Нравятся  ли  тебе  книги,  передачи  об

искусстве?» «да» ответило лишь 11  человек – меньше  половины  класса.  Мы

можем объяснить  это тем, что, несмотря на  обилие  разнообразной  литературы

для детей в  наше  время,  книг  по  искусству  адаптированных  для  младшего

школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более  старшую

аудиторию. Об этом говорит и ответ Олеси Козловой, в котором она пишет,  что

таких книг она  просто не видела (Приложение 4).

      На вопрос о введении нового  урока искусства мнения класса  разделились.

Положительно отреагировала  лишь половина класса 

(14 человек), 2 человека  написали «не очень» и «нет»  – 10 человек.

      В ходе беседы с учениками  ответившими «нет» выяснилось, что  в основном

они считают, что  такой новый урок искусства будет  скорее скучным  и  поэтому

они не хотели бы его  введения. Примечательно, что из 10  человек  ответивших

«нет» девять –  мальчики, причем в учебе стоящие  не на первом месте.  И,  как

нам кажется, они  были  не  против  введения  именно  предмета  искусства,  а

вообще против введения еще одного нового урока. В  этом ответе проявилось  их

отношение к учебе  в целом.

      Таким образом, проведя анкетирование,  мы выяснили, что интерес младших

школьников к  искусству довольно высок.  Им  нравиться не  только  ходить  в

театр на представления, посещать различные выставки или  цирк, но  они  также

хотели бы больше узнать о самом искусстве.  К  сожалению,  книги  на  данную

тему и образовательные  передачи по телевидению, как источник информации  для

младшего школьника  сегодня не доступны. В этом мы так же убедились,  побывав

в детских библиотеках  города.  Литература  по  искусству  предназначена  для

более  старшего  возраста.  Возникает противоречие  между потребностью   в

знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью  их  получения

– с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении  элементов

искусствоведения  в  уроки  художественного  цикла:  музыку,  изобразительное

искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть  работы.

      Цель  этого  этапа  -  выявить   возможности   средств   искусства   в

эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан  урок

(Приложение  3)  по  эстетическому  воспитанию,   где   основным   средством

воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили,  что

в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую  нужно

знать учителю  при  знакомстве  детей  с  искусством.  Оказывается,  учителю

самому мало знать  сущность искусства. Учитель  должен  помнить  и  понимать,

что он выступает  посредником между  ребенком  и  обширным  прекрасным  миром

искусства.  «Педагогическая  задача  учителя  состоит  в  такой  организации

процесса  познания   искусства,   которая   способствует   естественному   и

органическому проявлению собственных духовных сил ребенка» (23; 76).  Работа

учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной  и  правильно

организованной.

      «Правильная организация урока   предполагает:  четкую  постановку  цели

занятия, пробуждение  у  школьников  интереса  к  теме  урока,  использование

методов, активизирующих логическое  и  образное  мышление,  самодеятельность

учащихся, а  также  их  собственную  оценочную  деятельность,  своевременную

помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику,  справедливую

оценку их деятельности» (4; 10). Планируя занятие,  мы  старались  учитывать

все представленные требования.

      Основной  образовательной  задачей   урока  было  познакомить   детей  с

понятием  «искусство»  и  с  видами   искусства   на   конкретных   примерах

художественных  произведений.  Воспитательной  задачей  явилось  воспитывать

интерес у младших  школьников  к  искусству.  Развивающей  –  способствовать

развитию эстетических качеств младшего школьника (Приложение 3).

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства