Эволюция театрального искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть развитие Сахалинского театра с момента становления до настоящего времени

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Театр как социальный феномен человечества ……………………… 6
Глава 2. История Южно-Сахалинска как культурно-исторического центра..14
Глава 3. Театральная жизнь Южно-Сахалинска ………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...28
Приложение ……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая Максимова Александра.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению сакральности театрального действа. Новая концепция режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса превратилась в главного автора фильма [1].

     Существуют  следующие виды и жанры театрального искусства:

     - Комедия-вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества.

     В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия  итальянских гуманистов и испанская  комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия.

     По  принципу организации действия различают  комедию характеров, положений, идей.

     По  типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комическо-юмористическими, сатирическими.

     - Мелодрама-пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

     - Мим-комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

     - Мистерия-жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями. Водевиль-вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.

     - Драма - один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.      

     - Монодрама - драматическое произведение, исполняемое одним актером. Моралите-жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.

     - Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.

     - Пародия - 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.

     - Пастораль - опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

     - Соти - комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.

     - Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») - вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности трагедия отображала непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.

     - Фарс- 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Феерия-жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

     - Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.

     -  Флияки - народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространенные в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях богов и героев [4, c.126].

         Таким образом, мы можем сказать, что театр – это род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности посредством драматического действия. В театре актеры, перевоплощаясь в героев действия, воссоздают перед зрителями искусственную реальность, показывают развитие ситуации. В зависимости от формы актерской игры, выделяют драматический театр, оперный театр и балетный театр. Это основные формы театра, но существует еще несколько промежуточных. Также театром называют здание, в котором происходят театральные представления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. История Южно-Сахалинска, как культурно-исторического    центра 

        Южно-Сахалинск - административный центр Сахалинской области. Расположен на юге острова Сахалин в долине реки Сусунай. 
Первоначально, русское поселение Владимировка, затем, после перехода южной части острова под владение Японии, - Тоехара, центр губернаторства Карафуто. Название Южно-Сахалинск город получил в 1946 году. 
Южно-Сахалинск - культурный и деловой центр, с населением 165,000 человек. В черте города расположены железнодорожный вокзал и
аэропорт, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки на российский материк, Японию и Корею. В 1890 году в Южно-Сахалинске побывал великий русский писатель А. П. Чехов. Он поведал, что во Владимировке к тому времени проживал 91 человек, имелась Сельскохозяйственная ферма. Владимировка быстро росла. К началу 1905 года в ней гасчитывалось уже более 200 дворов.

     В 1905 году царское правительство подписало несправедливый Портсмунский договор и южная часть острова, в том числе и Владимировка, отошла к Японии. Она стала называться Тойохарой. 
Август 1945 года Советский Союз, верный союзническим обязательствам, вступил в войну с милитаристской Японией. Южно-Сахалинск был освобождён от японского засилья [24, с. 55].

         С 1945 года, с момента освобождения южной части острова от японцев, началось бурное строительство Южно-Сахалинска. Постепенно он превращается в крупный промышленный и культурный центр. В городе ныне представлены многие основные отрасли народного хозяйства, в том числе объединения "Сахалинрыбпром" и "сахалинбумпром". Город с каждым годом хорошеет, становится краше. Достопримечательная и площадь победы. На бетонном пьедестале застыли артиллерийские орудия времён минувшей войны, замер знаменитый Т-34. Они как нетленная память о тех, кто освободил южную часть острова от японских милитаристов. 
       Городской парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина - излюбленное место отдыха. Городской парк культуры и отдыха имени Гагарина г. Южно-Сахалинска начинает свою вековую историю еще в период японской оккупации Южного Сахалина. Детская железная дорога делит его на две части. Внутри двухкилометрового кольца железнодорожной линии - тенистые аллеи, беседки, искусственное озеро с лодочной станцией, лес, в котором произрастают многие виды растений, встречающиеся на острове. Западная часть парка - это стадион "Космос", павильоны игровых аттракционов, колесо обозрения [11, с. 112].

     В 1960 году состоялось торжественное открытие турбазы "Горный воздух". Началось строительство, а в 1971 году вступила в строй канатно-кресельная дорога.

     Гости Южно-Сахалинска, как правило, хотят  побывать на турбазе "Горный воздух". Она расположилась на склонах  горы Большевик. Отсюда на турбазу можно  подняться по канатно-кресельной дороге - единственной на Дальнем Востоке, а также по автомобильной дороге. В Южно-Сахалинск приезжают туристы не только из соседних областей Дальневосточного региона, но и из самых разных уголков нашей необъятной страны [11. с.135]. 
         С именем А. П. Чехова связаны многие места на Сахалине. Имя писателя носит областной драмтеатр. Его коллектив знают не только островитяне, но и во многих городах страны, куда он совершает гастроли.

     В Южно-Сахалинске, кроме драмтеатра, есть народный театр при Доме культуры "Железнодорожник". В его труппе - люди разных профессий, но их объединяет одно - любовь к искусству.

        В 1981году в областном центре был создан театр кукол. Юные зрители с восторгом узнают героев любимых сказок. Южно-Сахалинск- это город высокой культуры. Увидев все сразу "сокровища" Сахалинской области, можно в Сахалинском областном краеведческом музее.

     Краеведческий музей Южно-Сахалинска можно также с гордостью назвать сокровищницей Дальнего Востока. Необычная архитектура сразу привлекает внимание непривычным для российского города видом – здание построено в традиционном японском стиле "императорской короны", в сочетании с западными элементами. Большой интерес представляют экспонаты, рассказывающие о  прошлом и настоящем коренных жителей острова, малых народностей, макеты транспортных судов, на которых совершали экспедиции русские путешественники во времена открытия и освоения  острова, макеты современных судов. Специальные экспонаты, посвящены пребыванию на Сахалине великого русского писателя А. П. Чехова, делают музей ещё интересней [24.с.79].

     Таким образом, мы можем сказать, что Южно-Сахалинск как культурно-исторический центр имеет интересную и богатую историю. В городе находятся уникальные объекты, привлекающие туристов в областную столицу: Краеведческий музей, городской парк культуры и отдыха им. Ю. Гагарина, спортивно-туристский комплекс «Горный воздух», а также международный театральный центр им. А. П. Чехова.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Театральная жизнь  Южно-Сахалинска 

         Анализируя проблему исследования, автором было проведено анкетирование (приложение 1) студентов Южно-Сахалинского педагогического колледжа и факультета сервиса и туризма Сахалинского государственного университета. Вопросник включал в себя 4 аспекта. В анкетировании принимало участие 70 человек.

    На  первый вопрос, «Что Вы предпочитаете  больше, театр или кино?», 81% опрошенных студентов выбрали кино, и 19% выбрали  театр.

    На  второй вопрос, «Как часто вы посещаете Сахалинский театр?» 53 % респондентов сказали, что часто посещают театр, 17 % - редко и 30 % студентов не посещают театр.

    На  третий вопрос, «Устраивает ли вас стоимость входных билетов на спектакли в театрах Южно-Сахалинска?», 61 % респондентов сказали, что устраивает и 39 % опрошенных отметили высокую стоимость входных билетов.

    На  четвёртый вопрос, «Как Вы считаете, на каком уровне сегодня находится Международный театральный центр имени А. П. Чехова?», 61 % респондентов отметили высокий уровень, 31% опрошенных считают, что на среднем и 8% студентов сказали, что театр имени А. П. Чехова находится, на сегодняшний день, на низком уровне.

       Таким образом, результаты проведённого анкетирования показали, что молодёжь Сахалина на сегодняшний день предпочитает театру кино, но в тоже время с удовольствием посещает Сахалинский театр, что говорит о востребованности  театральной сцены островной столицы.

     Даже  в век универсального доступа к информации многие ассоциируют Сахалин со знаменитой чеховской книгой о каторжном крае.  
Более современные люди – с открытием и разработкой шельфов Сахалина. О существовании же театра знают только люди, непосредственно связанные с ним. А для островитян и особенно южносахалинцев – это родной и любимый театр с драматичной и сложной судьбой. Даже во времена сахалинской каторги сюда добирались редкие антрепризы. А в конце XIX века на Сахалине существовал первый театральный балаган, который содержала легенда криминального мира России Сонька Золотая ручка.  
          Пожалуй, ни один театр, по крайней мере, в России, не переживал таких трансформаций всяческого рода, как сахалинский. В 1930 году в Александровске-Сахалинском, административном центре северной, российской, части острова был организован первый профессиональный театр. Оправдывая свое название «Сахалинский областной драматический театр» являлся единственным на то время очагом профессиональной культуры на острове. Его первым художественным руководителем и главным режиссером был Е.В.Муратов, собравший первую труппу из московских артистов.

Информация о работе Эволюция театрального искусства