Эволюция театрального искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть развитие Сахалинского театра с момента становления до настоящего времени

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Театр как социальный феномен человечества ……………………… 6
Глава 2. История Южно-Сахалинска как культурно-исторического центра..14
Глава 3. Театральная жизнь Южно-Сахалинска ………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...28
Приложение ……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая Максимова Александра.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В 1946 году островной столицей стал Южно-Сахалинск. В этом же году открылся Южно-Сахалинский областной драматический театр. В следующем году в областную столицу переехала практически вся труппа Александровск-Сахалинского театра. И  с 1947 года театр стал назывался Сахалинский областной драматический театр. В 1954 г. театр получил ко многому обязывающее имя А. П. Чехова.

     Дальнейшие  структурные трансформации дали ряд труднопроизносимых аббревиатур  в названии театра, но для коренных южно-сахалинцев и театралов он остался  и остаётся просто драмтеатром.

     В августе 1992 года областной драматический театр был преобразован в областной театральный центр им. А. П. Чехова. Его первым директором и художественным руководителем стал А. Е. Полянкин, ныне – генеральный директор «Сатирикона». Созданием Чехов-центра он попытался реализовать идею создания принципиально нового, экономически самостоятельного, типа учреждения искусства и культуры, своеобразный симбиоз «коня и лани».

         В состав Чехов-центра вошли три театра:

1). Драматический театр им. А. П. Чехова;

2). Театр для детей и молодежи;

3). Музыкальный театр и театральный колледж.

       Создание последнего было вызвано острейшим дефицитом актерской молодежи. Проблема эта всегда была и остается актуальной для театра. Специфичность географического расположения, удаленность от центра создают клубок проблем, от которых свободны их коллеги по профессии на материке. Заманить хорошего актера на Сахалин нелегко. Если же такие смельчаки и находились, то любовь к искусству оказывалась заживо погребенной жилищными проблемами и недостойной заработной платой. Поэтому в театральном искусстве остаются действительно фанатически преданные своей Музе люди.

     Примером  может быть народная артистка России Клара Константиновна Кисенкова, почти 45 лет прослужившая родному театру. В 1965 году, сразу же  по окончании театрального факультета Дальневосточного педагогического института искусств, она была зачислена в состав труппы и поныне верна своему единственному театру. Как легенду вспоминают в театре заслуженного артиста России В. П. Новикова, 50 лет отыгравшего на сцене родного театра и потом продолжавшего работать вахтером. Или народного артиста России Александра Андреевича Ульянова, родом из Ленинграда, 30 лет радовавшего сахалинских театралов своей игрой [12, с.59].

      Дальнейшим шагом в реорганизации театра стало преобразование в 1992 году областного театрального центра в Международный театральный центр им. А. П. Чехова.

     По замыслу организаторов вновь созданная структура должна была вовлечь Сахалин и Курилы в орбиту культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и стать частью федеральной государственной программы сохранения и развития культуры и искусства. Предусматривался обширный комплекс мероприятий, способных решить новые задачи. Но, к сожалению, многое так и осталось проектом. Объективной причиной явился социально-экономический кризис, охвативший всю Россию и особенно больно ударивший по организациям некоммерческого характера. Для драмтеатра, несомненно, это тоже были самые трудные годы. В классическом лозунге «хлеба и зрелищ» из второго компонента почти исчез «театр». Повальный отток зрителей из театра шел практически по всей стране, не обойдя и сахалинский театр. Но труппа в составе всего12 человек продолжала работать. На малой сцене – поскольку игра на основной площадке представляла уже опасность для жизни – прошли премьеры двух чеховских пьес: «Чайки» и «Иванова» в постановке А. Полянкина. Положительную оценку вызвала постановка «Леса» А. Островского, осуществленная художественным руководителем театра П. Цепенюком. Одновременно вышел спектакль «Спокойной ночи, мама!» М. Нормана. Эту сложную психологическую драму блестяще сыграли народная артистка РСФСР К. Кисенкова и заслуженная артистка РСФСР Р. Ренева [12, с.47]
         К этому же времени относится начало международных контактов театра. Хотя опыт совместных постановок у театра уже был. В 1990 году с немецкими коллегами была осуществлена постановка «Разбойников» Ф.Шиллера. Ставил пьесу М. Мандель, а оформил художник З. Мойер. Спектакль имел шумный успех и у публики, и у критиков. У последних – как первый опыт совместной работы провинциального театра с зарубежными художниками. А крупным первым «блином», оказавшимся совсем не «комом», стал спектакль по пьесе Сэма Шепарда «Настоящий Запад» Не меньший успех сопутствовал театру и в первой зарубежной творческой поездке. Труппу театра пригласили со спектаклем «Настоящий Запад» на ежегодную театральную конференцию, которую проводят на Аляске с 1993г. Четвертая по счету, участниками которой стали сахалинские артисты, состоялась в городе Валдис в театральном колледже им. Принца Вильяма под патронажем знаменитого драматурга Артура Миллера. Островные артисты получили право открыть просмотр спектаклей. Успех превзошел все ожидания. Зрители и критики были потрясены глубиной игры и профессиональным мастерством российских актеров. А М. Худ даже хотел взять актеров в свой театр. Спектакль стал самым заметным событием конференции.  
        Второй международной акцией театра стал совместный российско-японский спектакль «Журавлиные перья» по одноименной легенде Д. Киносита. Постановку осуществила народная артистка России К. Кисенкова. Это был не первый опыт режиссерской работы известной актрисы, которая ничего не может делать плохо. Премьеры и на Сахалине и в стране восходящего солнца прошли на «ура».[12, с.56]

     Но более привычны, конечно, для театра родные, сахалинские пути-дорожки. Тысячи спектаклей для островитян дали артисты театра. Иногда просто в экстремальных условиях. Например, в красном уголке животноводческого комплекса. Или на палубе авианосца и плавбазы. В 75-летней истории театра, естественно, были и периоды творческого взлета и довольно грустные времена. Неизменным оставалось одно: он всегда являлся своеобразным индикатором эстетического уровня зрительской аудитории и средством его активного формирования. К этому обязывало и присвоение театру в 1954 году имени А. П. Чехова.

      Театр – удивительно сложная система различных технических и вспомогательных служб, работающих на конечный результат – спектакль. Но никто из них не обидится, если сказать, что история театра персонифицируется в актерах [5, с.12]. Не исключение и Сахалинский театр. Широкому зрителю их имена, скорее всего, не скажут ни о чем, но для островных театралов, особенно старшего и среднего поколений, – это и их собственная жизнь и жизнь любимого города. Отдавая дань уважения и благодарности, мы вспоминаем имена актеров и режиссеров, стоявших у истоков театра и долгие годы прослуживших родной сцене. 
          В 30 – 40-х г.г. деятельность театра была связана с именами Л. Н. Россовой, В.А. Сучкова-Федоренко, А. Колосова, А. С. Лыткина, М. Ш. Хасановой, В.П.Любимова, Н. Ф. Орского, А. А. Росиланова, П.Е. Андросова и многих других. Они были не только образцом профессионального мастерства, но и людьми с интереснейшими судьбами, интеллигентность и интеллект которых послужили причиной драматических поворотов в их биографии в  трагические годы истории страны. 
        Новый этап в истории театра связан с созданием драмтеатра в Южно-Сахалинске и с именем его первого художественного руководителя – известного режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. И. Уралова.  
  За 75 лет существования театра сменилось немало его художественных руководителей и главных режиссеров. Но особенный след оставили, по словам актеров и персонала театра, двое – П. А. Цепенюк и безвременно ушедший из жизни И.С.Гуревич. Более 10 лет отдал сахалинскому театру П. А. Цепенюк. Среди его постановок, принимавшихся с неизменным успехом и у зрителей, и у театральной критики, превалировали классические – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Лес», «Свои люди – сочтемся!», «Без вины виноватые» А. Н.Островского, «Васса Железнова» М. Горького. Он первым на острове осуществил постановки музыкальных спектаклей. «С любовью к оперетте» – так назывался дипломный спектакль первого выпуска Сахалинского театрального колледжа, организации которого, кстати, режиссер приложил много усилий. Продолжением «музыкального» направления стали следующие работы режиссера: «Севастопольский вальс»,

«Принцесса  Кру», «Неосторожность» [12, с.73].

        Особо тепло в театре до сих пор вспоминают И.С.Гуревича. Чрезвычайно жесткий в работе, он  добивался от актера реализации его творческого максимума. Многие его работы («Шум за сценой», «Номер 13») до сих пор идут в театре с неизменным аншлагом. Среди них – «визитная карточка» сахалинского драмтеатра – «Прибайкальская кадриль».  
          С 2004 года художественным руководителем и главным режиссером Чехов-центра назначается А. Бажин. Труппа театра ему знакома хорошо: до назначения он уже осуществил здесь несколько постановок. Приход нового главного режиссера практически всегда означает и новое лицо театра. По осуществленным и готовящимся работам А. Бажина можно
с уверенностью говорить о пристрастии режиссера к классике и к поискам современных средств и форм сценической выразительности. Премьерой юбилейного сезона стал спектакль «Инкогнито» по «Ревизору» Н.В.Гоголя в его постановке. Начатая в театральном сезоне 2008 – 2009 гг. стратегия на усиление компонента «международный» в деятельности Чехов-центра, активно поддержанная областным управлением культуры, реализовалась в двух международных проектах. Спектакли были замечены организаторами двух международных театральных форумов и приглашены для участия. «Страсти по Андрею» были представлены на Международный чеховский фестиваль «Мелиховская весна». «Остров Сахалин. Часть I» был показан на V Международном фестивале камерных спектаклей «Арбатские встречи» в Москве. Обе работы островного театра были отмечены профессиональной театральной критикой, однако театр не забывает, что наш центр является Сахалинским, то есть российским, и продолжает творческое сотрудничество с самыми яркими именами в российском театральном пространстве. Над первым премьерным спектаклем 79-го театрального сезона Чехов-центра работает московский режиссер Никита Гриншпун. Его сценическую интерпретацию нескольких рассказов Василия Макаровича Шукшина отличает корректное отношение к литературному первоисточнику и безграничная творческая фантазия [12. с.100].

     В планах Чехов-центра еще множество проектов – оригинальных и дерзких, с которыми зритель познакомится в будущем сезоне. Большая часть из них будет связана с грядущими в 2010 г. юбилейными датами – 150-летием А.П. Чехова, 80-летием сахалинского театра и 45-летием творческой деятельности примы островной сцены Клары Константиновны Кисенковой. Создан решением Сахалинского облисполкома (по согласованию с Министерством культуры РСФСР) от 18.02.1981 №77 в г.Южно-Сахалинске [1].

     Управление  культуры сочло целесообразным до открытия театра организовать курсы по подготовке артистов для театра кукол с целью последующего отбора в творческий состав театра наиболее одаренных выпускников. Руководил курсами, занятия на которых проводились по специальной программе, главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР В. П. Ральчук. Четыре выпускника вошли в труппу, стали ее основой и их силами была осуществлена первая постановка театра - спектакль "Маленькая фея" по пьесе югославского писателя В. Рабадана, показанный 19 февраля 1981. Коллектив гастролирует по Сахалину, Курилам, Приморью, Хабаровскому краю. Участник фестиваля театров кукол в Абакане (1990). Для Сахалинского областного театра кукол 2006 год стал юбилейным – ему исполнилось 25 лет. В 1981 году 19 февраля состоялась премьера спектакля "Маленькая фея". Именно тогда на Сахалине появился свой театр кукол. Его первым вдохновителем и руководителем стал режиссер Ральчук. Все последующие годы коллектив театра гостеприимно открывал двери в сказку маленьким зрителям. За 25 лет в театре поставлено более 80-ти спектаклей самых разных жанров – русские народные, сказки, произведения отечественных и зарубежных авторов. На них выросло целое поколение зрителей, которые, повзрослев, приводят в театр уже собственных детей. Перефразируя К.И Чуковского можно выразить главный принцип работы театра – спектакли для детей надо ставить так, как для взрослых, только намного лучше. Поэтому к нам в театр с удовольствием приходят малыши, ребята постарше и их родители. Совсем недавно состоялась премьера спектакля "Принцесса на горошине" он поставлен московским режиссером и актрисой Л. Мартьяновой. Это целый фейерверк из произведений замечательного датского писателя Г. Х. Андерсена. Юные зрители смогут встретиться с персонажами сказок "Дюймовочка", "Огниво", "Принцесса на горошине" [1].

     Театр много гастролирует. Ежегодно коллектив тетра посещает города и поселки Сахалина и Курил. В 1990 году он участвовал в фестивале театров кукол в г. Абакане; 2004 год- международный фестиваль "Чаепитие в Мытищах"; 2005 год – стал лауреатом Международного фестиваля "Лагаминас 7" в Литовском городе Паневежесе. Среди участников коллектива есть люди бесконечно верные и преданные театру, работающие в нем более 10-ка лет. Есть и те, кто совсем недавно стал частью театра, но это тоже любящие свою профессию люди, которые, даже повзрослев, продолжают верить в чудо и в сказку и дарят эту веру маленьким и большим зрителям.

Информация о работе Эволюция театрального искусства