Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:00, реферат
В первой половине 19 века книга являлась главным, а иногда и единственным источником информации и научных знаний. Поэтому, говоря о распространении знаний в первой половине 19 века, в первую очередь закономерно говорить о книге. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Но развитие книжного дела в этот период было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего уровнем грамотности населения и политикой правительства. Количество грамотных людей в России в то время было ничтожно мало. Помимо того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения. Так, по словам А.И.Герцена: «Высшее общество ничего не читало по-русски, низшее- вообще ничего не читало».
Введение.-с.2-3
Книжное дело в первой половине 19 века, общая характеристика.-с.4-6
Дворянское книгоиздательство в 19 веке.-с.7-10
Коммерческие издательства.-с.11-15
Заключение.-с.16
Санкт-Петербургский государственный
Университет 
культуры и искусств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат 
на тему:  «Книжное дело в первой 
половине 19 века». 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 1курса
библиотечно-информационного
факультета, 
гр.113, Сидорова Марина. 
 
Проверила: 
Шомракова И.А. 
 
 
Санкт-Петербург.
2008.
Содержание.
I.Введение 
В первой половине 19 века книга являлась главным, а иногда и единственным источником информации и научных знаний. Поэтому, говоря о распространении знаний в первой половине 19 века, в первую очередь закономерно говорить о книге. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Но развитие книжного дела в этот период было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего уровнем грамотности населения и политикой правительства. Количество грамотных людей в России в то время было ничтожно мало. Помимо того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения. Так, по словам А.И.Герцена: «Высшее общество ничего не читало по-русски, низшее- вообще ничего не читало».
Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю — это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес.
Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.
Начало 
19 века сопровождается крупными изменениями 
в русской экономике, которые 
вызваны разложением 
В сельском 
хозяйстве возникают новые 
2.
В период царствования Александра I был реорганизован сенат: вместо коллегий были созданы министерства. Реформе подверглись центральные правительственные учреждения. В 1803 году было образовано министерство народного просвещения.
Первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы.
В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства. Из 1304 книг, вышедших на русском языке в 1801-1805 годах, 1224 были напечатаны в Петербурге и Москве. Книгопечатание в провинции развивалось медленно. В первой четверти XIX века в 17 провинциальных городах России было выпущено лишь 427 книг, во второй четверти — 1036.
Наиболее 
крупными центрами провинциального 
книгопечатания в первой половине XIX 
века были Казань, Смоленск, Орел, Астрахань. 
 
 
 
 
 
 
 
3. 
II.Книжное дело в первой половине 19 века, общая характеристика.
В связи с ослаблением цензурного гнета в начале 19 века в России и с возрождением с 1802 года вольных типографий, в стране увеличивался выпуск книг московскими и петербургскими типографиями и издательствами. За первые пять лет было издано 1304 книг на русском языке и 641 на иностранных. В провинциях же книгопечатание развивалось медленно.
Принципиальное 
различие между книгой конца 18 века 
и начала 19 не столько в увеличении 
числа и тиражей книг, сколько 
в изменении характера и 
С передовой 
революционной литературой 
4. 
В области печати Александр I провел некоторые мероприятия, ставшие благоприятными для развития печатного дела в России в 19 веке. Так, в марте 1801 года снимается запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году был издан указ, по которому литература освобождалась от надзора полиции и управы благочиния. Цензура в стране была передана в ведение Главного управления училищ. По указу 1802 года была отменена предварительная цензура, господствовавшая во времена правления Павла I.
Первый цензурный устав в России был принят в 1804 году. По этому уставу вводилась предварительная цензура, которая была вверена университетам, а в Санкт-Петербурге особому цензурному комитету. Но, несмотря на это, устав в целом имел достаточно мягкий характер. К примеру, там было указано, что если какое-то место в произведении подвержено сомнению или имеет двоякий смысл, необходимо объяснять его наиболее выгодным для автора образом, нежели преследовать автора. Устав имел охранительный характер, а особое внимание в его содержании уделялось рукописям, исполненным «мыслей и выражений, явно отвергающих бытие божие»; рукописям, вооружающим «против веры и законов общества» и оскорбляющим верховную власть.
Усиление царской цензуры произошло после подавления восстания декабристов в 1825 году, в годы николаевской реакции.
В 1826 году правительством был издан новый цензурный устав, тяжеловесный и реакционный, который прозвали «чугунным» уставом. Данный устав вводил новую сложную цензурную систему: Главное управление цензуры, при министерстве народного просвещения; Верховный цензурный комитет, состоящий из трех министров – просвещения, внутренних и иностранных дел.
«Чугунный» устав был направлен против «вольнодумных» сочинений, «наполненных бесплодными, пагубными мудрствованиями новейших времен».
5.
Было 
запрещено обсуждать в печатных 
изданиях всевозможные предположения 
о преобразовании каких-либо частей 
государственного управления. Запрещалось 
обсуждать и критиковать 
«Чугунный» устав не дозволял «пропускать к напечатанию места, имеющие двоякий смысл, если один из них противен цензурным правилам». В 1828 году цензурный устав вышел в новой, несколько более смягченной редакции. Было положено начало множественности цензуры; книги цензуровались в соответствии с содержанием в различных ведомствах, а это усиливало их судьбы от воли правительственных чиновников.
Для русской печати в 19 веке особенно трудными были конец 40х – начало 50х годов. С 1848 года в истории русского освободительного движения, литературы и книгопечатания начинается период «мрачного семилетия». В связи с революцией 1848 года на западе и усиленного брожения по всей стране усиливается полицейский надзор.
27 февраля 
1848 года по указу правительства был учрежден 
особый комитет под председательством 
князя А. С. Меншикова. Этот комитет установил 
«вредное направление» в русской журналистике 
и серьезные упущения цензуры. 2 апреля 
1848 года был создан специальный комитет, 
который известен под названием «Бутурлинского 
комитета» по имени его председателя Д. 
П. Бутурлина. Комитет был наделен исключительными 
полномочиями: его ведению подлежали все 
произведения печати. Все заключения комитета, 
после их утверждения Николаем I, передавались 
как личные распоряжения и указания царя. 
Период семилетней деятельности «Бутурлинского 
комитета» получил название «эпохи цензурного 
террора». Главное внимание в цензурных 
комитетах и уставах обращалось на «междустрочный 
смысл сочинения». Журналом «Современник» 
в 1849 году 19 век именовался «Веком книговедения». 
6.
III. Дворянское книгоиздательство в 19 веке.
После правительственного указа, который разрешал открытие частных типографий в России, их начали заводить не только книгопродавцы-коммерсанты, но и просвещенные дворяне, любители, покровители «изящной словесности». Они занимались изданием книг, вкладывая в это дело зачастую все свое состояние.
Таким 
меценатом был к примеру 
Выпускались типографией и иллюстрированные альбомы – «Пантеон Российских авторов» - портреты русских писателей с приложением кратких биографий, написанных Карамзиным, и «Собрание портретов знаменитых россиян». Бекетов издал так же «собрание оставшихся сочинений А.Н. Радищева» в 6 частях с портретом автора.
В общей 
сложности в типографии Бекетова 
было выпущено около 100 изданий. В своей 
практике издатель руководствовался не 
коммерческими соображениями, а 
исключительно собственным художественным 
вкусом и любовью к литературе. Книги его 
издания, выходившие небольшими тиражами, 
отличались изяществом и безукоризненностью 
оформления. К сожалению, типография, книжная 
лавка и великолепная библиотека Бекетова 
погибли при пожаре в Москве в 1812 году. 
После пожара Бекетов уже не возобновлял 
своего предприятия. 
 
 
 
7.
Совершенно особое место в книгоиздательстве 19века занимает граф Николай Петрович Румянцев (1754 -1826). Этот человек был не только библиофилом, но и большим патриотом-просветителем.
Граф Румянцев, сын известного военачальника фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского, был одним из замечательнейших людей первой половины 19 века. Видный государственный деятель, а в прошлом один из «молодых друзей» молодого Александра I, член Негласного Комитета, министр коммерции, а позднее – министр иностранных дел, председатель Государственного совета, он с юношеских лет увлекался отечественной историей. Позднее, уже занимая высокие государственные посты, он продолжал свое свободное время уделять любимому делу. Румянцев сплотил вокруг себя единомышленников-ученых, потому что понимал, что русскую историю можно продвинуть только объединившись. Один из друзей Румянцева писал о нем: «Не любя рассеяний, выезжая единственно ко двору, он посвящал досуги свои серьезному чтению и любил собирать за столом малое, но избранное общество людей образованных.»
Членами 
этого «избранного кружка» 
 
 
8. 
По поручению Румянцева в 1817-1818 годах Строев обследовал многие монастырские библиотеки и архивы, по материалам его изысканий был издан «Софийский временник».