Книжное дело в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

В первой половине 19 века книга являлась главным, а иногда и единственным источником информации и научных знаний. Поэтому, говоря о распространении знаний в первой половине 19 века, в первую очередь закономерно говорить о книге. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Но развитие книжного дела в этот период было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего уровнем грамотности населения и политикой правительства. Количество грамотных людей в России в то время было ничтожно мало. Помимо того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения. Так, по словам А.И.Герцена: «Высшее общество ничего не читало по-русски, низшее- вообще ничего не читало».

Содержание

Введение.-с.2-3
Книжное дело в первой половине 19 века, общая характеристика.-с.4-6
Дворянское книгоиздательство в 19 веке.-с.7-10
Коммерческие издательства.-с.11-15
Заключение.-с.16

Работа содержит 1 файл

Санкт.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 Историк  Круг собирал для Румянцева  сведения о неизвестных византийских  сочинениях о Руси в архивах  Англии, Италии и Испании, а  П.И.Кеппен – в немецких архивах, где снял копию договора князя Смоленского с Ригой в 1229 году. Этот ценный документ Румянцев передал в архив министерства иностранных дел. Материалы, собранные Кеппеном, вошли в издание «Собрание славянских памятников, находящихся вне России».

На средства Румянцева были так же изданы «Древние российские стихотворения, собранные  Киршею Даниловым», «Памятники Российской словесности XII века», «Белорусский архив древних грамот», «Законы великого князя Иоанна III и его внука царя Ивана Васильевича». В 1811 году Румянцев, будучи председателем Государственного совета, учредил Комиссию печатания государственных грамот и договоров для издания документов по внутренней и внешней политике России. Щедро субсидировал Румянцев издание «Собрания государственных грамот и договоров», предпринятое Академией Наук.

Как и  Бекетов, Румянцев очень сильно заботился  о внешнем оформлении книги, требуя соблюдать «чистоту и красоту тиснения». Всего Румянцев выпустил около 50 изданий исторического, этнографического, географического и палеографического характера. Издания кружка Румянцева выпускали лучшие отечественные и зарубежные типографии того времени (С.И.Селивановского, Н.И.Греча и др.). Издательскую деятельность графа Румянцева можно назвать своего рода уникальной. 
 
 

9.

Постепенно  издательское дело в России приобретает  известную популярность и используется некоторыми помещиками даже в хозяйственных  целях. Так например известный временщик александровского времени-граф Аракчеев имел типографию в своем имении. Будучи рачительным хозяином, он размножал типографским способом многочисленные циркуляры и правила, строго регламентировавшие не только работу, но и быт крепостных, наподобие состоявших из 36 параграфов «Правил матерям по уходу за детьми».

Однако  дворянское книгоиздательство, даже в  лучших своих вариантах, определяясь  вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу  читателей.

В значительно  большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний у населения удовлетворяли коммерческие издательства. Так же развитию коммерческих издательств способствовало проникновение товарно-денежных отношений в книжное дело. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10.

IV. Коммерческие издательства.

По данным известного библиографа Сопикова, в 1813 году в России насчитывалось 66 коммерческих типографий, 18 из которых находились в Петербурге. В 1825 году число петербургских  типографий увеличилось до 22.

Издатели-меценаты, занимаясь книгоиздательством, не стремились извлекать выгоду из выпуска книг, а издатели - коммерсанты напротив во главу своей деятельности ставили прибыль, относились к  книге, как к товару и строили свою работу с учетом спроса на книжном рынке в первую очередь. Коммерческие издательства представляли собой предприятия буржуазно-предпринимательского характера.

Конечно и коммерческие издательства не могли  не брать в расчет интересы и потребности  общества, понимали культурное, просветительское назначение книг и выпустили немало ценных научных, художественных и иных произведений. Их издания оказывали влияние на читателей, формировали их вкусы и пристрастия. Но книжная продукция этих издателей отличалась своей пестротой, у некоторых она имела чисто «рыночный» характер.

В начале 19 века издатель-коммерсант это обычно и книгопродавец одновременно, который видел в издательской деятельности дополнительный источник доходов. Характерной особенностью данного периода является то, что издательская деятельность еще не отделилась от типографской промышленности.

Одним из наиболее ранних и значительных петербургских издательств начала 19 века была книжная торговля Василия Алексеевича Плавильщикова (1768-1823). Его магазин был открыт в 1812 году у Публичной библиотеки на Садовой улице. В 1815 году он снял новое помещение на набережной р.Мойки у Исаакиевской площади.  

11.

Василий Плавильщиков был не чуждый литературе человек, он преследовал в своей  деятельности не только коммерческие, но и просветительские цели. Вскоре при лавке им была открыта библиотека, где за плату желающие могли получить произведения классиков русской литературы 18 и начала 19 века. Мазин Плавильщикова отличался от большинства книжных лавок того времени своей просторностью и удобством, поэтому он вскоре стал своего рода литературным клубом, постоянным местом встречи и бесед ученых и литераторов Петербурга.

В 20х  годах 19 века на Невском проспекте  открылась Книжная лавка Ивана Васильевича Сленина (1789-1836), человека прогрессивных воззрений, активного члена «Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения», сопричастного «Союзу Благоденствия». Декабристские связи Сленина отразились на его издательской и торговой деятельности. В его магазине продавались «Думы» К.Ф.Рылеева, книги Ф.Н.Глинки. Среди выпущенных Слениным книг выделяется второе исправленное издание «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина в 12 томах и первая книжка знаменитого альманаха К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева «Полярная звезда». Книжная лавка Сленина пользовалась вниманием столичных литераторов, ее посещали А.С.Пушкин,В.К.Кюхельбекер,К.Ф.Рылеев, А.А.Дельвиг.

Журнал  «Современник» относил Сленина  «к небольшому числу тех книгопродавцев-издателей, которые заботились не только о своих  личных выгодах, но и о пользе литературы».

 Видное место в столичной книготорговле занимала династия Глазуновых, просуществовавшая более 100 лет(1783-1917). Представители старинной купеческой семьи, Глазуновы начали книжную торговлю в Москве, но в конце 18 века перебрались в Петербург. 
 

12.

 К  1811 году братья Глазуновы уже владели 10 лавками в столице. Их магазины располагались в центре –на Невском проспекте,в Гостином дворе, на Садовой улице и пользовались популярностью. Наряду с магазинами ими была приобретена и типография. Глазуновы печатали главным образом научную литературу – труды членов Академии Наук, книги по истории, географии, сельскому хозяйству, медицине, различные учебники. С середины 20х годов они начали издавать и произведения русских писателей- Державина, Батюшкова, Марлинского, Пушкина, Лермонтова. В 1840 году в издательстве Глазуновых вышло первое издание «Героя нашего времени» Лермонтова, имевшее шумный успех.

      Самой значительной и популярной же в первой половине 19 века в Петербурге и в  России была книжная торговля Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). Он вошел в историю русского книгоиздательства как основатель нового периода в издательском деле. Несмотря на коммерческий характер деятельности Смирдина, ее с полным основанием необходимо назвать просветительской. Начал он свою деятельность «мальчиком» в московской книжной лавке, откуда во время захвата Москвы французской армией в 1812 году пешком добрался до Петербурга, где спустя некоторое время устроился в книжную лавку Плавильщикова. Проявив там недюжинные способности, Смирдин снискал уважение своего патрона. Это побудило Плавильщикова не только назначить Смирдина главным приказчиком, но и завещать Смирдину типографию, книжный магазин и библиотеку. Смирдин значительно расширил издательское дело, установив его на коммерческих началах, намного увеличив тиражи и уменьшив стоимость книги. Тем самым Смирдин сделал произведения русских писателей доступными и для небогатых людей. Смирдин первым ввел плату писателям за издание их сочинений, тем самым способствуя тому, чтобы труд писателей стал профессиональным. 

      13.

        Высокими гонорарами Смирдин  стремился поощрить русских писателей  и способствовать развитию литературы. Более поздние литературные критики  так оценили издательскую деятельность  Смирдина: «Смирдин первый оживил  у нас литературу благородной  оценкой труда, первый не захотел пользоваться обыкновенной беспечностью таланта, и первый стал вознаграждать его прибылью... Все это необыкновенное движение в нашей литературе было следствием его деятельности, его благородного образа мыслей, его усердия к умственной славе России и того неограниченного доверия, которое умел он своею честностью внушить всему пишущему и читающему классу».

      Смирдин много помогал писателям, в том  числе А. С. Пушкину, к которому он относился с благоговением и  любовью, высоко оценивал все, что выходило из-под пера великого поэта. Так, в начале 1830-х годов, когда расходы Пушкина резко возросли в связи с женитьбой, Смирдин взял на себя распродажу всех ранее вышедших, но не раскупленных его произведений, за что ежемесячно выплачивал поэту по 600 руб. Помимо сочинений Пушкина Смирдин издавал И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, осуществлял переиздание произведений М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

      Успешное  ведение дел позволило Смирдину в 1832 году перевести свой магазин, помещавшийся на Мойке у Синего моста, в роскошное помещение на Невском проспекте. С конца 30х годов появляются признаки разорения Смирдина. Выплачивая невиданно высокие по тем временам гонорары, Смирдин явно переоценивал значение капитала в литературном творчестве, полагая что «живой капитал есть душа литературы».Некоторые писатели злоупотребляли любовью Смирдина к русской литературе, навязывали ему расточительные контракты. 
 

      14.

        В разорении Смирдина немалую  роль сыграла группа реакционнаых писателей-Сенковский, Греч, Булгарин, которые издавали на деньги Смирдина журнал «Библиотека ддя чтения» и газету «Северная пчела». В 1839 году он делает попытку объединить русских писателей в фундаментальном издании «Сто русских литераторов» с их портретами и обзорами творчества. Но издание, несмотря на роскошное оформление, было неудачным и убыточным. Неудачей закончилась и попытка публикации «Энциклопедического лексикона». С 1840 года и до своей смерти в 1857 году; Смирдин боролся с разорением и долгами. Несмотря на все попытки опытного «книжника», дела его шли все хуже, и скончался А. Ф. Смирдин в полной нищете, позабытый многими из тех, кому он так помогал при жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      15.

      V. Заключение.

      Таким образом, мы можем заметить что в первой половине 19 века происходит развитие книготорговли и книгоиздательства. В связи с ослаблением цензуры происходит увеличение выпуска книг московскими и петербургскими типографиями. В 19 веке изменяется и содержание издававшихся книг, это были книги по философии, социальная, естстетвенно-научная литература, правовая и экономическая.

      В 19 веке книгоиздательством начинают заниматься просвещенные представители дворянского  класса, они были заинтересованы в  судьбе русской литературы и науки, желали послужить на благо русского просвещения.

      Так же помимо частных издательств в  первой половине 19 века появляются и  развиваются коммерческие издательства, главной целью которых было получение  прибыли от издания и торговли книгами.

      Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах — с конца 30-х годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой. Увеличивается и число разносчиков, торгующих книгой и на «толкучем рынке» — «там находятся книги на всех языках, причем очень дешево» — свидетельствовал современник. Такие книжные «развалы» существовали на Апраксином, Щукином и других рынках. «Ходебщики» (то есть торгующие книгой вразнос) и букинисты с течением времени становятся серьезными конкурентами солидных книжных магазинов.

      Помимо  Петербурга и Москвы книжная торговля во второй четверти XIX века начинает успешно развиваться и в провинциальных городах — Дерпте, Риге, а также Казани, Харькове. Главными потребителями книги были в то время в основном дворянские семьи, в которых считалось модой иметь свои библиотеки.  

16.

Литература. 
 

  1. Баренбаум, И.Е. История книги [текст] учеб.пособие для студентов/ И.Е.Баренбаум.-М.:Книга,1984.-245,[3]с.-Библиогр. С.241-242.
  2. Смирнов-Сокольский, Н.П. Книжная лавка А.Ф.Смирдина [текст]/ Н.П.Смирнов-Сокольский.-М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1957.-80с.
  3. Муратов, М.В. Книжное дело в России в XIX и XX веках [текст]/М.В.Муратов.-М.:Государственное социально-экономическое издательство,1931.-256с.
  4. Яковкина, Н.И. История русской культуры:XIX век [текст]/ Н.И.Яковкина.-СПб.:Лань,2002.-576с.

Информация о работе Книжное дело в первой половине 19 века